Она редко чувствовала себя виноватой. Обычно обижали её. Но... не в этот раз..
Света была первой Елениной невесткой. Сын Дима женился на втором курсе института.
Вечером мать доложила Елене: - Я видела Димину девушку. Очень хо-рошенькая, просто - персик.
Елена увидела этот персик через неделю и восторга матери не разде-лила. Девочка - плотненькая, но не толстая. Фигура спортсменки - лыжи, коньки, но не художественная гимнастика. Светлые волосы, выпуклый лоб, серые глаза, курносый нос и румянец во всю щеку.
Услышав пару фраз от Диминой избранницы, Светланы, Елена поняла, что кроме учебника по литературе, она вряд ли что-то читала.
Дима и Светлана познакомились во время каникул в Строительном институте, подрабатывая проводниками в пассажирском поезде Горь- кий - Адлер.
Через неделю, когда Елена пришла с работы, Дима сказал: - Мы решили пожениться .
- И когда? - спросила Елена.
- Как можно, быстрее,- ответила Света.
- Скорее, это когда?
- В конце ноября, после моего дня рождения,- ответил сын.
По характеру Елена не могла быть строгой свекровью и выбрала стиль общения - подружки.
- А, знаешь мама, ведь я Диму женила на себе, - как-то сказала Света. -Дима очень мягкий.
В последнем она ошиблась. Дима не был мягким, он просто был интел-лигентным и порядочным. Эти пробелы в своём воспитании он со време-нем исправил.
Света - отличная хозяйка: делала все быстро и хорошо, очень акку-ратная, но чтением себя не утомляла: - Я слушаю радио, и мне этого достаточно, - говорила она.
Отношения стали портиться через три года. Муж иногда приходил поздно: выпивки, возможно, увлечения. Она молча терпела.
- Вам надо завести ребёнка, - говорила Елена невестке. Света тоже так думала.
Родилась девочка, очень похожая на Диму: светлые волосы, голубые глаза, очаровательная улыбка. Назвали Верочкой. Елена обожала ребёнка.
После окончания института у Димы был выбор: пойти на инженерную должность с окладом 140 руб, в месяц или бетонщиком в строящуюся компанию метро с окладом 4000 руб в месяц. На своём семейном совете молодые выбрали второй вариант.
Дима приходил с работы очень усталый, часто с запахом спиртного. Верочка бежала ему навстречу, подавала тапочки. Он перешагивал молча, не приласкав ребёнка. Это было очень обидно. И чем хуже относился Дима к жене, тем больше Елена привязывалась к невестке.
Через год молодые разошлись.
После развода обиду на Диму Света перенесла на его мать. - Я хочу взять Верочку ( ребёнку два года) на выходные: - Сказала Елена.
- Не надо. (В категоричной форме, без тени доброжелательности).
-Почему?
- Она пойдёт в садик.
- Хорошо, я возьму с субботы на воскресенье.
- Не надо.( Таившаяся неприязнь тёмной лужей выползала наружу).
- Света, настрой себя на волну, что всё к лучшему: помиритесь - хо-рошо, нет- может быть, ты найдёшь человека не такого эгоистичного, ко-торый полюбит тебя по-настоящему.
- Ты о чем?- обрывает её Светлана. - Если о нём, (имя Димы она не произносит, так велика её обида ), то я о нём не жалею. Такой, как он сейчас, он мне не нужен. Как был самолюб, так и остался.
-Новый термин в русском языке, - подумала Елена, но ничего не сказала.
Света некоторое время работала по специальности в строительной лабо-ратории, потом ушла оттуда. Работа - в торговле, директором кафе, в стра-ховой организации.
В личной жизни не очень хорошо все складывалось. После очередной разлуки - плохое настроение, вплоть до отчаянья.
При переезде в отдельную от сына квартиру Елена оставила чемодан с частью личных вещей у подруги. На выходные взяла Верочку к себе.
Ребёнку семь лет. Обожает рыться в лоскутках тканей, лентах, остатках меха, наряжая куклу.
Приближался вечер на работе. Елена решила одеть черное платье, укра-сив его полоской меха из горностая.
Меха среди вещей, которыми играла Верочка , не оказалось. Елена по-просила подругу посмотреть в чемодане. Подруга сказала, что - нет.
Елена пошла к Свете и устроила допрос Верочке: не взяла ли она эту полоску меха.
Ей уже не было жаль этого украшения, главное - что ребёнок совершил нечестный поступок. Вера отрицала. Светлана сказала: знаешь, я ей верю. Елена пошла домой очень расстроенная.
Через два дня позвонила подруга и сказала, что еще раз посмотрела в чемодане и нашла этот мех.
Этот случай Вера и Светлана надолго запомнили.
