Делегация черкесов из Ливана впервые побывала в Республике Абхазия в мае 2017 года. Но знакомство их с Абхазией впервые произошло в 2012 году. Насколько мне известно, связи с черкесской диаспорой Ливана с абхазской стороны были установлены покойным премьер-министром страны Геннадием Леонидовичем Гагулия.
В составе делегации находились: основатель Черкесского Консорциума шейх, бизнесмен и владелец собственной компании Рияд Абдельраззак; его дочь, доктор Ливанского международного университета менеджмента, на тот момент глава Черкесского Консорциума Сария Абдельраззак; инженер мобильного оператора Ливана Мухаммед Хашен и менеджер по управлению персоналом в частной компании Билал Мельхем.
Рияд Абдельраззак, а также весь черкесский клан Абдельраззаков и Мельхемов, происходящих от двух родных братьев, по сей день чтят память Геннадия Гагулия. Его трагическая смерть тронула сердца и души ливанских черкесов. По словам Сарии Абдельраззак, Геннадий Гагулия, будучи президентом Торгово-промышленной палаты Республики Абхазия побывал в Ливане, где и произошло его знакомство с руководством местной черкесской диаспоры. В ходе этого визита Сария Абдельраззак была назначена Геннадием Гагулия на должность официального представителя ТПП Республики Абхазия в Ливане.
В мае 2018 года я при поддержке экс-президента Кабардино-Балкарской Республики Арсена Башировича Канокова начал развитие своего авторского проекта «Абхазо-адыгские диаспоры в странах Ближнего Востока». Первой была запланирована мною поездка в Иорданию. Вторая поездка была совершена в Ливан, но встретиться тогда с Абдельраззаками мне не удалось, поэтому я продолжил свою работу в Турции.
Говоря об Абдельраззаках и Мельхемах, стоит отметить что они являются выходцами с Кавказа. Их прапрадед был родом из Шапсугии. Звали его Мырзабей. Через некоторое время попав в Ливан, я лично держал в руках генеалогическую таблицу на арабском языке, где на самом верху красовалось имя Мырзабея. Однако его потомки не знали, какую шапсугскую фамилию носил их предок. Зато они прекрасно помнили, что женой Мырзабея, прапрабабушкой Абдельраззаков и Мельхемов была абхазка из старинного абхазского дворянского рода Цыба. Исходя из этого, наши ливанские соотечественники упорно считали себя абхазо-адыгами из рода Цыба.
Видит Бог, я настоятельно просил ливанских черкесов вспомнить фамилию прапрадеда. Просил, умолял, чтобы они перебрали в своей памяти все семейные и фамильные предания, когда-либо услышанные ими в детстве или в молодости. Чтобы не было каких-либо пересудов, будто бы абхазы переманивают к себе адыгов и превращают адыгов в абхазов, я собрал список шапсугских фамилий и наугад расспрашивал наших гостей, называя им те или иные фамильные имена. Но ничего не помогло. Фамилию Мырзабея они так и не вспомнили. Прилетев в Сочи 29 ноября 2018 года, они первым делом сказали мне, что хотят получить гражданство Абхазии, что их фамилией является Цыба, и что пересмотру данное решение не подлежит.
О приезде ливанских черкесов я сообщил Арсену Канокову. Попросил его разместить наших соотечественников в принадлежащем ему роскошном отеле Radisson Blu Paradise Resort. Каноков охотно согласился. 30 ноября утром мы отбыли в Абхазию. На сей раз в составе делегации были Рияд и Сария Абдельраззак, Абдель-Вахаб Ходер, Мохаммед Али и Махмуд Лаз.
Доктор Абдель-Вахаб Ходер – один из трёх ведущих в стране врачей-гинекологов. Это настоящая гордость Ливана! Человек, консультирующий дипломированных докторов по всему Ливану и спасший огромное количество матерей и их новорождённых. Великолепный знаток арабского, английского, французского и русского языков. Окончил медицинский вуз в Украине. Свою молодость он провёл в Советском Союзе. Сейчас мечтает о том, чтобы изучить свой родной язык хотя бы на простом разговорном уровне. Мохаммед Али ‒ один из лучших врачей-стоматологов Ливана.
