Найти тему

Десять Махавидий

Идея написать эту статью родилась во время посещения мною одного из храмов в Индии, посвященных Божественным формам Великой Матери. Их называют также Десятью Махавидьями. Кроме всего прочего, это Знание даёт человеку понимание, какой ипостаси Божественной Матери ему лучше всего поклоняться для скорейшего достижения освобождения.  Здесь мы не затрагиваем практические аспекты поклонения, но даём начальное и основное знание о Матери в Её Десяти Аспектах.
Идея написать эту статью родилась во время посещения мною одного из храмов в Индии, посвященных Божественным формам Великой Матери. Их называют также Десятью Махавидьями. Кроме всего прочего, это Знание даёт человеку понимание, какой ипостаси Божественной Матери ему лучше всего поклоняться для скорейшего достижения освобождения. Здесь мы не затрагиваем практические аспекты поклонения, но даём начальное и основное знание о Матери в Её Десяти Аспектах.

В декабре прошлого года я вернулся из Индии. Кроме всего прочего мне довелось посетить один очень интересный храм в часе езды от центра столицы, который называется Дурга Темпл Мохан Нагар в Газиабаде. Уникальность этого храма в том, что в нём вы можете увидеть иконографические изображения всех десяти Махавидий - величайших форм Матери. Во время осмотра храма мне пришла мысль, что нужно поделиться со зрителями своего Канала знанием о формах Божественной Матери.

Как я уже говорил в ряде своих предыдущих выступлений, Богиня Кали - это Великая Мать богов и людей, выше неё нет никого и ничего. Она - Карма и Она - освобождение. Она - Свет и Она - Тьма. Она - бесконечна и необъятна как Вселенная. Но, тем не менее, Она постижима для тех, кто способен открыть для Неё своё сердце и пустить туда навсегда. Для тех, кто способен почитать Её в храме своей души.

Мать - необъятна, Она - повсюду, следовательно, и форм Её существует множество. Когда Шива отказывался дать Сати разрешение отправиться на праздник к её невежественному отцу царю Дакше, то Великая Мать явила Ему себя в десяти своих формах, а именно: Кали, Тара, Шодаши, Бхуванешвари, Чиннамаста, Бхайрави, Дхумавати, Багала, Матанги, Камала. Они, повторюсь, называются десятью Махавидьями и представляют собой основу Знания о Матери. Благодаря этому событию, и мы имеем возможность познать эти формы.

Первая Махавидья - это Кали. «Кали» значит «время» а также «смерть». Как время разрушает и пожирает всё, так и Кали приходит к гордым и надменным и отрубает их никчемные, полные высокомерия головы. Также она разрушает всё, созданное ими.

Кали символизирует бессмертие, она находится за пределами творения и разрушения, так как является их причиной. Кали обитает везде, но особенно явно Её можно почувствовать в местах кремации среди трупов. Она стоит на теле своего божественного супруга Бога Шивы. Она - гневная ипостась Богини Матери. Никто во Вселенной не способен противостоять Ей. Именно в этой форме Она лишила жизни Мадху и Кайтабху, Махишасура, Шумбху и Нишумбху, Рактабиджа - великих демонов прошлого. Цвет Кали - сине-черный. Её прекрасные волосы растрёпаны, что символизирует безграничную свободу Кали. Есть также мнение, что каждый волосок Кали - это чья-то индивидуальная душа, и все души имеют источник жизни в Кали. Соответственно для грешников этот источник быстро иссякает и они погибают, а головы их оказываются надеты на ожерелье, украшающее шею Матушки Кали. С этих отсеченных Матушкой голов сначала капает кровь в надежде упасть на Землю и прорасти, дать миру новых преступников и негодяев, подобно тому как капли крови Рактабиджа, упав на землю, порождали его бесчисленных клонов. Но ни одна капля умерщвленных Матушкой Кали негодяев уже не обрастает плотью. Время полирует черепа до блеска, и когда Матушка идёт, они жалобно постукивают друг о друга, напоминая миру о неизбежном возмездии за совершенные преступления, худшим из которых является - предательство.

