Ну вот и дошли руки до скандинавской мифологии. Признайтесь, кто из вас не слышал про могучего Тора, всеотца Одина или царство Асгард? Думаю, таких очень мало. Последние годы она была сильно популяризирована и, думается мне, обошла по популярности даже самые известные мифы греков и древний Египет, что не удивительно, ведь она полна богов, героев, чудовищ и загадок, и каждый из них имеет свою неповторимую историю. Богатырские поступки, жестокие битвы и сверхъестественные силы — все это делает мифы Скандинавии настоящими жемчужинами мировой истории и литературы. Так давайте погрузимся в увлекательный мир этой древней мифологии и узнаем много интересного о ее богах и героях, мироздании и приключениях.
С чего все началось
Как это обычно и бывает, в начале не было ничего - ни земель плодовитых, ни волн морских, ни песков прибрежных, одна лишь черная бездна носившая название Гиннунгагап, да Нифльхейм, царство туманов, что располагалось к северу от нее, а южнее - Муспельхейм, царство огня. Лишь огненные великаны могли жить в Муспельхейме, вынося свет и жару тех мест, а вот в Нифльхейме наоборот - господствовали лишь мрак и вечная мерзлота.
В Нифльхейме располагался родник под названием Гергельмир, из него брали свое начало двенадцать потоков уходящих далеко на юг и впадающих в бездну Гиннунгагап, назывались они - Эливагар. Огромные глыбы льда вечно росли и все приближались к Муспельхейму, однако источник, не смотря ни на что, не прекращал бить. По мере приближения льдин к царству огня, искры из Муспельхейма стали смешиваться с осколками льда Нифльхейма, из чего родилось первое в этом мире существо - гигант Имир. Под его левой рукой в этот же день появилась пара детей - девочка и мальчик. А под ногами Имира возник шестиголовый гигант Трудгельмир. Они стали первыми из Гримтурсенов, рода великанов жестоких как пламя и коварных, словно лед, из которых они появились.
В этот же день, вместе с великанами, из талого льда ледяной пустоши появилась и огромная корова по имени Аудумбла, из вымени которой текли четыре молочных реки, кормивших Имира и его потомство. Так как еще не было зеленых полей и лугов, Аудумбле приходилось пастись в ледяной пустоши, питаясь солью из глыб, которые она облизывала. На вершине одной из таких к концу первого дня появились волосы, на второй день - уже целая голова, а после третьего дня из глыбы был освобожден могущественный великан Бури. Позднее, Бор (сын Бури) взял себе в жены великаншу по имени Беслу, которая подарила мужу трех сыновей: Вилли, Ве и Одина.
Новоиспеченным богам не понравилось жить под гнетом тирании Имира, и братья восстали против него. После долгой битвы они сумели его победить, но Имир был так огромен, что кровь из его ран затопила всех остальных великанов и даже корову Аудумбла. Одному только внуку Имира Бергельмиру удалось построить лодку и спасти себя и свою жену.
Теперь боги были свободны устроить мир так, как они хотели. Они создали из тела Имира землю в форме плоского круга, названную "Мидгард", что означает "средняя страна", и разместили круг посреди огромного океана. Из черепа великана братья создали небеса. Взяв кости Имира, боги воздвигли горы. Посадив волосы, они вырастили деревья. Зубы стали камнями. А из мозга гиганта, братья создали облака. Все края небосвода, по четырем сторонам света, боги свернули в рога, и в каждый запустили по ветру: Нордри в северном, в западном - Вестри, на востоке - Аустри, а в южном - Судри. Вылетавшие из Муспельхейма искры, боги закинули на ночное небо, создав таким образом звезды. Некоторые из них они закрепили на месте, а другие запустили по кругу, чтобы проще было узнать время.
Затем, когда мир был создам, богам оставалось лишь его населить. Из найденного на берегу моря ясеня они вырезали мужчину и назвали его Аск. Там же боги нашли ольху, из которой была вырезана женщина - Эмбла.
