Весна 2023 года. Самое время вспомнить, как я оказался здесь, в северном Вьетнаме, ровно четыре года назад. Расскажу все, как было. А как не было, рассказывать не буду.
Началось все в конце 2018 года, когда в предновогоднине деньки я по обыкновению рефлекировал над прожитым и записывал итоги, чтобы разобраться, куда идем мы, куда заворачиваем.
Контекст
«2018 начался с хандры. Не получалось уехать на зимовку, как планировал, потому что подобрал на улице кошку и не мог ее пристроить. К тому же я профукал кругленькую сумму на инвестициях. Правда, благодаря этому опыту, я стал писать статьи о том, как не профукать кругленькую сумму на инвестициях. В итоге я все же уехал на полгода. Можно сказать, бежал.
Два месяца болтался по хостелам, встретил много друзей и знакомых, потом, как это обычно со мной бывает, осел в отношениях и в какой-то мере почувствовал себя в семье (чего со мной не было уже очень давно). Ну и все. Об этом времени нельзя просто взять и написать в двух словах - внешне было слишком много всего, а внутри ещё больше. В один из дней ты едешь под теплым ливнем по горному серпантину, а сзади тебя обнимает девушка так, как тебя никогда не обнимали, и ты знаешь, что никогда этого не забудешь. А в другой день ты сидишь в лаосской горной деревне и объясняешь себе, почему курить ништяки с местными плохая затея. Третий день проходит в коворкинге, и ты радуешься, как поднял просмотры клиентского сайта в три раза, а вечером — каким-то образом оказываешься в love hotel с зеркальными стенами и зеркальным потолком, и ждёшь, когда уже из душа выйдет Ив или Эппл, или Сай, или Инь-Инь.
В конце лета вернулся в РФ. Если в 2017 году я сделал ошибку и напланировал, получив в итоге унылую жизнь на чемоданах, то на сей раз я ничего планировать не стал, а решил жить одним днём. Хочешь ремонт — делаешь ремонт. Хочешь абонемент в качалку — берешь абонемент. Хочешь игровой комп — собираешь. И это правильная тактика. Она помогла мне не грустно страдать в России все это время, а нормально и практически полноценно жить. Почему практически? Потому что ни одна русская девушка не станет с вами встречаться, если на вопрос и планах на будущее вы отвечаете: «Улетаю в Азию. Надолго!» Да, большинство живёт в рамках и строит свою жизнь согласно строгим guidelines. Если ты выходишь из этой системы, становится непросто. В общем... В 2018 году реклама в интернете предлагала мне сайт «содержанки для успешных мужчин».
А вообще я ощущаю приближение кризиса среднего возраста. Это такая хрень, когда ты осознаешь, что уже не мальчик, да и ещё и стареющий, да ещё и смертный. Уже через 4,5 года мне будет 40, и это не укладывается в голове. А потом ещё 10 лет и 50. И это вообще кранты! Пятьдесят! Я вижу, что не сделал ничего из того, о чем как бы мечтал. И делаю вывод: если чего-то хочешь, то не откладывай. Откладывать кажется нормальным в 18, в 20, в 25 и даже в 30. Но в 35 откладывать уже нельзя. Из-за всего этого я чувствую, что мне необходим рывок — такая штука, когда ты резко становишься более реализованным, чем сейчас. Более профессиональным, более состоятельным. Твои возможности ещё больше соответствуют твоим желаниям - и я тут не только про деньги, а вообще про ограничения. То, чего ты до сих пор не начал делать, нужно начать — дальше уже будет поздно, дальше уже не успеешь. И никто не напишет о вас в газете: «Еще один сгорел на работе». И на могиле не будет сидеть прекрасная вдова с персидскими глазами. И заплаканные дети не будут спрашивать: «Папа, папа, слышишь ли ты нас?» Ну вы поняли, о чем я.
Многие вопросы встают ребром. Например, остаёшься ли ты жить в РФ? И если да, то где — Подмосковье, Сочи? А если нет, то куда — ЮВА, Европа или США/Канада?
