"Вы жалуетесь, что сегодня неспокойны в духе и рассеянны..." - так начинается письмо преподобного Антония Оптинского. Да, всегда в истории человечества были подобные времена и люди часто обращались за духовными советами к старцам. Оптина пустынь занимает особое место в нашей духовной культуре. У Оптинских старцев в роду были крепкие молитвенники, иноки, священники или просто глубоко верующие, благочестивые люди. А самое интересное еще и то, что на всех лежала печать избранничества, то есть особое благоволение Божие. Потому и сейчас, обращаясь к их поучениям, мы не только утешаемся, но и получаем духовный совет и поддержку в несении креста.
Преподобный Антоний утешал так:
"Не должно вовсе расслабевать, но дух свой разогревать то чтением духовным, то памятью вечности, то молитвой, хоть краткой, говоря ко Господу: «Рассеянный мой ум собери, Господи, и ожесточенное сердце мое страхом Твоим смири и помилуй мя!» Ибо мы без помощи Божией ничего не сильны сделать, даже и с мухами не сладим, не только с невидимыми врагами. Когда человек будет снискивать дух бодрый, тогда при всех немощах и недугованиях плоти может быть спокоен и доволен своим положением.
Сейчас очень много информации и человеку становится даже плохо от такого количества новостей. Бывают случаи, когда человек просто морально "умирает" и ничего не может делать, считая свою жизнь оконченной. Но это не так! Только Бог знает, когда пробьет наш час. Потому не следует хоронить себя заранее, а наоборот, наконец начать ходить в храм, задуматься о своей душе, постараться подготовиться к исповеди. На самом деле исповедь искренняя как раз помогает избавиться от угрюмых дум, приводящих к унынию. И те, кто исповедуются и причащаются знают точно, что это враг рода человеческого так искушает, внушает худые мысли, а мы их принимаем и согрешаем.
Преподобный Антоний так же пишет:
"Как бодрость духа, так как и прочие блага, есть дарование Божие, льющееся на нас свыше от Отца светов. То и должны словами святого Златоуста просить у Господа, говоря: «Господи! не остави мене; Господи! даждь ми мысль благу; Господи! даждь ми смирение, терпение, великодушие и кротость» и прочее. Господь же, по уверению святого Давида, волю боящихся Его сотворит, и молитву вашу услышит, и спасет вас".
Кстати, обратимся к его же словам об исповеди:
"Когда духовный отец по данной ему от Бога власти сказал вам: «Прощаю и разрешаю тя от всех грехов твоих», – эти слова должно принять так, что языком его произнес их Сам Иисус Христос, и в ту же самую минуту разрешение это подтверждается на небеси Богом Отцом и Святым Духом. Видите, сколь милостив Бог к кающимся грешникам!.. Этим словом духовного отца разрешаются не одни только устно исповеданные грехи, но и неисповеданные по забвению или по неведению, одни только те грехи духовный отец разрешить не может, которые грешник с намерением утаивает от стыда и страха, каковых грехов и Сам Бог не прощает. Ваши же грехи все прощены и разрешены, и хотя верой и надеждой на милосердие Божие о спасении своей души должны мирными в духе своем быть, понеже грехи юности – неведения вашего – не воспомянутся перед Богом, в чем уверяю вас святым именем Его. Сомнение же ваше о разрешении грехов своих есть действие противного духа, и весьма опасное, которому отнюдь не должно верить. Хотя бы мы с вами грехами своими превзошли от века всех грешников, то и в то время отчаиваться не должно в милосердии Божием, ибо Он того ради и Сына Своего Единородного послал с небес в мир, да спасет грешных; убо и нас с вами премногогрешных по велицей милости Своей спасет и наследниками Царствия Своего соделает."
Мы привыкли даже уже носить в себе грехи, всё нет времени покаяться. С этим же происходит и искажение нашей жизни, мы смотрим на всё уже другими глазами. Вспомните, как хорошо после исповеди бывает. Не хочется браться за старое - грешить. Хоть и падение потом случается по гордыне нашей, но мы все-таки снова спешим на исповедь, чтобы очиститься от скверы и снова в бой с грехом. А вот когда оттягиваем время, нас все более и более затягивает этот мир... А откладывать исповедь, тем более опасно.
Преподобный Антоний пишет:
Если бы все скорби, болезни и несчастья со всего света собрать в одну душу и свесить, то адовы муки несравненно тяжелее и лютее, ибо геенны огненной и сам сатана страшится. Но нам немощным здешние муки зело невыносимы, ибо дух наш иногда и бодр, а плоть всегда немощна. Слыша о муках вечных, не смущайтесь, ибо они весьма благодетельны для человека; когда бы их вовсе не было, тогда еще хуже и грешнее были бы мы. Ибо как отцы и матери удерживают детей от резвости прутом, так и Бог посредством адских мучений удерживает людей от злодеяний. А что будет с теми, которые станут ошуюю своего Спасителя и Бога в последнюю годину. И когда навеки, невозвратно, безнадежно, наша Радость, наш Свет, наша Жизнь – Спас наш, окруженный вечной славой, бесчисленными сонмами Ангелов и святых, пойдет в райские врата в Горний Иерусалим, а те тогда воззрят на лики и красование спасенных, а сами пойдут в бездны и закроют их горы, сквозь которые не проникает никогда ни малейший луч света, ни малейшего звука Сладчайшего Иисуса!. Размышляй об этом! Если будешь об этом чаще размышлять, то не будешь так раздражителен и так капризен. И милостивее будешь к другим.
Слава Богу за всё!
Аминь.