В этом году исполняется 160 лет со дня рождения Константина Сергеевича Станиславского. Любой мало-мальски образованный человек знает, что Станиславский создал систему подготовки актёра и актёрской игры, на которой основывается театральное искусство, даже современное.
Как бы ни отрицали сейчас русофобы по всему миру значение русской культуры, но весь театральный мир продолжает работать по системе Станиславского.
Интересно, что начало жизненного пути Константина Алексеева, а такова была его настоящая фамилия, было определено фамильным бизнесом, далёким от какого-то ни было искусства. Алексеевы были известными московскими фабрикантами, владели крупнейшим в России золотоканительным производством, торговым домом, складами и прочим. Хотя к концу ХIХ века купеческая семья Алексеевых уже была вполне цивилизованной. Детей водили в театр, обучали иностранным языкам.
Так театр и проник в жизнь Кости Алексеева. Сначала как домашнее развлечение, любительские спектакли в отцовом амбаре, а затем и дело всей жизни. Особенно после встречи с известным театральным режиссёром В.И.Немировичем-Данченко.
Любительский театр стал профессиональным общедоступным театром, а Алексеев - Станиславским. Псевдоним пришлось взять, потому что при всей своей цивилизованности купеческая Москва не признавала за профессией актёра достойного занятия, равного коммерции. Чтобы не бросать тень на семью, Константину Сергеевичу пришлось отгородиться от неё за новой фамилией.
На чём же основывалась новая система в театральном искусстве, разработанная им?
Чтобы понять её, достаточно вспомнить известные выражения Станиславского:
- "Не верю!" - самая, конечно, известная фраза режиссёра;
- "Люби искусство в себе, а не себя в искусстве";
- "Жить - это значит действовать";
- "Искусство- отражение и познание жизни; не зная жизни нельзя творить";
- "Сначала убедись, а потом уже убеждай".
Что означают все эти фразы и в чём их новаторство?
Их понимание связано с традициями театра того времени, которые сформировались ещё во времена Античности. Декламация текста, старание, чтобы слова были услышаны в самом последнем ряду, внешняя красивая картинка сценографии превалировали над правдивостью самого театрального действа.
Станиславский же учил, что актёр должен не просто играть на сцене, а проживать жизнь вместе со своим персонажем, чтобы зритель плакал вместе с ним, радовался и смеялся. Чтобы забывал, что он в театре.
А для этого нужно вживаться в роль, понимать, что и кого изображаешь. По этому принципу и в наше время идёт подготовка актёров во всех театральных школах мира. Поэтому будущие актёры должны уметь становиться в кадре и на сцене дворянами и монархами, крестьянами, рабочими и монахами, президентами и даже бандитами.
Вспоминается, как наш режиссёр Никита Михалков снимал фильм "Сибирский цирюльник". Чтобы правдиво изображать юнкеров, молодые актёры на месяц или даже больше были отправлены в военное училище, чтобы уметь ходить строем, обращаться с оружием, проникнуться духом военного человека. Учились ходить в форме, бальным танцам.
Невозможно правдиво сыграть персонаж, если ты не владеешь некими навыками, присущими ему. Но если театральная сцена всё же ограничивает фантазии актёра, то современное кино требует от артиста пополнения багажа знаний о разных профессиях и навыках. Поэтому приходится учиться фехтованию и езде на лошадях, делать медицинские операции и танцевать балет, гонять шайбу и управлять космическим кораблём.
А иначе, как говорил Станиславский, "Не верю!".
Благодарим за дочитывание. Если понравилась статья - поставьте лайк, будет приятно прочитать ваши комментарии.