Найти в Дзене

Конец советского «кино о войне»

Вы никогда не задавались вопросом – что такое эталон советского кино о войне? Есть ли он вообще? И если «да», то для кого? Мы исключаем здесь фильмы о разведчиках, хотя то, о чем говорится ниже, может быть прослежено и на этом материале.

Наш общий ответ – для правившей в СССР номенклатуры такой эталон существовал. На экране должны были жить советские люди, защищающие страну под руководством компартии.

Для брежневского времени идеалом такого кино была пятисерийная эпопея «Освобождение» 1968-1972 годов Юрия Озерова, составившая эпоху в советском кинематографе о войне.

Михаил Ульянов в роли Георгия Жукова в эпопее «Освобождение»
Михаил Ульянов в роли Георгия Жукова в эпопее «Освобождение»

Но дело не ограничивалось только идейным содержанием, был выработан особый киноязык.

С советским «кино о войне» дело обстоит непросто, оно со временем эволюционировало, но всё же можно отметить то, что его деформировало – внимание к внутреннему миру человека.

Это, прежде всего, «оттепельное» кино – «Летят журавли» Михаила Калатозова 1957 года.

Алексей Баталов и Татьяна Самойлова в фильме «Летят журавли»
Алексей Баталов и Татьяна Самойлова в фильме «Летят журавли»

Позже задули другие, холодные ветры. Сейчас это трудно представить, но фильм Леонида Быкова «В бой идут одни «старики» 1973 года первоначально был отправлен «на полку». Почему? Что в нём не понравилось? По нашему мнению, - это фильм прежде всего о людях, он, так сказать, субъективен.

Леонид Быков в фильме «В бой идут одни «старики»
Леонид Быков в фильме «В бой идут одни «старики»

«Старики», когда вышел на широкий экран, стал считаться едва ли не образцовым советским фильмом о войне. Но это неверно, его история показательна.

Другой пример уже не только идейного субъективизма, но отторжения нетрадиционного киноязыка – знаменитая «Проверка на дорогах» Алексея Германа 1970 года, вышедшая на экраны только в годы перестройки – в 1986-м. Первоначальное и непривычное название – «Операция «С Новым годом!».

Владимир Заманский в фильме «Проверка на дорогах»
Владимир Заманский в фильме «Проверка на дорогах»

Это кажется удивительным, что совершенно, казалось бы, «советский» по идее фильм, с созвездием актёров, был отторгнут.

Почему погибло советское «кино о войне»? Мы думаем, что помимо материальных причин была еще одна – так сказать, «идеальная», внутренняя.

С усталостью советского общества, потерей цели, внутренним распадом, происходило вырождение советского кинематографа – он потерял питательные «соки». Что было живо и что оказалось плодотворным с «оттепельных» времён – внимание к внутреннему миру человека. В этом отношении и были достигнуты успехи. Но все они принадлежат к первой половине – середине 70-х годов (включая великое «Восхождение» Ларисы Шепитько 1976 года).

Анатолий Солоницын  в фильме «Восхождение»
Анатолий Солоницын в фильме «Восхождение»

Дальше наступает провал. Последним актом в истории советского «кино о войне», точнее, уже совершенно не советского кино, его могильным камнем, является «Иди и смотри» Элема Климова 1985 года.

Алексей Кравченко в фильме «Иди и смотри»
Алексей Кравченко в фильме «Иди и смотри»

Это талантливое, чудовищное, разрушительное, языческое кино, составившее веху в нашем кинематографе. Отозвавшееся неожиданным эхом в совсем иные – путинские времена. Можно сказать, что в «Иди и смотри» советское «кино о войне» обрело свой конец.