В декабре прошлого года я вернулся из Индии. Кроме всего прочего мне довелось посетить один очень интересный храм в часе езды от центра столицы, который называется Дурга Темпл Мохан Нагар в Газиабаде. Уникальность этого храма в том, что в нём вы можете увидеть иконографические изображения всех десяти Махавидий - величайших форм Матери. Во время осмотра храма мне пришла мысль, что нужно поделиться со зрителями своего Канала знанием о формах Божественной Матери.
Как я уже говорил в ряде своих предыдущих выступлений, Богиня Кали - это Великая Мать богов и людей, выше неё нет никого и ничего. Она - Карма и Она - освобождение. Она - Свет и Она - Тьма. Она - бесконечна и необъятна как Вселенная. Но, тем не менее, Она постижима для тех, кто способен открыть для Неё своё сердце и пустить туда навсегда. Для тех, кто способен почитать Её в храме своей души.
Мать - необъятна, Она - повсюду, следовательно, и форм Её существует множество. Когда Шива отказывался дать Сати разрешение отправиться на праздник к её невежественному отцу царю Дакше, то Великая Мать явила Ему себя в десяти своих формах, а именно: Кали, Тара, Шодаши, Бхуванешвари, Чиннамаста, Бхайрави, Дхумавати, Багала, Матанги, Камала. Они, повторюсь, называются десятью Махавидьями и представляют собой основу Знания о Матери. Благодаря этому событию, и мы имеем возможность познать эти формы.
Первая Махавидья - это Кали. «Кали» значит «время» а также «смерть». Как время разрушает и пожирает всё, так и Кали приходит к гордым и надменным и отрубает их никчемные, полные высокомерия головы. Также она разрушает всё, созданное ими.
Кали символизирует бессмертие, она находится за пределами творения и разрушения, так как является их причиной. Кали обитает везде, но особенно явно Её можно почувствовать в местах кремации среди трупов. Она стоит на теле своего божественного супруга Бога Шивы. Она - гневная ипостась Богини Матери. Никто во Вселенной не способен противостоять Ей. Именно в этой форме Она лишила жизни Мадху и Кайтабху, Махишасура, Шумбху и Нишумбху, Рактабиджа - великих демонов прошлого. Цвет Кали - сине-черный. Её прекрасные волосы растрёпаны, что символизирует безграничную свободу Кали. Есть также мнение, что каждый волосок Кали - это чья-то индивидуальная душа, и все души имеют источник жизни в Кали. Соответственно для грешников этот источник быстро иссякает и они погибают, а головы их оказываются надеты на ожерелье, украшающее шею Матушки Кали. С этих отсеченных Матушкой голов сначала капает кровь в надежде упасть на Землю и прорасти, дать миру новых преступников и негодяев, подобно тому как капли крови Рактабиджа, упав на землю, порождали его бесчисленных клонов. Но ни одна капля умерщвленных Матушкой Кали негодяев уже не обрастает плотью. Время полирует черепа до блеска, и когда Матушка идёт, они жалобно постукивают друг о друга, напоминая миру о неизбежном возмездии за совершенные преступления, худшим из которых является - предательство.
У Кали три глаза. Третьим глазом Богиня видит сокрытое. Также третий глаз означает Её бездонную мудрость. Высунутый язык Богини - красного цвета, что символизирует раджас, гуну страсти, гуну активных действий. Но язык с двух сторон удерживается белоснежными зубами, символизирующими саттву, гуну благости, цвет коей - белый. Таким образом Матушка учит нас, что превыше всякой деятельности стоит духовность. Именно духовная жизнь делает душу чистой и приводит в высшие миры к Богу. Поэтому великих праведников, просветленных людей мир помнит многие сотни и тысячи лет, а царей и завоевателей быстро забывает.
У Кали четыре руки. Положение правых двух обещает нам благо, а левых, держащих окровавленный меч и отрубленную голову какого-то недочеловека - справедливое возмездие.
Кали обнажена. Её тело - высшее совершенство женской красоты украшено отрубленными по локоть руками предателей и жуликов разного рода, руками убийц и негодяев: эти руки уже никогда не причинят зла добрым людям. Гирлянда черепов на Её прекрасной шее является, безусловно, украшением куда более великолепным, чем бриллианты всех земных цариц и королев вместе взятых.
О Кали Ма! Ты кровь испей
Из демонов-людей до дна!
Звездою утреннею встань
И серп свой острый ты достань!
Чтоб головы людей-свиней
Им ты искусно отделила
И знатно б черепа сии
Себе на бусы водрузила!
Кали - первая и основная Махавидья, все последующие могут быть справедливо описаны как различные ипостаси Кали.
Вторая Махавидья - это Тара. Тара предстаёт перед нами с ножницами в руках. Этими ножницами Она отрезает связь человека с иллюзиями и иллюзорным миром, в котором проходит его земное существование. Синий лотос в руках Богини символизирует необходимость чистоты и духовного преображения, которые - при наличии их у искателя Истины - способны привести к Богине Таре.