У Кали три глаза. Третьим глазом Богиня видит сокрытое. Также третий глаз означает Её бездонную мудрость. Высунутый язык Богини - красного цвета, что символизирует раджас, гуну страсти, гуну активных действий. Но язык с двух сторон удерживается белоснежными зубами, символизирующими саттву, гуну благости, цвет коей - белый. Таким образом Матушка учит нас, что превыше всякой деятельности стоит духовность. Именно духовная жизнь делает душу чистой и приводит в высшие миры к Богу. Поэтому великих праведников, просветленных людей мир помнит многие сотни и тысячи лет, а царей и завоевателей быстро забывает.

У Кали четыре руки. Положение правых двух обещает нам благо, а левых, держащих окровавленный меч и отрубленную голову какого-то недочеловека - справедливое возмездие.

Кали обнажена. Её тело - высшее совершенство женской красоты украшено отрубленными по локоть руками предателей и жуликов разного рода, руками убийц и негодяев: эти руки уже никогда не причинят зла добрым людям. Гирлянда черепов на Её прекрасной шее является, безусловно, украшением куда более великолепным, чем бриллианты всех земных цариц и королев вместе взятых.

О Кали Ма! Ты кровь испей

Из демонов-людей до дна!

Звездою утреннею встань

И серп свой острый ты достань!

Чтоб головы людей-свиней

Им ты искусно отделила

И знатно б черепа сии

Себе на бусы водрузила!

Кали - первая и основная Махавидья, все последующие могут быть справедливо описаны как различные ипостаси Кали.

Вторая Махавидья - это Тара. Тара предстаёт перед нами с ножницами в руках. Этими ножницами Она отрезает связь человека с иллюзиями и иллюзорным миром, в котором проходит его земное существование. Синий лотос в руках Богини символизирует необходимость чистоты и духовного преображения, которые - при наличии их у искателя Истины - способны привести к Богине Таре.

В переводе с санскрита «Тара» означает «перенос». Следовательно, функция Богини состоит в переносе человека через бесконечный океан Сансары и даровании ему освобождения от перерождений, иными словами, освобождение от страданий.

Благодаря Таре человек обретает Истину, благодаря Таре он освобождается от оков, налагаемых физическим телом и получает огненное очищение от грехов этого мира.

Третья Махавидья - это Шодаши. Она предстаёт перед нами в образе прекрасной 16-летней девушки. Её лицо сияет светом восходящего солнца, что олицетворяет радость и преображение.

Однажды Кали была в гневе на Шиву за то, что Он, как Ей донёс мудрец Нарада, произносит имя какой-то другой девушки. В этом состоянии гнева Она вдруг преобразилась в самую прекрасную девушку в Мироздании и явилась к своему мужу Богу Шиве. Когда Она пришла к нему, то увидела отражение этой прекрасной девушки в Его сердце и разозлилась ещё больше, думая, что эта девушка - новая возлюбленная Шивы. Махадев, видя, что происходит с Его Шакти, сказал Ей, что его сердце отражает лишь Её образ и больше ничей другой. Когда Кали поняла свою ошибку, Она спросила Его: «Как же теперь будет называться эта моя Божественная форма?» И Махадев ответил, что имя этой Богини будет Шодаши, что означает совершенство.

Шодаши - это Свет, Красота и Благосостояние. Она дарует подлинному Искателю Знание, освобождающее от оков кармы, чистоту и особую притягательную силу, которую может получить человек от Той, которая представляет собой предельное совершенство.

Четвёртая Махавидья - это Бхуванешвари. Её имя означает «Богиня мира» или «Царица Вселенной». Она питает собой всё мироздание, и как говорится в «Деви Бхагавата-Пуране»,

«Я знаю сейчас, о Мать, что на тебе покоится бытие, и что от тебя – творение и разрушение мира, и твоя безграничная мощь, наполняющая все миры, проявляется в этих деяниях...

