В своё время перечитав, наверное, все переведённые на русский язык произведения Говарда Филлипса Лавкрафта, я постоянно обходил стороной его эссе «Сверхъестественный ужас в литературе». Эта самая известная статья писателя казалась мне произведением достаточно тяжёлым, и как-то всё время на неё не было нужного настроя.
Однако недавно я наконец-то восполнил этот пробел в творчестве любимого писателя. И со всей уверенностью могу сказать, что если вы фанат (или фанатка) мистической литературы или ужасов, эта статья неплохо дополнит список книг, которые вы вероятно захотите прочесть. Но, обо всё по порядку.
Над этим эссе Лавкрафт работал в период времени с ноября 1925-го года по май 1927-го года. Собственно все произведения, которые автор, так или иначе, затрагивал в «Сверхъестественном ужасе в литературе», относятся к временному периоду, предшествовавшему указанным годам.
Эссе Лавкрафта имеет широкий диапазон, сначала он исследует зачатки сверхъестественной фантастики в раннем готическом романе, потом описывает расцвет готической литературы, затем его обзор переходит к описанию развития сверхъестественного и странного в творчестве таких крупных писателей, как Амброз Бирс, Натаниэль Готорн и Эдгар Аллан По. Лавкрафт называет также четырех «современных мастеров» ужасов: Алджернона Блэквуда, лорда Дансени, М. Р. Джеймса и Артура Мейчена.
В дополнение к этим мастерам, Лавкрафт пытается сделать эссе всеобъемлющим обзором, и, таким образом, он упоминает или отмечает многих других писателей так или иначе связанных с литературой ужасов.
Отдельно автор описывает литературу о сверхъестественном в континентальной Европе, Америке и на Британских островах, достаточно плотно показывая географию жанра, давая отличное понимание о развитии её в основных «пишущих» странах того времени.
Большая часть эссе была написана в Нью-Йорке, что дало Лавкрафту легкий доступ к ресурсам больших публичных библиотек города, а также к коллекциям его друзей, таким образом, он мог много читать и получать малоизвестные и редкие произведения.
После выхода «Сверхъестественного ужаса в литературе» Лавкрафт получил много восторженных отзывов не только от своих верных фанатов, но и от критиков. К примеру, критик Эдмунд Уилсон, который не был поклонником фантастики Лавкрафта, похвалил эссе писателя, описав его как: «действительно способную работу... он всесторонне изучил эту область – он был силен в готических романистах – и пишет об этом с большим умом». Критик Дэвид Г. Хартвелл назвал «Сверхъестественный ужас в литературе» – «самым важным эссе по литературе ужасов».
Что же касается мнения рядового читателя, то я могу с уверенностью сказать, что эту немаленькую (двадцать две тысячи слов) статью, определённо прочитать стоит, да местами она немного нудновата и затянута, но всё же я почерпнул из неё много новых имён авторов литературы ужасов, о которых не слышал никогда раньше. Вдобавок к этому как указано в названии этой статьи «Сверхъестественный ужас в литературе» является отличной хроникой литературы ужасов.