Другой вопрос — семья. Тут вообще сложно что-либо решить. В 20 с чем-то все просто, потому что ты не осознаешь вариативности жизни и своих возможностей. В over 30 всего до хрена — жизнь на райском острове с пышногрудой тропиканкой уже не мечта, а просто один из возможных вариантов со своими плюсами и минусами. Но нужно ли тебе это? И если да, то на какой срок? Неужели навсегда?.. А может быть, лучше в Лаосе? Где-нибудь в горах. А если остановиться на тайке с севера? А если с юга? А если все же вернуться в РФ и успокоиться там, дома? Либо взять русскоязычную девушку и махнуть с ней в ЮВА или, ладно уж, в Черногорию? (Только не бросай меня в этот терновый куст). Черт его знает... Выбор из тысячи вариантов кажется невозможным, если из этой тысячи испробовал лишь сотню. И та же дилемма встаёт буквально по всем фронтам. Просто по всем! Ты можешь все, но остановиться надо на чем-то одном. Либо же всегда можно отложить решение на потом, и вспомнить о незакрытом гештальте на смертном одре... Кстати, а помирать где собираешься? И кто тебя похоронит? Тоже вопрос, и для меня как человека, который дважды хоронил родных, он встаёт особенно явно. Смерть и ритуальные танцы - дело житейское, как грипп или диарея.
А вообще в 2019 все будет плохо и тяжело. Все будет только хуже. Нельзя отделаться фразой "С Новым годом, с новым счастьем". Никакого нового счастья не будет - будут кранты и труд. И к этому нужно быть готовым - усыплять и успокаивать себя преступно. Усыплять и успокаивать себя - самосаботаж.
За 2018 году рубль упал более, чем на 17%. Это означает, что наши доходы упали более, чем на 17%. В 2019 году рубль будет падать все ниже, плюс добавьте все эти НДС, повышение оплаты ЖКХ, раздельный сбор мусора и т.д. Математика проста: в новом году все мы станем сильно беднее, а потому немного несчастнее и загнаннее. С чем и поздравляю. Если у вас нет финансовой подушки, то делайте ее. Если нет инвестиций, то делайте их. Если вам платят мало - ищите другую работу, где будут платить достаточно. Если вы фрилансер - поднимайте цены. Если у вас есть хотя бы малейшая возможность начать работать на заграницу за баксы, то сделайте все, чтобы ее реализовать. С новым годом, чё».
На сем рефлексия о прошедшем 2018 была закончена, и начался 2019, который оказался не таким уж и плохим, как я ожидал.
А поехали в Тай?
В январе 2019 года я сидел в уютненькой квартирке со своей кошкой и, установив новый кулер, замерял температуру процессора на «тестовом стенде» — так я называл свой игровой компьютер, собранный по приколу (и немного по работе). На душе было безмятежно и слегка тоскливо. И тут — звонок от подруги:
— Дэн, ты в Таиланд-то не собираешься? А то поехали..
Прикинув финансы и сопоставив тогдашний душевный покой с перспективой приключений, я ответил, что пока нет, но вообще посмотрим. Все-таки комп собрал.
— Да ладно, чего смотреть-то, поехали! На Пхукет, как раньше!
— На Пхукет не хочу, там скучно...
— Ну тогда поехали на север твой, ты же там все знаешь — покажешь мне. Снимем самый дорогой отель, мотоцикл возьмем... Ну погнали же!
Откинулся в кресле, устремил взгляд в окно. Там, в желтом свете фонарей, кружил снег. Прислушался: завывает ветер. Вспомнил горные серпантины Чиангмая, вспомнил водопады, вспомнил любимую лапшу кхао сой.
— Давай в конце недели. Мне надо кошку отвести сначала.
Мы протусили в Таиланде три недели. Показал подруге и водопады, и пещеры, и храмы, и аутентичный тайский клуб Таванданг, и не менее аутентичный гоу-гоу бар с возрастными красотками — короче, выполнил программу. Затем подруга отправилась на пхукетские пляжи, а я стал готовиться к поездке в Лаос. Там уже ждали местные друзья. Последнюю тайскую неделю, однако, проводить в одиночестве не хотелось. Да и после Лаоса я как бы хотел вернуться в Чиангмай, и было бы круто возвращаться к кому-то. Но, посидев пару часиков в Тиндере, я понял: возращаться не придется. Ибо я нашел ее.