Ты целиком творишь видимую вселенную для освобождения душ, являющихся гостями нерожденного, бессмертного, незапятнанного грехом полного океана, распростертых, подобно его волнам. Когда душа узнает, что все создается и разрушается тобой, все это ложно, подобно представлению актера, тогда ты прекращаешь это представление, о исполненная великой мощи…»

Поклонение Бхуванешвари приносит силу контролировать других, а также удачу в делах и начинаниях. Бхуванешвари держит стрекало и аркан, что символизирует контроль над злыми силами и препятствиями на пути духовного развития. Аркан и стрекало также символизируют Дхарму и нравственное поведение.

Отсюда мы делаем вывод, что Бхуванешвари дарует контроль над миром тому, кто исполнен нравственности и соблюдает Дхарму.

Пятая Махавидья - это Чиннамаста. Это особая форма Матери, предстающая перед нами в виде обнаженной женщины, стоящей на совокупляющихся телах бога похоти Камадева и его жены Рати. Чиннамаста обезглавила саму себя, одной из рук она держит свою собственную голову, которая пьёт Её кровь. Две преданные Матушки - Дакини и Варнини - также пьют Её кровь.

Чиннамаста - это одна из самых сложных для понимания Махавидий. С одной стороны, Она является символом сексуального контроля, с другой стороны - самим воплощением сексуальной энергии. Она - даёт жизнь, но Она же и забирает жизнь. Чиннамаста несёт нам знание о том, что жизнь поддерживается другими жизнями, а жертвы необходимы для её продолжения. Богиня отдаёт саму себя своим преданным, они пьют её кровь - это, замечу, задолго до Иисуса Христа, который сказал ученикам: «… и пейте из неё (чаши), сие есть Кровь моя». Этот акт самопожертвования Богини - когда Она отдаёт себя, говорит о безграничной любви Матери к своим детям. Мать отдаёт свою голову, а затем восстанавливает её, что означает бессмертие.

Поклоняющийся Чиннамасте способен одержать победу над Временем и страхом Смерти, освободится от иллюзий, привязанности к своему телу, отождествлению с ним, от невежества и эгоизма. Хотя Чиннамаста смотрит на небо, Она, тем не менее, побуждает преданного Ей обратить взор в самого себя и пробудить в себе божественную энергию для обретения освобождения.

Шестая Махавидья - это Бхайрави. Бхайрави благосклонно относится к насилию, наказанию и кровопролитию по отношению к тем, кто бездуховен и жесток, что также означает, что Она является Матерью всего насилия по отношению к злодеям. Негодяи считают Её жестокой и ужасной, но забывают, что Она добра и милостива по отношению к своим детям. В одном из священных текстов Она описывается следующим образом:

«У нее четыре руки: в одной паре рук она держит четки и книгу, другая пара сложена в жесте неустрашимости и дарования милостей...

Она сияет как восходящее солнце и носит месяц на голове. у нее три глаза, и она прекрасна, убранная всевозможными украшениями. Она сокрушает врагов. Она носит гирлянду из свежеотрубленных голов, из которых все еще течет кровь. Одета Богиня в красное».

Три ее глаза – это власть над тремя мирами, поэтому еще ее называют Трипура-Бхайрави или «яростная в трех мирах».

Богиня дарует силу бесстрашия, защиту от негативных влияний и отсечение мирских привязанностей.

Седьмая Махавидья - это Дхумавати. Дхумавати - это проявление Шакти без Шивы. Восседает Богиня на колеснице, увенчанной знаменем с изображением черного ворона. Дхумавати - вдова, волосы Её седые и спутанные, она облачена в лохмотья. В левой руке Богиня держит шурпу - предмет, используемый в Индии для очистки зерна. Дхумавати - прямая противоположность Богини красоты и богатства Лакшми, так как Она уродлива и не озабочена мирским благополучием. Подобно тому как Шива без Шакти становится трупом, также и Шакти без Шивы приобретает ужасающую, свирепую, далёкую от красоты и изящества, мрачную, гнетущую сознание неподготовленного форму. Её энергия связана с отречением от мира, она благоволит к тем, кто от него отрекся. За помощью к Богине можно обращаться только в том случае, если вы искренни, бесстрашны, смиренны, преданны Ей и мирские дела и заботы не представляют для вас ценности. Богиня способна исполнять любые желания и приводить преданного к освобождению от бесконечной цепи перерождений.