Наступили годы дефолта. Стояли без работы промышленные предпри-ятия. Женщины с высшим образованием шли в торговлю, уборщицами, нянечками в больницы; мужчины - в торговлю, строителями, ремонтни-ками в частные предприятия, или выполняли личные заказы.
Елене повезло: у неё была личная разработка- производство битумно-полимерной мастики, которая шла как кровельный материал, покрытие днищ автомобилей, для защиты емкостей от воды.
Её приняли на работу в организацию, которая в Кстово обслуживала НОРСИ. Там, несмотря на дефолт, платили очень хорошо. Правда, вставать утром приходилось в пять часов утра.
Она получила льготную путёвку на себя и Верочку в детский санаторий им. Крупской на море. Верочка упорно лезла в воду при низкой темпера-туре моря, научилась плавать, и пользовалась успехом у ребят. Ей было тогда десять лет.
Во во время дефолта Дима занялся частным бизнесом. Со своим ше-фом они организовали кафе во дворце культуры. Через некоторое время предпринимателей оттуда выгнали за торговлю спиртными напитками.
Дима перешел в строительную организацию, но и там зарплату иногда выдавали продуктами.
В личной жизни - увлечения, ошибки. Второй раз женился, родилась дочь - Женечка.
Елена проработала в Кстово шесть лет. Новый директор НОРСИ решил сократить всех работников пенсионного возраста...
Она неожиданно нашла в газете объявление: Профессиональному учи-лищу требуется мастер производственного обучения. Училище в пятнадца-ти минутах пешком от её дома. Счастливая, побежала устраиваться.
Её встретила зам. директора по учебному процессу - Нурия Рафаиловна
Мурадова. Посмотрев диплом к.х.н. , предложила дополнительно читать лекции для четвёртого курса: "Методы анализа окружающей среды" и "Промышленная экология".
У Елены от счастья "дыханье спёрло" , даже слёзы выступили. Нурия не очень тактично сказала: - Почему вы плачете?
Откуда ей, зам директора, любимой женщине предпринимателя, знать как живут пенсионеры во время дефолта. Но для Елены это был хороший урок.
Программы занятий не было. Зато в плане уроков стояли лабораторные работы. Нурия сказала: "Лабораторные работы можно не проводить, про-сто рассказать о них, но в журнале надо записывать".
Елена, человек старшего поколения, не привыкла к халтуре. Сначала долго сидела в библиотеке после работы, составляя программу занятий, потом стала ходить по предприятиям, где раньше работала. Теперь там в коридорах пылилось ценное лабораторное оборудование, частично ра-зобранное умельцами для домашних нужд.
С большим трудом достала три пары аналитических весов, два фотоколо-риметра. На заводе, где дети проходили практику, удалось выпросить хими- ческую посуду, необходимые реактивы.
В субботу посещаемость в группах была плохая: приходили пять - шесть человек.
Елена организовала лабораторные работы в субботу и предупредила: вы можете пропустить лекцию, но лабораторную работу обязаны выполнить, иначе не допущу к экзаменам.
И они стали ходить; мало того, иногда просили разрешения переделать лабораторную работу, чтобы получить хорошую оценку.
Однажды Света спасла её от крупной неприятности. На уроке Елена пользовалась вместо часов золотым кулоном, внутри которого были часы.
Но однажды кулон пропал... Дома его нигде не было. Она помнила, как оставляла сумку на трёх учениц в библиотеке, когда уходила в класс за списком литературы.
В училище иногда пропадали вещи учеников: норковая шапка, сотовые телефоны. Она решила сказать девчонкам о пропаже, попросить их по одиночке пройти пустую лаборантскую комнату и, кто взял, чтобы оставил кулон на столе.
Света отсоветовала: - Они все равно не признаются, а ты испортишь отношения.
Елена очень переживала: не так было жаль этого кулона, как обидно за девчонок. Вечером она встала на колени и стала молиться, чтобы кулон на-шелся, чтобы её ученицы были не виноваты.
И вдруг под коленом почувствовала что-то твёрдое. Она подняла край ковра, на котором стояла, и увидела свой кулон. Какое это было счастье!
Но как он мог попасть под ковер? Елена положила кулон на обычное место: в вазу на комоде.
И тут котёнок прыгнул на комод, схватил в зубы кулон, спрыгнул на пол и стал им играть.
В выходные Елена ездила к первой жене сына, чтобы позаниматься с внучкой. Приехала. Света - в трансе после очередного разрыва с "дру-гом". Домашние дела и телевизор не могли исправить настроение.
В это время в училище не было преподавателя физкультуры, и Елена порекомендовала Светлану. Договорились сказать, что они - однофа-мильцы.
Светлана оживилась, активно взялась за работу: детям велела собрать деньги на приобретение волейбольного и теннисного мячей.
