Найти тему
Ars Operandi

«Истории с вышиванием». Уникальные элементы декора в наших интерьерах. Ч. 1

Оглавление

Московская жизнь нашей семьи сложилась так, что в течение десяти лет мы переезжали с места на место, расширяя жизненное пространство. В квартирах менялось количество комнат и высота потолков. Менялись адреса. Садовое Кольцо замкнулось для нас Новинским бульваром и Новым Арбатом, а затем ограничилось Старым Арбатом.

На Старом Арбате. Не последний Московский адрес.
На Старом Арбате. Не последний Московский адрес.

Старая мебель уступала место новой. Но в каждое новое жилье хотелось внести частицу привычного уюта и отголосок семейной истории. След, оставленный несколькими поколениями. Чтобы ПОМНИТЬ о тех, кого никогда нельзя забывать!

Новый интерьер в загородном доме. В углу бабушкина этажерка.
Новый интерьер в загородном доме. В углу бабушкина этажерка.

У нас с сестрой сохранились только россыпи семейных фотографий. Многие из них уже давно можно отнести к категории исторических.

Наша ветвь семьи Третьяковых ведет начало из Боровска. Представители рода селились поблизости друг от друга: Брянск, Калуга, Людиново, Дятьково, Жиздра. Семьи были купеческими, часто ездили с чадами и домочадцами на ярмарки в Орел, а оттуда привозили семейные фотографии. Взгляните на любимые "ретро":

Мне больно и очень обидно, что сейчас я не могу прикоснуться к маминым вышивкам гладью или крестом: веселым скатертям и салфеткам с ромашками и фиалками, сиренью и земляничкой. К ярким наволочкам на подушки – «думочки», украшенным букетами маков и роз и вечнозеленым плющом. Мы с сестрой были очень современны и расточительны.

Не сохранилось и бабушкино рукоделие. Все женщины семьи отца не только великолепно шили, но и владели редкими в наши дни техниками вышивания: «ришелье», «бродери». Бабушка училась рукоделию с раннего детства, перенимая мастерство у «француженки-модистки», волею судьбы заброшенной в конце 19 века в захолустный российский городок на Брянщине.

История первая

С началом немецкого наступления и угрозы оккупации, бабушкина племянница, жена видного партийного работника, была в спешном порядке отправлена в эвакуацию.

На сборы дали не больше часа. Она собиралась как в тумане. Муж – на фронте. На руках – двое маленьких детей: сын и крошечная дочка, которая родилась на третий день войны. Кто-то дал в руки корзинку с нехитрой едой. Как впоследствии рассказывала нам тётя Лида, после нескольких суток в дороге эвакуированных высадили на полустанке где-то в глубине страны (возможно, между Пермью и Архангельском). Осень западных областей сменилась метелями севера. Хозяйка избы, куда поселили ее с детками, затопила печку, чтобы приезжие отогрелись и стала помогать разбирать чемодан. Подивилась, что вещей-то у городской жительницы с собой почти не было! Только детские одежки и пеленки. И, совершенно неожиданно, среди них обнаружился мешочек с начатым рукоделием: куски холста, отрезки канвы, нитки-мулине, несколько незаконченных работ. Чудом там оказались и любимые вышитые салфеточки. Тут хозяйка всплеснула руками: «Молодка, я-то думала, что пропадешь ты вместе со своим детками! А ты выживешь и детям сгинуть не дашь, поднимешь!» И, раскладывая на некрашеном столе тётины вышивки, разглядывала и любовалась ими в отсветах печного огня, приговаривая: «Такой красоты в наших краях не видывали!» На следующий день несколько вышивок она унесла из дома, а вернулась с мешком провизии. Так и повелось: Лида вышивала без схем, по памяти, а хозяйка относила вышивки на продажу. Выжили, дождались, пока их не разыскал тётин муж и не послал за ними, чтобы перевезти в освобожденный район Украины, куда получил новое назначение поднимать разрушенное народное хозяйство.

Давно ушли из жизни и бабушка, и тётушка Лидия Дмитриевна. Мы стараемся почаще встречаться с той «крохой» - ее дочкой и моей троюродной сестрой, которая давно живет в Москве. Несколько раз ее большая семья навещала нас.