В переводе с санскрита «Тара» означает «перенос». Следовательно, функция Богини состоит в переносе человека через бесконечный океан Сансары и даровании ему освобождения от перерождений, иными словами, освобождение от страданий.
Благодаря Таре человек обретает Истину, благодаря Таре он освобождается от оков, налагаемых физическим телом и получает огненное очищение от грехов этого мира.
Третья Махавидья - это Шодаши. Она предстаёт перед нами в образе прекрасной 16-летней девушки. Её лицо сияет светом восходящего солнца, что олицетворяет радость и преображение.
Однажды Кали была в гневе на Шиву за то, что Он, как Ей донёс мудрец Нарада, произносит имя какой-то другой девушки. В этом состоянии гнева Она вдруг преобразилась в самую прекрасную девушку в Мироздании и явилась к своему мужу Богу Шиве. Когда Она пришла к нему, то увидела отражение этой прекрасной девушки в Его сердце и разозлилась ещё больше, думая, что эта девушка - новая возлюбленная Шивы. Махадев, видя, что происходит с Его Шакти, сказал Ей, что его сердце отражает лишь Её образ и больше ничей другой. Когда Кали поняла свою ошибку, Она спросила Его: «Как же теперь будет называться эта моя Божественная форма?» И Махадев ответил, что имя этой Богини будет Шодаши, что означает совершенство.
Шодаши - это Свет, Красота и Благосостояние. Она дарует подлинному Искателю Знание, освобождающее от оков кармы, чистоту и особую притягательную силу, которую может получить человек от Той, которая представляет собой предельное совершенство.
Четвёртая Махавидья - это Бхуванешвари. Её имя означает «Богиня мира» или «Царица Вселенной». Она питает собой всё мироздание, и как говорится в «Деви Бхагавата-Пуране»,
«Я знаю сейчас, о Мать, что на тебе покоится бытие, и что от тебя – творение и разрушение мира, и твоя безграничная мощь, наполняющая все миры, проявляется в этих деяниях...
Ты целиком творишь видимую вселенную для освобождения душ, являющихся гостями нерожденного, бессмертного, незапятнанного грехом полного океана, распростертых, подобно его волнам. Когда душа узнает, что все создается и разрушается тобой, все это ложно, подобно представлению актера, тогда ты прекращаешь это представление, о исполненная великой мощи…»
Поклонение Бхуванешвари приносит силу контролировать других, а также удачу в делах и начинаниях. Бхуванешвари держит стрекало и аркан, что символизирует контроль над злыми силами и препятствиями на пути духовного развития. Аркан и стрекало также символизируют Дхарму и нравственное поведение.
Отсюда мы делаем вывод, что Бхуванешвари дарует контроль над миром тому, кто исполнен нравственности и соблюдает Дхарму.
Пятая Махавидья - это Чиннамаста. Это особая форма Матери, предстающая перед нами в виде обнаженной женщины, стоящей на совокупляющихся телах бога похоти Камадева и его жены Рати. Чиннамаста обезглавила саму себя, одной из рук она держит свою собственную голову, которая пьёт Её кровь. Две преданные Матушки - Дакини и Варнини - также пьют Её кровь.
Чиннамаста - это одна из самых сложных для понимания Махавидий. С одной стороны, Она является символом сексуального контроля, с другой стороны - самим воплощением сексуальной энергии. Она - даёт жизнь, но Она же и забирает жизнь. Чиннамаста несёт нам знание о том, что жизнь поддерживается другими жизнями, а жертвы необходимы для её продолжения. Богиня отдаёт саму себя своим преданным, они пьют её кровь - это, замечу, задолго до Иисуса Христа, который сказал ученикам: «… и пейте из неё (чаши), сие есть Кровь моя». Этот акт самопожертвования Богини - когда Она отдаёт себя, говорит о безграничной любви Матери к своим детям. Мать отдаёт свою голову, а затем восстанавливает её, что означает бессмертие.
Поклоняющийся Чиннамасте способен одержать победу над Временем и страхом Смерти, освободится от иллюзий, привязанности к своему телу, отождествлению с ним, от невежества и эгоизма. Хотя Чиннамаста смотрит на небо, Она, тем не менее, побуждает преданного Ей обратить взор в самого себя и пробудить в себе божественную энергию для обретения освобождения.
Шестая Махавидья - это Бхайрави. Бхайрави благосклонно относится к насилию, наказанию и кровопролитию по отношению к тем, кто бездуховен и жесток, что также означает, что Она является Матерью всего насилия по отношению к злодеям. Негодяи считают Её жестокой и ужасной, но забывают, что Она добра и милостива по отношению к своим детям. В одном из священных текстов Она описывается следующим образом:
«У нее четыре руки: в одной паре рук она держит четки и книгу, другая пара сложена в жесте неустрашимости и дарования милостей...
Она сияет как восходящее солнце и носит месяц на голове. у нее три глаза, и она прекрасна, убранная всевозможными украшениями. Она сокрушает врагов. Она носит гирлянду из свежеотрубленных голов, из которых все еще течет кровь. Одета Богиня в красное».
Три ее глаза – это власть над тремя мирами, поэтому еще ее называют Трипура-Бхайрави или «яростная в трех мирах».