Посещаемость у неё была хорошая. Через месяц на неё обратил внима-ние директор.
Он был жизнелюбивым человеком и любил не только вино, но и жен-щин, правда, женщин несколько меньше, что и погубило его впоследствии. А в годы своего расцвета, по словам свидетелей, он переспал со всеми мо-лодыми мастерами.
Светлана получила звание старшего мастера. Но самое страшное для Елены было то, что она запретила приходить к ней домой и заниматься с Верочкой. Очевидно боялась, что Елена встретится у неё с директором.
Разные преподаватели, которые ушли из школы, говорили: - Нет хуже коллектива, чем в школе, в училище. И Елена в этом убедилась.
Сначала Нурия поместила в её кабинет в свободные часы мужскую группу. Мальчишки на перемене бегали, прыгали возле аналитических ве-сов, стали крутить винты фотоколориметров.
Елена с возмущённым видом подошла к Нурие. Та привыкла, что все преподаватели говорят с ней заискивающим тоном. В результате Елену лишили кабинета и доплаты за него, не поставив в известность (!!!).
Дальше - больше. Открытый урок пришлось проводить в кабинете, где не было раковины с водой, и это - для специальности "химик - эколог"(?)
Преподаватель литературы, которая вела у группы уроки только на 1-2 курсах, посоветовала написать на Елену жалобу. Правда, большая поло-вина группы её не подписала.
Открытый урок обсуждали два члена педагогического совета и старший мастер - Светлана. Последняя очень активно критиковала Елену. Вынесли решение: неудовлетворительно.
Зам. директора по производственному обучению, узнав о таком реше-нии, с возмущением отменил его.
Елена потребовала провести общее собрание - преподавателей, масте-ров производственного обучения и рассказала о травле, которую против неё организовали некоторые преподаватели.
Новый директор, очевидно, строго поговорил с Нуриёй, потому что она заявила, что увольняется. Светлана после смены руководства тоже ушла из лицея.
Елена не стала высказывать обиду: ей было важно заниматься с Верой, которая не блистала знаниями ни по русскому языку, ни по математике.
Преподаватель математики уволилась, и в классе долго отсутствовали уроки по такому важному предмету.
Вера закончила школу, и Елена посоветовала ей поступить в Политех-нический институт, на отделение, которое закончила сама: технология электрохимических производств.
А до этого, сколько сил и нервов было затрачено на эту девушку, которая пользовалась большим успехом у ребят, чего нельзя было сказать про уче-бу.
Но... поступила, правда на вечернее отделение, и пошла работать секре- тарём декана своего факультета. Работала она очень усердно. Окончив институт, уехала заграницу.
После смерти тети Елена стала хозяйкой однокомнатной квартиры в Мо-скве. А кроме этого, получила инсульт, инфаркт, сломала ногу и после не-удачной операции стала хромать.
Когда съехали жильцы, попросила Светлану съездить с нею в Москву, помочь найти новых квартирантов. Она, Елена, оплатит все расходы, за-платит за помощь при сдаче квартиры.
У Светы не очень хороший этап в жизни... У матери начался старческий психоз. Светлана нервничала, ушла с работы. Через полгода мать умерла.
Начались ссоры с сестрой из-за раздела имущества. Но поехать с Еле-ной согласилась.
Она помнила, что Елена платила за сына алименты, когда тот не мог это-го делать, иногда посылала Вере деньги.
В Москве встретил прежний жилец, отвёз на машине в квартиру. На вто-рой день пришла риэлтер, сделала фото.
Затем зашла соседка и предложила свои услуги. Раньше она была стар-шей по дому и знала всех жильцов, работников отделения домо-управляю-щей компании.
По её совету пришел работник ЖЭО и предложил заменить систему по-дачи холодной и горячей воды за 10 000 руб. На следующее утро Елена отказалась, решила поменять только краны. В результате отношения испор-тились и с соседкой, и с мастером ЖЭО.
Через день Светлана стала кричать на Елену, очевидно забыв, что они - "чужие люди" - её выражение.
Елена сказала: - Света, ты очень нервничаешь со мной, вот 2000 руб, поезжай домой.
Она ничего не ответила. Молча они поужинали, легли спать. Ночью обе не спали. Утром Елена сказала: - Может ты останешься? Она чувствовала себя совершенно беспомощной.
Света промолчала, после завтрака собрала свои вещи, взяла деньги и ушла.
Елена осмотрела комнату. Вид после отъезда прежних жильцов "не очень." Постирала в холодной воде занавески, но повесить сушить их было негде. Сушилку жильцы сломали.
В три часа дня позвонила Света, спросила: не хочет ли Елена, чтобы она вернулась. - Да, конечно хочу, - ответила Елена радостным голосом.
