Найти тему
О, КУЛЬТУРивание

Боевые монахи Шаолиня: зачем жителям монастыря боевые искусства

В настоящее время о китайских боевых монахах знает весь мир. Все-таки фильмы с Джекки Чаном здорово популяризировали эту тему: Шаолинь стал практически именем нарицательным для всех китайских монахов, служащих в храмах и монастырях. Но насколько все показанное — правда? Неужели монахи, самый, казалось бы, миролюбивый народ, разбивают кулаками кирпичи, а головами — доски? Или это все-таки вымысел Голливуда?

На самом деле, это — не вымысел. Монахи Шаолиня и правда в совершенстве владеют боевыми искусствами. Что уж там, внутри монастыря существует свой отдельный стиль боя, которому учат только его обитателей. Поэтому хотя истории про левитацию и спасения мира — явное преувеличение, боевым искусствам местные жители обучены в совершенстве. Но почему именно бой? Зачем служителям Будды вдруг понадобилось сражаться врукопашную?

Чтобы понять это, надо отправиться в китай 5 века, когда и был основан первый монастырь Шаолинь (а вообще таких монастырей по всему Китаю было несколько), располагавшийся в лесу у одноименной горы. Всего через 40 лет после основания монастыря сюда прибыл Дамо из Индии, который и взял его управление на себя.

-2

Оценив обстановку, Дамо начал продвигать среди монахов искусство ближнего боя, но в его действиях не было агрессии. Он хотел лишь сохранить жизни своих послушников. Ведь гористая местность посреди леса — не самое благополучное место для жизни. В монастырь часто забредали дикие животные, а самим монахам надо было таскать в гору воду и продукты. Быть в хорошей физической форме было для них жизненно необходимо. И Дамо решил тренировать их через бой.

Конечно, не сразу все прониклись этой идеей, но Дамо на своем примере доказал преданность делу и свою просветленность. На протяжении девяти лет Дамо почти неподвижно сидел в пещере, думая о совершенствовании, философии и Будде. В итоге солнечный свет буквально выжег его силуэт в этой пещере, сделав ее священной для Шаолиня.

-3

Такого человека, конечно, нельзя было не слушать. Поэтому монахи приняли новые правила и стали изучать правила ведения боя. Только вот это был не просто бой, это был вариант медитации: работа через преодоление себя, через полное ощущение своего тела, через монотонность и постоянное совершенствование.

Со временем простого рукопашного боя стало мало. Теперь монахам надо было не просто быстро подниматься в гору с тяжестями на плечах, но еще и отбиваться от шаек грабителей и разбойников: монастыри всегда привлекали внимание. Так в Шаолине появились не просто мастера ушу, а целый отряд, вооруженный палками и копьями, способный защищать свою территорию.

-4

При этом в условиях небольшого количества монахов, сражаться надо было отважно и смело, рассчитывая только на себя — набрать полноценные отряды было невозможно, да и ходить везде толпой — тоже. Так живя в условиях жесткой необходимости и постоянной враждебности, монахи Шаолиня вывели ушу на принципиально новый уровень, тем самым прославляя себя на всю страну. А потом — и на весь мир.