Найти тему
Кудри Тимоти Шаламе

Архетипы. Ключ к пониманию кино

Учение К.Г. Юнга об архетипах и коллективном бессознательном получило равный Фрейду (но есть вероятность, что и больший) отклик в творческом сообществе. По мнению Юнга, который не по-детски увлекался эзотерикой, существует некое подобие облачного хранилища, где вне времени и пространства обитают общие для всех людей образы и идеи, или же по-другому архетипы. Существуют, эти самые, кочующие из сюжета в сюжет, архетипы в историях общих для всех цивилизаций. Они отражают потребности, с которыми люди сталкивались и будут сталкиваться всегда – любовь, честь, общение, забота и т.п.

Карл Густав Юнг
Карл Густав Юнг

Коллективное бессознательное отличается от бессознательного Фрейда. Юнг говорил не о индивидуальных эмоциях, а об ассоциациях присущих всем людям в целом – первичных образах. В кино архетипы представлены конкретными персонажами или идеями, задача которых на подсознательном уровне заложить зрителю нечто большее, чем рассказ об одном герое. Архетипы – это психологические идеи и символы, которые способен прочесть каждый человек независимо от того был он рожден во времена Сократа или же в эпоху пост индустриализации.

-2

Герой, если проводить аналогию с Фрейдом, это своего рода Эго, остальные архетипы воздействуют на него для того, чтобы в полной мере отразить все грани.

Персона – важный для восприятия кино архетип. Зачастую воплощение актера на экране и его персона слишком связаны, что не дает возможности ни зрителю, ни продюсеру увидеть его в новых амплуа. Согласитесь, трудно вообразить комика Джима Керри в роли мрачного и нелюдимого копа, расследующего жестокое убийство. Для всех нас он может быть только придурковатым детективом, ищущим домашних животных. Можно сказать, что типажный актер – это просто мастер в использовании той или иной персоны. Хичкок на съемках своих фильмов часто прибегал к одной хитрости. Он любил брать на главные роли самых именитых звезд Голливуда, чьи персоны уже давно были сформированы и известны зрителю. Это во многом упрощало его работу в раскрытии характеров персонажей.

Джим Керри в роли Эйс Винтуры
Джим Керри в роли Эйс Винтуры

Архетип тени, как отражение бессознательного героя, может использоваться в сюжетах по-разному. Она может быть и классическим злодеем как клоун Пеннивайз в фильме «Оно», что практически буквально отражает идею юнгианской тени, прячущей лицо под маской склонной жестокости и сумасшествию. Тень может быть альтер-эго главного героя. В фильме «Психо» (1960) безумный Норман Бэйтс одновременно застенчивый владелец гостиницы, но вместе с тем он и безжалостная мать-убийца. Контрастное противопоставление двух сторон личности может сильно воздействовать на зрителя и вызвать у него чувство первобытного ужаса.

Психо (1960)
Психо (1960)

Тень может быть связанна и с предысторией героя. Главный козырь в использовании такого вида тени – недосказанность. Создатели лишь намекают о неких событиях в прошлом, которые оставили на герое неизгладимый отпечаток. В совсем свежем британском сериале «Дрянь» (2016) на этом приеме мастерски построен весь первый сезон. Мы видим погрязшую в разврате главную героиню, но, как крючок, нас держат мучающие ее воспоминания о погибшей подруге.

-5

Архетип оборотня в понимании Юнга становится символом постоянно меняющегося Эго. Главный герой в фильме обязательно должен развиваться, а значит он и есть своего рода оборотень.

Любой вид творчества – бессознательный процесс. Все сюжеты и персонажи скрываются в темных лабиринтах памяти, чувств и эмоций. Но понимание структуры психоаналитических методов дает возможность приблизится к создаваемому произведению и персонажам, населяющим этот мир. Знание психологических аспектов, подобно знанию математических функций, которые можно положить на место фундамента, а уже после, опираясь на них создавать именно ту историю, которую хотелось бы написать.