Света купила билет за рубеж к Вере, позвонила ей по телефону, и та по-советовала с Еленой не ссориться.
Третий день прошел спокойно, но на четвёртый опять начались крики. Светлану всё раздражало. Елена решила не разговаривать,только спраши-вать, что нужно сделать. Помощник из неё был неважный.
Света, пользуясь стремянкой, подклеила обои, поменяла шторы, пере-ставила мебель.Очень тщательно отмыла полы, особенно на кухне.
Квартира после шести лет (столько жили прежние жильцы), приобрела приличный вид.
Чувствовала она себя неважно, болела спина, ноги; не молодая - ше-стьдесят лет.
Но для Елены важнее было сдать квартиру и на несколько лет. Цену она поставила ниже московских. Если жильцы аккуратные, сами наведут поря-док, если - нет, то через две - три недели квартира примет прежний вид.
Было много звонков по сотовому (новому) телефону по поводу квар-тиры, но Елена не умела им пользоваться и только в последние два дня стала просить Свету, посмотреть звонки.
Когда разбирали вещи, Елена захотела взять швейную машинку и увез-ти её на ручной тележке, которая стояла в шкафу в коридоре. До этого она прочла в интернете, что ручные швейные машинки старого производства готовы купить за 12000 - 7000 руб.
На полатях стояла еще одна ручная швейная машинка. Тетка не умела шить, но собиралась, и личное неумение связывала с маркой машинки.
Света сказала: - Давай возьмём обе машинки, одну - мне. Но, подняв её, отказалась от этой затеи.
На седьмой день позвонила риэлтер и сказала, что придет завтра с дву- мя разными клиентами во второй половине дня. Елена пошла в ближай-ший магазин, и там у неё записал телефон очень интеллигентный мужчина для своей знакомой, пришла работница из этого магазина, хотела снять квартиру для родных, но - на год.
На следующий день, часов в десять утра, пришла женщина из Таджики- стана и сказала, что хочет снять квартиру.
Елену все предупреждали, что сдавать нужно только жителям России, т.к. много приезжих с временной пропиской или вообще без неё, снимет один квартиру, а жить будет целая кодла.
Она сказала, что хочет подумать до завтра. Но тут женщина и Света стали её уговаривать подписать договор. Света умела давить, и Елена подписала.
До нового Восточного вокзала ехать было сложно, с двумя пересадками. Они вышли из дома около двух часов дня. У Елены - небольшой чемодан-чик на колёсиках, вещей - смена белья, нарядная блуза и брюки, лекарства; короче, вес чемодана -4- 4,5 кг.
Света водрузила свою сумку на Еленин чемодан и повезла всё это. Она не любила спрашивать, и в результате они после пересадки поехали не в ту сторону, потом было много переходов в метро- вверх, вниз по лестницам.
Чемодан, нагруженный сумкой, не выдержал такой нагрузки, и от него отлетело колесо.
Света вышла в туалет, Елена стала передвигать вещи, чтобы освободить место женщине, и ей показалось, что Светина сумка очень тяжелая: не мог-ла поднять её, а стала двигать по полу.
Ждать поезда пришлось три часа. Им дали билеты в одном вагоне, но мест рядом не было.
Светлана стала читать книгу, которую Елена написала о работе в лицее, потом разговорилась с мужчиной, сидевшим с ней рядом.
Елена увидела её очень оживлённое лицо, приветливую улыбку. Она встала, подошла к Елене, протянула апельсин.
Но в Нижнем мужчина попрощался и вышел из вагона. Более близкое знакомство не состоялось.
Время - половина одиннадцатого вечера. Елена стала искать такси, Света решила пойти на метро, но потом согласилась поехать с Еленой. Через два дня Елена поехала к ней рассчитаться за оказанную помощь. Света сказала: семь тысяч. Елена отдала.
И тут сделала ошибку... очень большую ошибку. Надо было ей вспом-нить случай с кулоном, но... не вспомнила.
Перед уходом сказала: - Света, у тебя была очень тяжелая сумка, ты вез-ла в ней швейную машинку?
И что тут началось!!!. На Елену никто еще так не орал. Света вспомнила случай с меховым хвостиком горностая, распахнула дверь и закричала: -Пошла вон! Убирайся отсюда!
Елена так растерялась, что забрала пакет с вещами, которые хотела вернуть. Света подарила ей до отъезда: косынку, ночную рубашку, книгу по кулинарии.
Дома она наконец дозвонилась до женщины, которая сняла квартиру, и та сказала, что швейная машинка стоит на месте.
Елена послала Свете SMS: Прости. Мне показалось, что твоя сумка весит более 10 кг.
Ответ она не получила. Первый раз Верочка не поздравила её с 8 марта...
-