Я видела и знаю, что у нее хранятся вышивки матери. Я мечтаю, что когда-нибудь отважусь попросить поделиться со мной семейной памятью. Только не так, как это давным-давно сразу после революции случилось в семье наших предков.

История вторая

Из семейных реликвий у меня сохранилась всего одна. Ей более 100 лет. Она досталась мне от бабушки. И принадлежала бабушкиной семье. В этой семье сестры и их дети воспитывались, пронесли и сохранили дружбу и передали ее и память о прадедах через все поколения.

Моя прабабушка рано осиротела, и опеку над ней взял родной дядя.

Иван, один из братьев Третьяковых - богатый владелец мельниц из Дятькова. Около 1900 г.
Иван, один из братьев Третьяковых - богатый владелец мельниц из Дятькова. Около 1900 г.

Его жена славилась своими рукоделиями далеко за пределами губернии.

Варвара Кузьминична Третьякова, рукодельница. Около 1913 г.
Варвара Кузьминична Третьякова, рукодельница. Около 1913 г.

Моя бабушка и дочь ее старшей сестры – почти ровесницы, уже старушками часто встречались у нас дома.

Моя бабушка в центре с племянником Всеволодом и племянницей Лидией Никишиными. Около 1935 г.
Моя бабушка в центре с племянником Всеволодом и племянницей Лидией Никишиными. Около 1935 г.

Я часами могла слушать их разговоры. Обязательной частью самых дорогих воспоминаний было описание не просто вышивок, а настоящих ковров, которые вышивала шерстью опекунша моей прабабушки и родной бабушки Лидии. У меня сохранилась старая полутемная любительская фотография этой выдающейся женщины на фоне одной из ее работ, сделанная в начале 20 века.

Но догадаться, что на ней изображено, удавалось только в сопровождении пояснений. Я с замиранием сердца слушала, как, подхватывая на лету речь друг друга, старушки рисовали словами и жестами узоры и цветочные поляны, разбегающиеся по этим коврам. Эти воспоминания всегда завершались грустным сетованием, что «все то художественное богатство» навеки утрачено, и не медлила обязательная просьба принести «тот кусочек коврика», чтобы опять на него взглянуть. Я снимала со стены ту единственную семейную реликвию. У бабушки дома этим куском вышитого полотна был накрыт туалетный столик. Разобрать рисунок было трудно, а само полотно имело неровный и не подшитый край, а местами серьезно обветшало. Когда старики переехали к нам в Москву, я решила привезенную ими вышивку выстирать, выгладить и, наконец, разглядела ее детали.

Бабушка и дедушка в гостях в Калуге.
Бабушка и дедушка в гостях в Калуге.

Бабушка и дедушка пояснили, что эта вышивка выполнялась в несвойственной пра- прабабушке вошедшей в моду манере. Использовались хлопчатобумажные нитки по канве в стиле китайских картин. На ковре были вышиты сцены охоты. У нас в руках была одна из них.

Об этой вышивке  моя "История вторая".
Об этой вышивке моя "История вторая".

Однажды, смеясь сквозь слезы, бабушка поведала причину, почему и при каких обстоятельствах она унаследовала только одну сцену с таёжным сюжетом, на которой китайский стиль вышивки угадывается лишь в форме головного убора охотника. После смерти рукодельницы-хозяйки единственный ковер – покрывало достался ее сыну и дочери. Жена сына настояла на равном дележе наследства и, схватив ножницы, разрезала вышивку на две части. Вмешались и другие родственники, пожелавшие отрезать «кусочек на память». Вырезали сцены-картины. Резали второпях, вкривь и вкось. Таким образом, две части ковра превратились в несколько ковриков и дорожек без каймы с криво отрезанными краями. Своей частью незадолго до своего ухода в 1943 году основная наследница поделилась с лучшими подругами – двоюродными сестрами. Одной из сестер и была моя бабушка.

Уже в московской квартире мы с бабушкой натянули вышивку на подрамник, подвернув неровные края, и вставили ее в качестве картины под стекло в старую скромную, но заслуженную раму.

Но, продолжу истории появления вышивок в нашем доме.