Для меня Дхумавати - это великая сила разрушения и превращения в пепел всего ненужного для подлинного развития и эволюции человека. Дхумавати уничтожает зло, а также безжалостно расправляется с носителями зла. Она развеивает успех тех, кто зациклен на материальном успехе и обогащении, забывая о духовном развитии Души и помощи миру.

Восьмая Махавидья - это Багала. Её цвет - это цвет Солнца, он означает чистую и яркую энергию Знаний. Левой рукой Богиня держит язык какого-то болтливого дурочка, а в правой у неё булава. Багала ненавидит пустые разговоры, сплетни, злословие, так как всё это удерживает человека от самореализации. О том, как много нашей энергии тратится на болтовню, не раз говорил Георгий Иванович Гурджиев. Мастер предостерегал от произнесения необдуманных слов, так как это - одно из основных препятствий на пути к освобождению. Преданного Багала способна наделить железной логикой, искусством приводить неопровержимые доказательства и убедительно доносить их до заинтересованных лиц.

Крайне важна способность, которую можно развить, поклоняясь Багале: умению останавливать свои мысли. Не секрет, что мысли большинства людей - это основной, и зачастую, единственно серьезный источник их проблем и несчастий. Нет мыслей - нет проблем. Понаблюдайте за собой. Что больше вам приносит вреда: сказанное кем-то грубое в ваш адрес слово или раздумья об этом неприятном моменте? Слово сказать - это несколько секунд, не так ли? А вот думать об оскорблении и строить планы возмездия - это часы, дни, недели, а у кого-то месяцы и даже годы… Разве не так? Поэтому важно научиться останавливать как свои мысли, так, зачастую, и действия, вызванные этими мыслями и неконтролируемыми эмоциями.

Девятая Махавидья - это Матанги. В переводе это имя означает «Опьяненная страстью». Своих преданных Богиня наделяет силой слова, а также способностью управлять любыми существами. Матанги является покровительницей 64 видов искусств. И здесь Она проявляет себя как Сарасвати. Истинному преданному Она дарует освобождение.

Богиню изображают шестнадцатилетней девушкой, восседающей на лотосе или трупе. У неё зелёный цвет кожи, длинные чёрные волосы, шея Матушки обвита гирляндой цветов кадамбы. В своих руках Она держит меч, череп и музыкальный инструмент. Свободной от предметов рукой Она делает жест благословения. Поклоняясь Матанге, мы познаём скрытую часть своего существа и освобождаемся от дуальности.

Десятая Махавидья - это Камала. Как можно видеть из изображения Богини, Она восседает на цветке лотоса, одетая в драгоценные одежды, а на голове Её - прекрасная корона. Два слона справа и слева омывают Её совершенное тело. Лицо Её излучает свет, а в двух руках Она держит по цветку лотоса. Оставшимися руками Она благословляет своих преданных. Камала управляет богатством, любовью и наслаждениями. Она помогает подняться преданному выше того, что ценно в относительном мире и прийти к осознанию вечных ценностей.

Камала - это Лакшми, Шакти Бога Нараяны или Вишну. Здесь мы познаём ту великую Истину, что Великая Мать - одна, но множественна в лицах. Для Шивы Она - Парвати, для Брахмы - Сарасвати, а для Вишну - Лакшми. Все три Богини - сестры, но все они - в тоже время одно целое, явленное из Великой Матери, чьё имя - Махакали.

Десять Махавидий - это величайшая истина и глубочайшее знание. Даже практическое познание одной Махавидьи способно поднять человека на необозримую высоту знания и величия. Тот же, кто познал все десять - подобен богам.

#десятьмахавидий, #махакали, #формыбожественнойматери, #камала, #матанги, #багала, #дхумавати, #бхайрави, #чиннамаста, #бхуванешвари, #шодаши, #тара, #кали, #лакшми, #парвати, #сарасвати, #богинямать, #богинякали