Путешествуя по Беларуси, наслаждаешься различными храмами. Каждый по-своему уникален и прекрасен. Костел Святого Владислава в Субботниках внешне ничем не выделяется: храмов из красного кирпича в стране достаточно. Однако его история и некоторые объекты способны удивить даже самого избалованного туриста.
Ивьевский район богат на достопримечательности. Здесь даже разработан собственный туристический маршрут «По золотому кольцу». Одним из его пунктов стали Субботники. А именно костел, которому более ста лет. Его начали возводить в 1904 году. И уже тот факт, что храм никогда не закрывался, не использовался вместо склада в советские времена, как это было со многими другими религиозными учреждениями, привлекает к нему внимание. Скажем больше: не изменился он ни внешне, ни внутренне.
Рассказать об объекте корреспондент «Минской правды» попросила настоятеля храма – ксендза Александра. Уж он-то точно знает, как удивить и дать фору любому экскурсоводу.
— Наш храм построен знатной семьей. Меценатами стали Владислав и Янина Умястовские. Обратите внимание, сколько на стенах мемориальных памяток в их честь, – начинает рассказ настоятель храма. — Только представьте, Владислав говорил на 9 языках, много путешествовал, дружил с французскими литераторами, говорят даже с Александром Дюма. Все, что видел за границей, создавал здесь.
К слову, в соседнем Жемыславле находится дворец этой семьи, напоминающий знаменитые Варшавские Лазенки. Несмотря на то, что объект находится в плачевном состоянии, смотрится он достаточно внушительно. А его история не менее интересна.
— Расскажу буквально несколько фактов. В годы Первой Мировой усадьба в Жемыславле стала курортом для немецких солдат, позже ее разграбили. Роскошные интерьеры Янина так и не смогла восстановить. И подарила поместье Виленскому университету, чтобы создать там высшее сельскохозяйственное учебное заведение с общежитием для студентов и женскую и мужскую гимназии. Сама же хозяйка переехала в Рим и в Жемыславль больше не возвращалась. Там она и похоронена. Владислав ушел из жизни раньше.
Секрет первый
Ксендз подходит к металлической двери, находящейся перед алтарем, прямо в полу храма. И с помощью огромного деревянного бревна открывает ее.
Внизу подземелье. Мы спускаемся в усыпальницу Умястовских, которая сохранилась практически в нетронутом виде. Изумительная чистота, блистающие полированными гранями мраморные плиты с именами и датами. А какой потолок! Пока мы восхищенно рассматриваем венецианскую мозаику на потолке, наш гид уточняет, что за сто лет она не только не потускнела, но и не потеряла ни одной из своих мельчайших деталей. Только представьте, каких денег это стоило.
— Первым здесь похоронили основателя — Владислава Умястовского, а затем туда были внесены останки его давно умерших родственников, — указывая на надгробия, рассказывает ксендз. — Только на надгробии, предназначенном для Янины — супруги графа (она предусмотрительно позаботилась о нем сама), нет ни имени, ни дат. Графиня умерла вдалеке от родового гнезда — в Риме. Детей у супругов не было.
Говорят, Умястовский считал это проклятием рода, и именно поэтому задумал строительство костела. К тому же он хотел дать ему свое имя. Среди святых был лишь Владислав Венгерский, который принес христианство в Венгрию. На нем и остановились. К слову, костел в Субботниках — единственный храм в Беларуси, который носит имя этого святого. Да и в мире не так много костелов или церквей Святого Владислава.
Секрет второй
В годы Великой Отечественной войны храм практически не пострадал, повезло ему и при Советской власти. С момента основания костел практически не закрывался. И даже когда 20 лет в нем не было настоятеля, за ним присматривали местные жители, платили все необходимые налоги и собирались на молитвы. Именно поэтому костел не утратил своих ценных предметов интерьера, многие из которых можно считать настоящими произведениями искусства. К примеру, орган. Он старше этого здания. Его использовали по назначению еще в предыдущем деревянном костеле. Советская власть пыталась поднять на него руку, но народ в этом споре одержал победу. И ксендз Александр продолжает делиться историями:
— Тогдашний органист на вопрос чиновников «что это за трубы?» сказал, что музыкальный инструмент. Объяснил, что здесь планируют сделать музыкальную школу, а потом лихо сыграл им на старинном инструменте «Катюшу». После орган больше не трогали. Кстати, он в рабочем состоянии до сих пор.
Секрет третий
Владислав Умястовский много путешествовал. Колеся по Европе, он обращал внимание на многие детали и механизмы и пытался их водворить в жизнь у себя на родине. Представляете, уже тогда, сто лет назад он придумал, как проветривать храм. Несмотря на то, что окна в храме расположены достаточно высоко, есть специальное приспособление, потянув за которое, открывается форточка. «Волшебная палочка» есть и для протирания люстры и смены лампочки. Она напоминает удочку с крючком.
В костеле находятся старинные лавки и некоторые предметы мебели, датированные 1884 годом — скорее всего, их использовали сами Умястовские. В числе раритетных вещей мраморная купель для крещения младенцев, множество скульптур. Кстати, их тоже спас случай: в советские времена алтарь завешивали красным полотном, поверх которого был обычный деревянный крест. Такое скромное убранство костела никого не смущало, а заодно и не привлекало мародеров. Однако даже ксендзы не знали, что скрывается за этим полотном, пока новый священник случайно не заглянул за него, крайне удивившись своей находке, — красивейшим настенным скульптурам и иконам.
Наш собеседник еще долго удивлял группу слушателей различными фактами. Чувствовалось, что он хорошо знает историю этого края и самого костела и готов ответить на любой вопрос, несмотря на то, что приехал служить из других мест. Мы же еще раз убедились в том, что в нашей стране есть, что посмотреть, и есть, чему удивиться.
Текст: Анна Меркушевич
Фото: автора