Богиня дарует силу бесстрашия, защиту от негативных влияний и отсечение мирских привязанностей.
Седьмая Махавидья - это Дхумавати. Дхумавати - это проявление Шакти без Шивы. Восседает Богиня на колеснице, увенчанной знаменем с изображением черного ворона. Дхумавати - вдова, волосы Её седые и спутанные, она облачена в лохмотья. В левой руке Богиня держит шурпу - предмет, используемый в Индии для очистки зерна. Дхумавати - прямая противоположность Богини красоты и богатства Лакшми, так как Она уродлива и не озабочена мирским благополучием. Подобно тому как Шива без Шакти становится трупом, также и Шакти без Шивы приобретает ужасающую, свирепую, далёкую от красоты и изящества, мрачную, гнетущую сознание неподготовленного форму. Её энергия связана с отречением от мира, она благоволит к тем, кто от него отрекся. За помощью к Богине можно обращаться только в том случае, если вы искренни, бесстрашны, смиренны, преданны Ей и мирские дела и заботы не представляют для вас ценности. Богиня способна исполнять любые желания и приводить преданного к освобождению от бесконечной цепи перерождений.
Для меня Дхумавати - это великая сила разрушения и превращения в пепел всего ненужного для подлинного развития и эволюции человека. Дхумавати уничтожает зло, а также безжалостно расправляется с носителями зла. Она развеивает успех тех, кто зациклен на материальном успехе и обогащении, забывая о духовном развитии Души и помощи миру.
Восьмая Махавидья - это Багала. Её цвет - это цвет Солнца, он означает чистую и яркую энергию Знаний. Левой рукой Богиня держит язык какого-то болтливого дурочка, а в правой у неё булава. Багала ненавидит пустые разговоры, сплетни, злословие, так как всё это удерживает человека от самореализации. О том, как много нашей энергии тратится на болтовню, не раз говорил Георгий Иванович Гурджиев. Мастер предостерегал от произнесения необдуманных слов, так как это - одно из основных препятствий на пути к освобождению. Преданного Багала способна наделить железной логикой, искусством приводить неопровержимые доказательства и убедительно доносить их до заинтересованных лиц.
Крайне важна способность, которую можно развить, поклоняясь Багале: умению останавливать свои мысли. Не секрет, что мысли большинства людей - это основной, и зачастую, единственно серьезный источник их проблем и несчастий. Нет мыслей - нет проблем. Понаблюдайте за собой. Что больше вам приносит вреда: сказанное кем-то грубое в ваш адрес слово или раздумья об этом неприятном моменте? Слово сказать - это несколько секунд, не так ли? А вот думать об оскорблении и строить планы возмездия - это часы, дни, недели, а у кого-то месяцы и даже годы… Разве не так? Поэтому важно научиться останавливать как свои мысли, так, зачастую, и действия, вызванные этими мыслями и неконтролируемыми эмоциями.
Девятая Махавидья - это Матанги. В переводе это имя означает «Опьяненная страстью». Своих преданных Богиня наделяет силой слова, а также способностью управлять любыми существами. Матанги является покровительницей 64 видов искусств. И здесь Она проявляет себя как Сарасвати. Истинному преданному Она дарует освобождение.
Богиню изображают шестнадцатилетней девушкой, восседающей на лотосе или трупе. У неё зелёный цвет кожи, длинные чёрные волосы, шея Матушки обвита гирляндой цветов кадамбы. В своих руках Она держит меч, череп и музыкальный инструмент. Свободной от предметов рукой Она делает жест благословения. Поклоняясь Матанге, мы познаём скрытую часть своего существа и освобождаемся от дуальности.
Десятая Махавидья - это Камала. Как можно видеть из изображения Богини, Она восседает на цветке лотоса, одетая в драгоценные одежды, а на голове Её - прекрасная корона. Два слона справа и слева омывают Её совершенное тело. Лицо Её излучает свет, а в двух руках Она держит по цветку лотоса. Оставшимися руками Она благословляет своих преданных. Камала управляет богатством, любовью и наслаждениями. Она помогает подняться преданному выше того, что ценно в относительном мире и прийти к осознанию вечных ценностей.
Камала - это Лакшми, Шакти Бога Нараяны или Вишну. Здесь мы познаём ту великую Истину, что Великая Мать - одна, но множественна в лицах. Для Шивы Она - Парвати, для Брахмы - Сарасвати, а для Вишну - Лакшми. Все три Богини - сестры, но все они - в тоже время одно целое, явленное из Великой Матери, чьё имя - Махакали.
Десять Махавидий - это величайшая истина и глубочайшее знание. Даже практическое познание одной Махавидьи способно поднять человека на необозримую высоту знания и величия. Тот же, кто познал все десять - подобен богам.
#десятьмахавидий, #махакали, #формыбожественнойматери, #камала, #матанги, #багала, #дхумавати, #бхайрави, #чиннамаста, #бхуванешвари, #шодаши, #тара, #кали, #лакшми, #парвати, #сарасвати, #богинямать, #богинякали