В своем путешествии по Тверской области мы забрались в самый удаленный городок — Торо́пец. И здесь нас поджидало одно из открытий нашей Медиаразведки, связанное с местными обычаями.
У каждой девушки был возлюбленный, тут их называли миляхами. Многие считают, что на Руси не приветствовались всяческие шуры-муры до брака, а вот в Торопце было иначе.
У девушек было принято встречаться и уединяться со своими миляхами. По вечерам после работы незамужние девушки ужинали с семьями, а потом идут на посиделки и на встречи с миляхами. Зимой встречались-обнимались «на воротах», а летом «на лесах», то есть где-нибудь в рощах за городом. Это называлось «дивить».
Родители относились к этому спокойно. Главное, чтобы девушки приходили ночевать домой, днем нормально работали и ужинали все в месте.
Даже если девушка нанималась куда-нибудь на работу, то она договаривалась с работодателями о том, что имеет право дивить со своим миляхой. «Дни ваши, ночи мои», — говорили девушки-торопчанки.
О том, было ли у девушек с миляхами что-то большее чем обнимашки-целовашки, мнения расходятся. В книге Семевского «Торопец. Уездный город Псковской губернии» 1864-го года издания написано так:
Дивят торопчанки по два, по три года, нередко все девство свое до самого замужества с одним и тем же; нас уверяли, что в старину бывали нередко случаи, что подобное дивенье исполнено было целомудрия. Ныне не то: «народ больно слабок стал», — говорят торопецкие старики и старухи. Как бы то ни было, но ныне, как и встарь, девушка-торопчанка, не заведшая себе миляху, подвергается в кружку подруг жестоким насмешкам и осуждению.
Трактовать можно по-разному, но буквально тут пишут о том, что в старину бывали и целомудренные отношения. А дальше уж кто что додумает. Так или иначе, словечко «миляха» пришлось нам очень по нраву и мы частенько вставляли его в наши разговоры.
В Тверскую область мы приехали с Медиаразведкой сервиса путешествий Туту.ру. Продолжение следует. Жмите палец вверх 👍🏻, заходите ко мне на канал о путешествиях по России и авиации. Подписывайтесь, чтобы не пропустить новые материалы.