Московская жизнь нашей семьи сложилась так, что в течение десяти лет мы переезжали с места на место, расширяя жизненное пространство. В квартирах менялось количество комнат и высота потолков. Менялись адреса. Садовое Кольцо замкнулось для нас Новинским бульваром и Новым Арбатом, а затем ограничилось Старым Арбатом.
Старая мебель уступала место новой. Но в каждое новое жилье хотелось внести частицу привычного уюта и отголосок семейной истории. След, оставленный несколькими поколениями. Чтобы ПОМНИТЬ о тех, кого никогда нельзя забывать!
У нас с сестрой сохранились только россыпи семейных фотографий. Многие из них уже давно можно отнести к категории исторических.
Наша ветвь семьи Третьяковых ведет начало из Боровска. Представители рода селились поблизости друг от друга: Брянск, Калуга, Людиново, Дятьково, Жиздра. Семьи были купеческими, часто ездили с чадами и домочадцами на ярмарки в Орел, а оттуда привозили семейные фотографии. Взгляните на любимые "ретро":
Мне больно и очень обидно, что сейчас я не могу прикоснуться к маминым вышивкам гладью или крестом: веселым скатертям и салфеткам с ромашками и фиалками, сиренью и земляничкой. К ярким наволочкам на подушки – «думочки», украшенным букетами маков и роз и вечнозеленым плющом. Мы с сестрой были очень современны и расточительны.
Не сохранилось и бабушкино рукоделие. Все женщины семьи отца не только великолепно шили, но и владели редкими в наши дни техниками вышивания: «ришелье», «бродери». Бабушка училась рукоделию с раннего детства, перенимая мастерство у «француженки-модистки», волею судьбы заброшенной в конце 19 века в захолустный российский городок на Брянщине.
История первая
С началом немецкого наступления и угрозы оккупации, бабушкина племянница, жена видного партийного работника, была в спешном порядке отправлена в эвакуацию.
На сборы дали не больше часа. Она собиралась как в тумане. Муж – на фронте. На руках – двое маленьких детей: сын и крошечная дочка, которая родилась на третий день войны. Кто-то дал в руки корзинку с нехитрой едой. Как впоследствии рассказывала нам тётя Лида, после нескольких суток в дороге эвакуированных высадили на полустанке где-то в глубине страны (возможно, между Пермью и Архангельском). Осень западных областей сменилась метелями севера. Хозяйка избы, куда поселили ее с детками, затопила печку, чтобы приезжие отогрелись и стала помогать разбирать чемодан. Подивилась, что вещей-то у городской жительницы с собой почти не было! Только детские одежки и пеленки. И, совершенно неожиданно, среди них обнаружился мешочек с начатым рукоделием: куски холста, отрезки канвы, нитки-мулине, несколько незаконченных работ. Чудом там оказались и любимые вышитые салфеточки. Тут хозяйка всплеснула руками: «Молодка, я-то думала, что пропадешь ты вместе со своим детками! А ты выживешь и детям сгинуть не дашь, поднимешь!» И, раскладывая на некрашеном столе тётины вышивки, разглядывала и любовалась ими в отсветах печного огня, приговаривая: «Такой красоты в наших краях не видывали!» На следующий день несколько вышивок она унесла из дома, а вернулась с мешком провизии. Так и повелось: Лида вышивала без схем, по памяти, а хозяйка относила вышивки на продажу. Выжили, дождались, пока их не разыскал тётин муж и не послал за ними, чтобы перевезти в освобожденный район Украины, куда получил новое назначение поднимать разрушенное народное хозяйство.
Давно ушли из жизни и бабушка, и тётушка Лидия Дмитриевна. Мы стараемся почаще встречаться с той «крохой» - ее дочкой и моей троюродной сестрой, которая давно живет в Москве. Несколько раз ее большая семья навещала нас.
Я видела и знаю, что у нее хранятся вышивки матери. Я мечтаю, что когда-нибудь отважусь попросить поделиться со мной семейной памятью. Только не так, как это давным-давно сразу после революции случилось в семье наших предков.
История вторая
Из семейных реликвий у меня сохранилась всего одна. Ей более 100 лет. Она досталась мне от бабушки. И принадлежала бабушкиной семье. В этой семье сестры и их дети воспитывались, пронесли и сохранили дружбу и передали ее и память о прадедах через все поколения.
Моя прабабушка рано осиротела, и опеку над ней взял родной дядя.
Его жена славилась своими рукоделиями далеко за пределами губернии.
Моя бабушка и дочь ее старшей сестры – почти ровесницы, уже старушками часто встречались у нас дома.
Я часами могла слушать их разговоры. Обязательной частью самых дорогих воспоминаний было описание не просто вышивок, а настоящих ковров, которые вышивала шерстью опекунша моей прабабушки и родной бабушки Лидии. У меня сохранилась старая полутемная любительская фотография этой выдающейся женщины на фоне одной из ее работ, сделанная в начале 20 века.
Но догадаться, что на ней изображено, удавалось только в сопровождении пояснений. Я с замиранием сердца слушала, как, подхватывая на лету речь друг друга, старушки рисовали словами и жестами узоры и цветочные поляны, разбегающиеся по этим коврам. Эти воспоминания всегда завершались грустным сетованием, что «все то художественное богатство» навеки утрачено, и не медлила обязательная просьба принести «тот кусочек коврика», чтобы опять на него взглянуть. Я снимала со стены ту единственную семейную реликвию. У бабушки дома этим куском вышитого полотна был накрыт туалетный столик. Разобрать рисунок было трудно, а само полотно имело неровный и не подшитый край, а местами серьезно обветшало. Когда старики переехали к нам в Москву, я решила привезенную ими вышивку выстирать, выгладить и, наконец, разглядела ее детали.