Мия
Мие было почти 30, но главное в другом. Мия была лаосской. Такой, какие мне нравятся: маленькая, стройная, воспитанная, образованная, с отличным английским, безумно стеснительная и — с теми самыми национальными бровями. Есть у лаосок такая тема — они делают яркие, выразительные брови. Почти прямые, под углом. И очень широкие. Мы провели с Мией полчаса у реки. Она рассказала, что работает медсестрой в международной больнице Луангпрабанга, приехала в Чиангмай на конференцию для врачей буквально на несколько дней, и уже завтра возращается в родной город.
— Какое совпадение, — воскликнул я, — через неделю я еду в Лаос к друзьям, а потом готов приехать к тебе в Луангпрабанг!
На том и порешили.
Вместо прекрасной лаосски Мии — прекрасная лаосская музыка и танцы
План мой был примерно такой: затусить с Мией в Луангпрабанге и, если все пойдет хорошо, осесть в любимом Лаосе средь гор и рисовых полей, освоить буйвола и успокоиться. Виза в Лаос для россиян не нужна, если едешь на 30 дней. Если хочешь остаться подольше, можно оформить турвизу на 90 дней. Связался с нашим консульством в Лаосе, спросил, можно ли въехать по штампу, а потом на месте превратить его в турвизу. Те ответили, что не знают, вероятно, можно, но точно скажут в местном департаменте иммиграции.
Прекрасные лаосски в естественной среде обитания. Если рая не существует, то что это?!
Короче говоря, решил разбираться на месте. И спустя пару недель, отметив две свадьбы с друьями из Хуаясая, я очутился в Луангпрабанге.
С Мией мы провели всего день. Ездили на водопад Куанг Си. Купались, кушали сомтам и болтали о том, о сем. Но Мия оказалась не такой. Вела себя как-то чересчур отстраненно, не задавала вопросов, поднывала и в целом демонстрировала то ли скуку, то ли усталость. Поняв, что каши с ней не сваришь, я отправился в иммиграшку узнавать, как там с продлением штампа или оформлением визы.
— К сожалению, продлить штамп нельзя, а оформить визу можно только выехав из страны, — обрадовали меня офицеры. Собственно, этого и следовало ожидать — визу внутри страны никто не оформляет. Отметив для себя, что в следующий раз нужно думать головой, а не яйцами, я поплелся думать, куда держать путь через неделю — ведь мой 30-дневный штумп подходит к концу. Расположившись в кафешек, я открыл ноутбук: «Денис, к сожалению, нам урезали бюджет и в следующем месяце наш прект закрывается», — обрадовал меня крупный клиент.
— Прекрасно, — крякнул я, — теперь еще и денег нет.
В любой непонятной ситуации включай лаосские песни
Куда глаза глядят
Вовремя выехать из Лаоса не проблема. Проблемой оказалось то, что мне нужно было вернуться. На носу был лаосский (тайский) Новый год, и я обещал провести его с друзьями в деревне. А точнее, так: принял приглашение семьи друга посетить в Новый год их дом.
Уехать из Луангпрабанга, а затем вернуться, да еще и в Хуайсай, до которого из Луангпрабанга день пилить на автобусе, а потом еще оттуда плыть черт знает куда на лодке (да, друг толком не мог объяснить, как добраться до его деревни) — все это вставало в кругленькую сумму, которой у меня не предвиделось. Прикинув возможные маршруты и поняв, что все они не катят, я пошел бродить по 40-градусной жаре.
Поел сомтам. Поел курочки. Выпил банку газироки. И вдруг обратил внимание на стенд автобусных маршрутов, что стоят у дверей турагентства. Оказалось, что прямо из Луангпрабанга я могу взять и махнуть в Ханой — столицу Вьетнама. И никаких виз мне для этого не нужно. Ценник гуманный — 330 тысяч кип (около 1500 рублей). Ехать сутки. Зашел. Отдал деньги. Взял билет. И расслабился. Впереди меня ждал Ханой — город, о котором я ничего не знал, в стране, о которой я ничего не знал.