Вы никогда не задавались вопросом – что такое эталон советского кино о войне? Есть ли он вообще? И если «да», то для кого? Мы исключаем здесь фильмы о разведчиках, хотя то, о чем говорится ниже, может быть прослежено и на этом материале. Наш общий ответ – для правившей в СССР номенклатуры такой эталон существовал. На экране должны были жить советские люди, защищающие страну под руководством компартии. Для брежневского времени идеалом такого кино была пятисерийная эпопея «Освобождение» 1968-1972 годов Юрия Озерова, составившая эпоху в советском кинематографе о войне. Но дело не ограничивалось только идейным содержанием, был выработан особый киноязык. С советским «кино о войне» дело обстоит непросто, оно со временем эволюционировало, но всё же можно отметить то, что его деформировало – внимание к внутреннему миру человека. Это, прежде всего, «оттепельное» кино – «Летят журавли» Михаила Калатозова 1957 года. Позже задули другие, холодные ветры. Сейчас это трудно представить, но фильм Леон