Бабушка и дедушка пояснили, что эта вышивка выполнялась в несвойственной пра- прабабушке вошедшей в моду манере. Использовались хлопчатобумажные нитки по канве в стиле китайских картин. На ковре были вышиты сцены охоты. У нас в руках была одна из них.
Однажды, смеясь сквозь слезы, бабушка поведала причину, почему и при каких обстоятельствах она унаследовала только одну сцену с таёжным сюжетом, на которой китайский стиль вышивки угадывается лишь в форме головного убора охотника. После смерти рукодельницы-хозяйки единственный ковер – покрывало достался ее сыну и дочери. Жена сына настояла на равном дележе наследства и, схватив ножницы, разрезала вышивку на две части. Вмешались и другие родственники, пожелавшие отрезать «кусочек на память». Вырезали сцены-картины. Резали второпях, вкривь и вкось. Таким образом, две части ковра превратились в несколько ковриков и дорожек без каймы с криво отрезанными краями. Своей частью незадолго до своего ухода в 1943 году основная наследница поделилась с лучшими подругами – двоюродными сестрами. Одной из сестер и была моя бабушка.
Уже в московской квартире мы с бабушкой натянули вышивку на подрамник, подвернув неровные края, и вставили ее в качестве картины под стекло в старую скромную, но заслуженную раму.
Но, продолжу истории появления вышивок в нашем доме.
Десять лет назад я получила в подарок от тётушки мужа вышитую ею по схеме картину, одетую в красивую раму. Роскошный букет цветов с тех пор украшает стену в столовой.
А это другие мои любимые вышивки, сделанные ее руками и украшающие дом их семьи.
Тётушки Ирины Леонидовны уже нет с нами. Семья выразила искреннюю благодарность всем моим читателям, передавшим свои соболезнования в связи с ее недавним уходом. Но, глядя на ее подарок, мы вспоминаем о ее нежной душе, стойком характере и умелых руках. С ней заочно знакомы те, кто знаком с серией моих статей:
Не только грусть, но и радость новой встречи испытываем, когда заходим в комнату в нашем доме, носящую отпечаток жизни и судьбы родителей мужа.
Среди семейных портретов и памятных фотографий в рамках я готовлюсь разместить немногие вышивки, выполненные руками свекрови Лидии Алексеевны. Она не увлекалась вышивкой, была профессиональной швеей-закройщицей. Свое мастерство она передала и сыну.
История третья
Одной из семейных вышивок особо дорожит мой муж.
Во-первых, этот необычный сюжет был заимствован из жизни далекой жаркой Индии. Сейчас неизвестно, какими мыслями был навеян его выбор, много ли времени заняло вышивание у серьезного, работающего на важном производстве мужчины и какие идеи им руководили при выборе такого «женского» увлечения. Инженер-рационализатор, автор многих патентов на изобретения, он был увлеченным мастером фотографии. Благодаря его труду вся история семьи Свириных запечатлена и хранится в аккуратных альбомах. Наши дети и внуки хорошо знают и особенно любят всех представителей семьи отца и деда. Со многими они заочно знакомы по фотографиям. Каждая фотография в альбоме не только занимает место, согласно хронологии, но и снабжена соответствующими подписями!
Не удивляйтесь, вышитая композиция выполнена именно отцом моего мужа!
Во-вторых, известно, в какой важный для семьи Свириных период отец брал в руки пяльцы, иглу, подбирал яркие расцветки мулине и принимался вечерами за работу. Известен также точный день и час, когда вышитая картина была закончена. Все задуманное удалось выполнить мужчине: и экзотический пейзаж, и мощного слона, и его хобот, и фигурку сидящего на его спине мальчугана. Вот только мужчина - вышивальщик никак не мог справиться с мелкими бисеринками, которые должны были стать глазами этого мальчика на вышитой картине. Пришлось звать на помощь жену. Она поспешила и внесла последний штрих в работу мужа.
Сразу после этого приехала по вызову «неотложка», а еще через несколько часов появился на свет их единственный сын, ставший 28 лет спустя моим мужем.
С 1 мая 1957 года вышивка стала украшением дома родителей и напоминанием об этом важнейшем событии – рождении сына. Теперь это несовершенное творение, наполненное волнениями будущего молодого отца, нашло почетное место в доме его выросшего сына.
Мы с его сыном воспитали двух внуков того, кто когда-то вышивал индийский сюжет.
Я благодарю всех читателей, познакомившихся с тремя нашими семейными «историями с вышиванием». И особенно за то, что не отказались погрузиться в них по старым чужим фотографиям.
И хочу напомнить, что я продолжаю ждать ваших собственных историй и образцов художественной вышивки. Они найдут место на страничках публикаций моего канала.
Множество трогательных и безыскусных рассказов встретилось в комментариях, но я не решаюсь их придавать гласности без согласия и разрешения авторов.
Надеюсь на ваше участие в создании новых интересных статей на тему «Вышивки в жизни семьи и в домашнем интерьере».
Татьяна Свирина