Про оставшихся в живых великанов боги тоже не забыли. Для них был создан Йотунхейм - далеко за морями, на востоке от Мидгарда. Властителем там стал бежавший Бергельмир, а земли населили его потомки.
Через время у Одина ( старшего из трех братьев) появились дети, которые вместе с отцом воздвигли для себя царство Асгард, а сами назвались Асами.
Царства Иггдрасиля
Вся основная часть мифологии скандинавов кружится вокруг могучего мирового ясеня, имя которому - Иггдрасиль. Это дерево служит чем-то вроде каркаса для девяти основных миров. На ветвях и в кроне расположились верхние миры - Асгард, Альвхейм и Ванахейм.
1. Асгард - хорошо защищенный мир. построенный Одином, его сыновьями, а также братьями Вилли и Ве для асов. Здесь располагаются чертоги большинства богов, а также легендарный дворец Вальхалла - чертог, куда попадают все павшие воины.
2. Альвхейм (Льесальвхейм) - мир невероятной красоты и вечного веселья, в котором живут светлые альвы. Альвы (эльфы) - это существа, созданные первыми асами (Один, Вилли, Ве) из червей, появившихся в трупе Имира.
3. Ванахейм - светлая страна ванов. Ваны - скандинавские божества, чьи силы черпались из единства с природой. В скандинавских мифах о них не так много легенд, ибо в отличие от воинственных асов, ваны были миролюбивыми земледельцами. Однако, надо сказать, что во время единственной войны асов и ванов, вторым не только удалось отбросить войска Одина, но еще и осадить Асгард, вынудив асов пойти на мирное соглашение.
Чуть ниже идут средние миры: расположенный у основания мирового древа Мидгард, на юге лежат огненные земли Муспельхейма, а далеко за морями - Йотунхейм.
4. Мидгард - мир опоясанный водами, в которых спит мировой змей Йормунганд. Именно здесь живут все смертные люди.
5. Муспельхейм - один из двух изначальных миров, не созданных Одином и компанией. Это земли вечного пламени, где живут огненные великаны, а заправляет здесь Сурт - огненный гигант, которому, по легендам о Рагнареке, суждено уничтожить все живое.
6. Йотунхейм (Утгард) - страна камней и скал, куда был сослан великан Бергельмир. Позднее, он с потомками не раз пытается отомстить Одину и его асам, а Йотунхейм становится известен как мир великанов Йотунов - главных соперников асгардцев.
Еще ниже, в корнях Иггдрасиля, расположены Свартальвхейм и Нифльхейм, а на севере, глубоко под ними, прикрытый одним из корней мирового древа, лежит ледяной Хельхейм.
7. Свартальвхейм - оплетенная корнями мирового древа страна темных альвов и цвергов. Здесь находятся самые искусные мастера всех ремесел, которым нигде и ни в чем нет равных. Именно тут ковалось копье Одина "Гунгнир", молот Тора "Мьёлнир" и другие артефакты богов.
8. Нифльхейм - царство вечного холода и тьмы. Это второй мир, наряду с Муспельхеймом, не созданный богами, а существующий еще до их появления.
9. Хельхейм - мир мертвых, мрачный и холодный. Правит здесь богиня Хель - дочь Локи, будучи еще ребенком сосланная Одином в Нифльхейм. Сюда, в Хельхейм, попадают все, кто умер от старости или болезни.
И напоследок...
Да, я довольно бегло пробежался по скандинавской мифологии, ведь на самом деле, почти про каждый отрывок, из того что я рассказал, можно привести целый миф или легенду. Однако, того, что было описано, вполне достаточно для понимания о строении мира в скандинавских мифах. А в будущем мы обязательно еще вернемся к каждому аспекту: рассмотрим скандинавских богов поближе, узнаем про удивительные народы светлых и темных альвов, познакомимся с героями и чудовищами, побываем в местах, описанных в древних легендах.
Ставьте лайк и подписывайтесь на канал, если тоже считаете мифологию увлекательной или просто хотите поддержать автора👍 Для Вас это просто пара кликов, а для меня стимул и чувство удовлетворенности от своего дела😉