Найти тему

Гигиена сердца

(читать 5 минут)

Что отравляет мне жизнь?
Что отравляет мне жизнь?

Вам знакомо ощущение налета на зубах? Ощущение грязных рук, когда пришли с улицы? Ощущение оскверненного ума, если пообщались с нехорошим человеком, когда хочется принять душ? Это грубые ощущения. Но существуют и такие же тонкие.

Когда мне бывает паршиво на душе, когда подкатывает то, что принято называть депрессией, я понимаю, что сердце мое опять чем-то осквернилось, запачкалось, и нужно срочно его почистить. По чистому сердцу свободно протекает любовь и благоволение, которые легко и в изобилии изливаются на все вокруг. Если любовь перестает протекать, значит сердце забито.

Тревога, страх, вожделение (острое желание обладать чем-то), зависть, жадность. Все это оскверняет сердце. Поэтому, когда у меня портится настроение, то первое, что я делаю – съедаю что-нибудь сладкое (уж извините, скорая помощь), а потом начинаю думать, что именно отравляет мне жизнь.

И тут вступает в действие то, что называется совестью. Совесть – это универсальное, общее для всех знание. Есть чудесный эпизод в Бхагавата Пуране. (Бхаг. 1.14.39-43)

Что могло опечалить благородного Арджуну?
Что могло опечалить благородного Арджуну?

Здесь Юдхиштхира видит Арджуну в глубоком унынии и делает предположения о причинах этого уныния:

«О брат Арджуна, скажи мне, здоров ли ты? Твое тело как будто утратило свое сияние. Не потому ли это, что ты долго жил в Двараке и тобой пренебрегали, не оказывая тебе почтения?
Может быть, кто-то недружелюбно или с угрозой обратился к тебе? Может быть, ты не смог подать милостыню просившему ее или не выполнил данное кому-то обещание?
Ты всегда берешь под свою защиту те живые существа, которые заслуживают того: брахманов, детей, коров, женщин и больных. Может быть, ты не смог защитить их, когда они искали твоего покровительства?
Не вступил ли ты в связь с женщиной сомнительной репутации или, может быть, неподобающе обошелся с достойной женщиной? Или по дороге тебя одолел в битве равный или стоящий ниже тебя?
Может быть, ты не позаботился о стариках и детях, заслуживавших того, чтобы пообедать с тобой? Не бросил ли ты их и не обедал ли один? Не допустил ли ты какой-нибудь непростительной ошибки, совершив нечто, считающееся отвратительным?»

Смотрите, какое соотношение внешних причин и внутренних? В основном, предположения Юдхиштхиры касаются промахов или ошибок, или грехов, за которые человек несет ответственность сам. В этом случае причина была очень серьезна: Кришна, друзьями Которого были братья, покинул этот мир. Но посмотрите на их культуру!

Что, в принципе, могло повергнуть в уныние благородного человека? Его собственные ошибки или грехи, неисполнение своего долга, нарушение обещания, оскверняющее общение и т.д. В огромном большинстве случаев причина нашего уныния кроется в наших собственных поступках или желаниях, которые мы либо не осознаем, либо осознаем, но предпочитаем прятать от самих себя. Кстати, психосоматические болезни – это, как известно, есть проявления на грубом уровне вот таких собственных промахов или грехов, которые мы не хотим осознавать, а заметаем под ковер, в подсознание.

Об оскверняющем общении я хочу сказать отдельно. Когда я получаю эмоциональный заряд ненависти или злобы от кого-то, это не проходит бесследно, это цепляет и — да! — отравляет мне жизнь. Но почему? Почему я оказываюсь в зависимости от эмоций, которые испытывает другой человек, который даже не является моим другом или близким? Потому что есть внутри меня что-то, что отзывается на это осквернение, некая шероховатая, нечистая поверхность, которая цепляет новую грязь. В этом нет сомнений, я это проверяла много раз. Поэтому даже в том случае, когда внешняя причина кажется очевидной, я все равно ищу внутренние причины. Я знаю, что если буду винить обидчика или обстоятельства, мне не полегчает. Нужно найти внутреннее зло, за которое цепляется внешнее зло, и это внутреннее зло устранить. Нужно действовать в зоне досягаемости. Внутренний мир всегда в нашей власти.

Мне довелось пожить несколько лет в очень чистом месте. Это было сообщество людей, занимавшихся бескорыстным служением Богу и людям. Именно в этом сообществе моя способность чувствовать осквернение очень обострилась. Как на белой рубашке заметны даже малейшие загрязнения. И там я научилась тому, что называю для себя гигиеной сердца.

Когда у меня портится настроение, когда все валится из рук, я начинаю методично продумывать события, мысли и действия, которые произошли недавно, удаляясь от текущего момента в прошлое. В восьмидесяти процентах случаев я нахожу источник осквернения минут за пять. Сложные случаи могут занимать дня два-три.

Обнаружив причину осквернения, я приступаю к его устранению любыми доступными мне способами. Я звоню, пишу или, на худой конец, если иное невозможно, мысленно прошу прощения у людей, которых могла обидеть или задеть. Я меню свой взгляд на вещи. Я начинаю действовать иначе. Я стараюсь починить испорченное. И тогда уныние как рукой снимает. Проверено много раз. Просто волшебный метод! Христиане его широко используют. Это исповедь. Признание своей нечистоты, сопровождаемое желанием очиститься и активным действием в этом направлении.

Есть еще одна штука, которая может отравлять жизнь продолжительное время. Опасность этого отравления в том, что ты не только считаешь отраву приемлемой, но и даже думаешь, что она неизбежна в твоей жизни, а может быть, даже составляет ее фундамент. Ужасное заблуждение! Эта отрава — работа не по душе. Такая вещь выжигает разум, она, как кислота, разъедает сердце день за днем. Можно какое-то время заниматься делом не по душе, чтобы просто выжить, заработать на кусок хлеба. Но постоянно игнорировать свою природу и призвание – очень опасно. Поэтому, если человеку отравляет жизнь его занятие, то это положение нужно срочно менять.

Подобно тому, как физическая грязь угрожает здоровью тела, душевная грязь угрожает здоровью и даже жизни личности. Поэтому гигиена сердца необходима ничуть не меньше, чем гигиена тела. А как по мне, так даже больше.