В июне 2022 года Александр Лукашенко обратился к Путину с просьбой помочь в переоборудовании белорусских военных самолетов, чтобы те могли нести ядерные боезаряды. Тогда президент Беларуси отмечал, что его «очень беспокоят вопросы тренировочных полетов самолетов США и НАТО, которые готовятся нести ядерные боеголовки и ядерные заряды. (В августе Лукашенко заявил, что белорусские самолеты линейки «Су» получили возможность перевозить ядерное оружие.) Тогда же Президент РФ заверил белорусскую сторону, что Россия передаст её комплексы «Искандер-М», которые могут применять как баллистические, так и крылатые ракеты.
И вот, 25 марта 2023 года В.В. Путин в интервью журналисту телеканала «Россия24» Павлу Зарубину сообщил, что: «1 июля заканчиваем строительство специального хранилища для тактического ядерного оружия на территории Беларуси». При этом В.В. Путин пояснил: «Мы не передаем [ядерное оружие], США своим союзникам не передают. Мы в принципе делаем всё то же самое, что они делали десятилетиями. Они имеют [ядерные заряды] в определенных странах у союзников и готовят их носители, и их же готовят экипажи. Мы то же самое собираемся делать.» То есть, Россия только разместит на территорию Беларуси ядерное оружие, но не будет передавать его белорусской стороне. Только разместит?
И что могут означать все эти «телодвижения» белорусских и российских властей, и насколько они способны обезопасить белорусский народ от угрозы внешней агрессии? В ином «ракусе» размещение ядерного оружия на территории РБ для белорусского народа смысла не имеет.
В первой редакции Конституции Республики Беларусь, принятой в далёком 1994 году, во втором абзаце Статьи 18 было записано: «Республика Беларусь ставит целью сделать свою территорию безъядерной зоной, а государство – нейтральным». После всенародного референдума, состоявшегося 27 февраля 2022 года, второй абзац этой статьи звучит так: «Республика Беларусь исключает военную агрессию со своей территории в отношении других государств.» Как говорится: «Почувствуйте разницу!» То есть, за три десятилетия «независимости» белорусские государственные мужи «допёрли», что в мире, разделённом на «своих» и «чужих», придётся определиться, кто эти «свои», и кто «чужие». Но в процессе законотворчества они попытались оставить за собой право разместить свою задницу на нескольких стульях (стоящих в разных помещениях), одновременно. Потому, что мне достоверно известно (и это можно подтвердить), что в конституционную комиссию поступало предложение дополнить Статью 18 третьим абзацем: «Республика Беларусь допускает использование своей территории для отражения агрессии в отношении Союзного государства». Не сочли целесообразным.
И российское и белорусское руководство неоднократно заявляли, что решение государств-членов НАТО разместить американское ядерное оружие на своей территории, не только ограничивает их суверенитет, но и не способствует безопасности их народов. А в чём принципиальная разница в случае с Республикой Беларусь? И на российском телевидении, и в Интернете «экспертные головы» высказываются о возможности нанесения удара по северу и северо-западу Украины с территории РБ. При этом с официальной белорусской стороны «протестного мычания» или «разъяснений» о невозможности этого, в связи с содержанием Статьи 18 Конституции РБ, мною лично, не замечено. Или это тот случай, когда формулировка «исключает» не означает «запрещено»?
В сегодняшней ситуации руководство Беларуси НИКАК не заинтересовано в вовлечении страны в то, что российский официоз называет «СВО». Более того, мне кажется очевидным осознание белорусским руководством того, что вовлечение Беларуси в военный конфликт, с кем бы то ни было и на чьей бы то ни было стороне, означает уничтожение белорусской государственности в её современном виде. Поэтому размещение в своём доме бомбы, пульт управления которой находится в руках соседа, который, вопреки твоему подчёркнутому дружелюбию, мелко пакостил тебе втечение многих лет, решение неосмотрительное. Всевозможные «эксперты и обозреватели» обошли молчанием тот факт, что в 2022 – 23 годах, впервые за десятилетия «содружества», российские «хозяйствующие субъекты», которым Путин «не мог указывать», не ставили палки в колёса белорусской экономике. (Помнить причинённое зло – хорошее качество, способствующее осмотрительности при принятии важных решений. Десятилетиями официальная российская пропаганда вдалбливала в головы россиян информацию, формировавшую у последних убеждение, что «Россия кормит Беларусь», что социальность белорусского государства – это не результат усилий белорусского руководства и организованного им труда народа Беларуси, а следствие «объедания» белорусами россиян.)
В процессе принятия решения о начале «СВО» и в ходе самой «специфической операции», российское руководство проявило свою абсолютную юридическую несостоятельность. Как в части права «международного», так и в части права своей страны. В части «международного» права, российская сторона не смогла, сколько-нибудь убедительно, обосновать вынужденность и необходимость «СВО», вследствие чего, почти полторы сотни стран-членов ООН осудили «агрессию России в отношении Украины». В части права российского работает «правило дышла». Статус «СВО» юридически не определён, что уже порождает правовые проблемы, которые в будущем только усложнятся. Войну с Украиной РФ не ведёт и вести не может. И не только потому, что РФ официально не находится с Украиной в состоянии войны, но и потому что, признав «СВО» войной, российское государство, в соблюдение своего же законодательства, обязано применить ко всем, кто планировал и развязал эту «СВО-не войну», Статью 353 УК РФ! Как называются деяния, совершаемые в нарушение установленного права или вне правового поля? Беззаконие. Не знаю, как кому, а мне очевидно, что сегодня в РФ господствует беззаконие. А по сему я очень сомневаюсь, что российское государство, войдя в Беларусь со СВОИМ ядерным оружием, будет трепетно нянчиться с законодательством РБ в части «агрессии с её территории».
Но и это ещё не всё. Возможно, мне лично не всё нравится в А.Г. Лукашенко, особенно простота его гардероба, но я ему доверяю. И не потому, что он не реализовал какие-то мои надежды или постоянно «улучшает» правовое положение трудящихся, а потому, что он ни разу не обманул меня в моих ожиданиях. Он предсказуем и его слова подтверждаются делом. Иное, В.В. Путин. Он говорит красиво, образно и правильно. Но результаты его действий ВСЕГДА находятся в противоречии с декларированными им задачами. Полагаться на человека, который постоянно лукавит неосмотрительно, по крайней мере. Президент Путин НЕ ПЕРЕДАСТ белорусской стороне право распоряжаться ядерным оружием НИКОГДА. И не потому, что у него нет таких полномочий, а потому, что при схожести политического устройства государств РБ и РФ между ними существует существенное противоречие: в их основании лежат отличные друг от друга отношения собственности. Белорусский правящий класс является коллективным собственником, чего нельзя сказать про правящий класс РФ. Поэтому политические противоречия между «национальными элитами» РФ и РБ были, есть и будут до приведения экономических базисов этих государств к «общему знаменателю». А противоречия в отношениях мало способствуют обоюдному доверию.
Соглашаясь разместить на территории своей страны ядерное оружие, управление которым находится в руках, не внушающих доверия, Президент РБ сильно рискует. А, может быть, доверяет управляемому им народу меньше, чем тому, кого белорусский народ в президенты не избирал.