Во время пребывания в Абхазии наши ливанские соотечественники смогли побывать на озере Рица. Они посетили Новый Афон, ознакомились с местными достопримечательностями. Задача, вставшая перед нами, абхазской стороной, была не из лёгких. Нужно было собрать документы на членов делегации, обработать их со всей ответственностью и тщательностью, пропустить через все контролирующие службы, восстановить их историческую фамилию и выдать новым гражданам Абхазии внутренние и заграничные абхазские паспорта.
Дело осложнялось тем, что у наших соотечественников были заранее куплены билеты на авиарейс до Стамбула и Бейрута через Краснодар на 5 декабря. И это с учётом того, что 1 и 2 декабря попали на субботу и воскресенье. Узнав все эти подробности, я подключил всех, кого знал и уважал, кто мог реально помочь и решить то, что в обычном режиме решить было невозможно.
Но, как бы там ни было, наши дорогие братья из Ливана вместе с сестрою получили безотлагательную помощь со стороны Министерства репатриации Абхазии, Администрации Президента Абхазии, ТПП РА, ЗАГС Сухумского и Гульрипшского районов, Министерства внутренних дел республики, Информационно-координационного центра МВД Абхазии и России, СГБ Абхазии, УВД г. Сухум и ОВИР Абхазии.
Я выразил в соцсетях глубокую признательность Беслану Дбар, Римме Ашхаруа, Тамиле Мерцхулава, Адгуру Лушба, Астамуру Гагулия, Джульетте Бигуаа, Марине Сергегия, Рассему Бранту, Аслану Сангулия, Араму Манукяну, Ольге Нармания, Эдуарду Манаргия, Оксане Зантария, руководству и сотрудникам СГБ Абхазии за слаженную и эффективную деятельность по сбору и обработке необходимых документов, по организации приёма в гражданство Абхазии и выдаче внутренних и заграничных паспортов граждан Республики Абхазия нашим соотечественникам из Ливана Рияду и Сарии Абдельраззак, Абдель Вахабу Ходер, Мохамеду Али и Махмуду Лаз.
Несмотря на разные фамильные имена, под которыми они значатся в ливанских паспортах, все вышеозначенные лица являются представителями абхазо-адыгской дворянской фамилии Цыба. Разность арабоязычных фамильных имён проистекает из стремления членов фамилии Цыба в Ливане сохранить имена предков рода: дедушки и прадеда. Особую благодарность я выразил Беслану Хварцкия, который сделал всё возможное, чтобы обеспечить нашим соотечественникам из Ливана все необходимые транспортные передвижения по Абхазии.
С 7 по 14 февраля 2019 года я находился в Ливане с визитом. Меня окружили вниманием и Абдельраззаки, и Мельхемы, и Ходеры, и Али, и Лазы (фамилия Лаз происходит от имени одного из предков). Из Ливана я уезжал с большим видео- и фотоархивом. Все эти материалы опубликованы в интернете: в Фейсбуке, YouTube, Вконтакте и Одноклассниках. Часть материалов в более позднее время была опубликована в блог-платформе Дзена.
Несколько дней назад в Абхазии торжественно был отмечен день 30-летия со дня создания госкомитета страны по репатриации. В Сухуме собрались именитые гости с разных стран. Подавляющее большинство из тех, с кем я работал в Турции, Иордании и Ливане. На мероприятие приглашения получили многие представители Абхазии. И те, кто должен был там находиться, и те, чьё нахождение там было необязательным. Мне же никто не позвонил, никто не пригласил. Ради Бога, я не в обиде. Я даже не огорчён. Но всё сверху видит Бог. И Он за меня непременно ответит.
Но, если честно, я не смог бы, даже если меня пригласили, присутствовать на торжественном мероприятии. В это время я находился в 8-й больнице Красной Поляны, где оперировали мою супругу, а я за ней ухаживал. Пишу, что не обидно… Однако возникает у меня вопрос: «Почему?».