Десять лет назад я получила в подарок от тётушки мужа вышитую ею по схеме картину, одетую в красивую раму. Роскошный букет цветов с тех пор украшает стену в столовой.

-12

А это другие мои любимые вышивки, сделанные ее руками и украшающие дом их семьи.

Маленькая балерина Надюша, внучка Ирины Леонидовны.
Маленькая балерина Надюша, внучка Ирины Леонидовны.

Тётушки Ирины Леонидовны уже нет с нами. Семья выразила искреннюю благодарность всем моим читателям, передавшим свои соболезнования в связи с ее недавним уходом. Но, глядя на ее подарок, мы вспоминаем о ее нежной душе, стойком характере и умелых руках. С ней заочно знакомы те, кто знаком с серией моих статей:

Ирина Леонидовна Нестерова, жена младшего брата отца моего мужа.
Ирина Леонидовна Нестерова, жена младшего брата отца моего мужа.

Не только грусть, но и радость новой встречи испытываем, когда заходим в комнату в нашем доме, носящую отпечаток жизни и судьбы родителей мужа.

Среди семейных портретов и памятных фотографий в рамках я готовлюсь разместить немногие вышивки, выполненные руками свекрови Лидии Алексеевны. Она не увлекалась вышивкой, была профессиональной швеей-закройщицей. Свое мастерство она передала и сыну.

История третья

Одной из семейных вышивок особо дорожит мой муж.

Во-первых, этот необычный сюжет был заимствован из жизни далекой жаркой Индии. Сейчас неизвестно, какими мыслями был навеян его выбор, много ли времени заняло вышивание у серьезного, работающего на важном производстве мужчины и какие идеи им руководили при выборе такого «женского» увлечения. Инженер-рационализатор, автор многих патентов на изобретения, он был увлеченным мастером фотографии. Благодаря его труду вся история семьи Свириных запечатлена и хранится в аккуратных альбомах. Наши дети и внуки хорошо знают и особенно любят всех представителей семьи отца и деда. Со многими они заочно знакомы по фотографиям. Каждая фотография в альбоме не только занимает место, согласно хронологии, но и снабжена соответствующими подписями!

Не удивляйтесь, вышитая композиция выполнена именно отцом моего мужа!

Об этой вышивке моя "История третья".
Об этой вышивке моя "История третья".

Во-вторых, известно, в какой важный для семьи Свириных период отец брал в руки пяльцы, иглу, подбирал яркие расцветки мулине и принимался вечерами за работу. Известен также точный день и час, когда вышитая картина была закончена. Все задуманное удалось выполнить мужчине: и экзотический пейзаж, и мощного слона, и его хобот, и фигурку сидящего на его спине мальчугана. Вот только мужчина - вышивальщик никак не мог справиться с мелкими бисеринками, которые должны были стать глазами этого мальчика на вышитой картине. Пришлось звать на помощь жену. Она поспешила и внесла последний штрих в работу мужа.

Сразу после этого приехала по вызову «неотложка», а еще через несколько часов появился на свет их единственный сын, ставший 28 лет спустя моим мужем.

Бракосочетание 27 декабря 1986 г.
Бракосочетание 27 декабря 1986 г.

С 1 мая 1957 года вышивка стала украшением дома родителей и напоминанием об этом важнейшем событии – рождении сына. Теперь это несовершенное творение, наполненное волнениями будущего молодого отца, нашло почетное место в доме его выросшего сына.

Мы с его сыном воспитали двух внуков того, кто когда-то вышивал индийский сюжет.

В Евпатории, 1991 г.
В Евпатории, 1991 г.

Я благодарю всех читателей, познакомившихся с тремя нашими семейными «историями с вышиванием». И особенно за то, что не отказались погрузиться в них по старым чужим фотографиям.

И хочу напомнить, что я продолжаю ждать ваших собственных историй и образцов художественной вышивки. Они найдут место на страничках публикаций моего канала.

Множество трогательных и безыскусных рассказов встретилось в комментариях, но я не решаюсь их придавать гласности без согласия и разрешения авторов.

Надеюсь на ваше участие в создании новых интересных статей на тему «Вышивки в жизни семьи и в домашнем интерьере».

Татьяна Свирина