Более 50 лет назад в английском отеле «Метрополь», где проходило брайтонское мотошоу 5 апреля 1969 года была впервые представлена абсолютно новая Honda CB750. Это был первый массовый супербайк с поперечным расположением рядного четырехцилиндрового мотора, дисковым тормозом и электростартером. Ценность этого мотоцикла не только в том, что он был первым крупно-объемным по меркам времени и многоцилиндровым мотоциклом с востока, но еще и в том, что вместе со своими аналогами Kawasaki Z1 и Suzuki GS определил развитие мотоциклов в 70-х и ранних 80-х годах. Путь мотоцикла от идеи до производства занял всего лишь шесть месяцев.
С чего все начиналось
В 1966 году Honda стала крупнейшим производителем мотоциклов в мире. Однако, моделью с самой большой кубатурой в линейке была CB450 Black Bomber появившаяся в 1965 году. Она разрабатывалась для того, чтобы завоевать рынок США, но несмотря на неплохие технические характеристики (рядная двойка выдавала 43 лошадиные силы и разгоняла мотоцикл до 180 км/ч) американцы предпочитали более кубатурные мотоциклы. Помимо этого, к 1969 году Honda стали пятикратными чемпионами подряд в Moto GP. Мотоциклы для гонок были крайне необычным по сегодняшним стандартам. Их RC166 имела 6 цилиндров при своем объеме выдавала 60 лошадиных сил при 18000 оборотов в минуту. FIM объявила о новых правилах, ограничивающих класс 500 кубовых мотоциклов четырьмя цилиндрами, а 250 и 300 кубовых двумя цилиндрами.
Марку Honda не устроил новый расчет, и они объявили о прекращении участия в Moto GP. Компания не была заинтересована в разработке моторов с малым количеством цилиндров и решила использовать отработанные в гонках технологии для создания многоцилиндровых мотоциклов в гражданском сегменте. Целью компании в то время был рынок США, где в основном был запрос на крупнокубатурные мотоциклы.
Разработка супербайка
В 1967 году в Японию прилетел американский менеджер по обслуживанию мотоциклов Honda Боб Хансен. Он встретился с Соичиро Хондой, основателем компании, и Хонда сказал ему, что работает над секретным «королем мотоциклов». Хансен, знавший, что у Honda есть двухцилиндровый 600 кубовый автомобильный двигатель, а Triumph уже разрабатывают тройку на 750 куб.см сказал, что лучше бы новый мотоцикл имел четырехцилиндровый мотор. Неизвестно, его ли слова повлияли на концепцию модели, но принято считать, что именно он подтолкнул главу компании к созданию модели с четырьмя цилиндрами.
Как бы то ни было, в октябре 1967 года был согласован проект 750 кубового четырехцилиндрового мотоцикла, выдающего 67 лошадиных сил. А к февралю 1968 года уже была собрана команда. Целью нового мотоцикла было превосходство над конкурентами из BMW, Harley Davidson и Triumph как по производительности, так и по надежности. Чтобы мотоцикл ассоциировался с победоносными гоночными аппаратами, компанией Honda было принято решение выставить на показ четыре отдельные трубы выхлопа, идущие от цилиндров. Удивительно, но новый мотор был готов всего за шесть месяцев и успешно прошел испытания на шасси от CB450.
Как замедлять?
Мотоцикл планировалось показать на Токийском мотошоу в октябре 1968 года и, одним из важнейших решений Яширо Харада, был вопрос о том, как мотоцикл замедлять. Несмотря на то, что он испытывался с барабанами, в гонках того времени набирали популярность дисковые тормоза и Яширо решил, что мотоцикл должен оснащаться именно ими. С этой мыслью он отправился с Соичиро Хонда, сказав, что готов проект как с барабанами так с дисками, но для дисковой технологией потребуются дополнительные тесты, что приведет к переносу сроков производства минимум до весны. Соичиро Хонда ответил, что конечно же нужно запускать модель с дисковым тормозом. 28 октября 1968 года на Токийском мотошоу центральным элементом экспозиции Honda был новый CB750, вращающийся на постаменте.
Головокружительный успех
В январе 1969 года в Лас-Вегасе было собрание дилеров Honda, куда привезли 4 прототипа в 4-х цветах, CB750 был главным объектом обсуждения. На нём Тихочиро Кавашима президент Honda American произвел фурор, анонсировав модель в 1295 долларов, что было на 1000 долларов меньше чем у конкурентов. Предзаказов посыпалась столько, что цену быстро подняли до полутора тысяч. По воспоминаниям Харады, крупнокубатурные мотоциклы в то время продавались по ценам от 2800 до 4000 долларов. Поэтому, услышав цену нового CB750, все 2000 дилеров Honda на собрании разразились оглушительными аплодисментами. Первый собранный мотоцикл покинул завод 15 марта 1969 года. Изначально планировалось производство 1500 мотоциклов в год, но под давлением заказов план пересмотрели до 1500 мотоциклов в месяц. Однако, и этого было недостаточно и цифру подняли до 3000 в месяц.
Появление мотоцикла молниеносно повлияло на всю ситуацию на рынке мотоциклов: была свернута разработка четырёхцилиндрового Z1 от Kawasaki. Огромный удар был нанесен английской мотопромышленности: новые BSA Rocket 3 и Triumph Trident значительно уступали недорогому японцу.