Стать сценаристом или психоаналитиком, значит уметь кропотливо и безжалостно препарировать человеческий мозг. Этим в буквальном и переносном значении занимался Зигмунд Фрейд, идеи которого раз и перевернули представление о психике в целом.
Сутью его работ стало предположение о том, что большая часть эмоций и реакций для человека тайна, осознать которую полностью ему одному не под силу. Здесь на арену вступает психоаналитик, который с лопатой наперевес должен откопать в сознании пациента те самые, мешающие жить, скрытые мотивы.
Одно из главных мест в работах Фрейда занимает идея Эдипова комплекса, которую можно считать центрообразующей в драматургии. Именно благодаря ей можно во всей красе показать причину как разрушения личности, так и ее формирования. В кино можно найти бесчисленные вариации сюжетного развития историй по этой схеме, но абсолютно все они будут включать в себя два элемента – любовь и мораль.
Если рассматривать прямую трактовку сюжета о царе Эдипе (а рассмотрю я только ее одну, так как, если я возьмусь и за другие, эта работа потеряет форму эссе и превратится в исследовательскую работу), которая рассказывает о сексуальном влечении сына к матери, то как пример можно привести фильм «Раскрепощение» (1994), где мать соблазняет приезжавшего на каникулы сына. Образ матери зачастую в таком виде сюжете заменяется чем-то близким к нему. Например, в потрясающем фильме «Гарольд и Мод» рассказывается история любовной связи между еще не окончившим школу Гарольдом и семидесятилетней женщиной по имени Мод. Персонажи приведенных в пример картин эмоционально незрелы и инфантильны. Это взрослые, но не выросшие мальчишки, которые нуждаются в материнской заботе, не забывая при это и о половом влечении. Все подобные сюжеты можно нести под флагом «запретная любовь». И, стоит помнить, что, если в фильме явно вырисовывается силуэт запретного плода, то история, вероятнее всего, ничем хорошим не закончится. Добрая часть романтических линий в кино такой и является. Так Мод суждено покончить с собой, а герою Дастина Хофмана из фильма «Выпускник» (1967) возненавидеть подругу матери. Финал в стиле «жили долго и счастливо» больше характерен для сюжетов, где героям приходится противостоять внешним обстоятельствам. Неразрешимый внутренний конфликт, расцениваемый культурой, как табу, безоговорочно требует трагедии.