Найти тему

МЦД – почему диаметры центральные?

Проблема плотности пассажиропотока в Москве и ближайшем подмосковье всегда была и остается. Решать ее можно по-разному, но развитие комфортного общественного транспорта – возможно, наиболее оптимальный способ.

Строить новые ветки метро – это хорошо. Но использовать на полную катушку уже имеющиеся железнодорожные линии – еще лучше.

Развитие Московских Центральных Диаметров – совместный проект Москвы и Области – напрашивался уже давно. Но всему своё время. По сути это – использование имеющихся железнодорожных линий электричек для более плотной интеграции их в систему городского транспорта, и таким образом, их загрузка именно городским пассажиропотоком в большей степени.

Схема всех пяти линий МЦД на карте подмосковья
Схема всех пяти линий МЦД на карте подмосковья

Чем МЦД будет отличаться от прежних пригородных электричек?

Первое, и самое существенное – поезда будут ходить условно не по расписанию, а с интервалом как в метро. Т.е. пассажиру можно будет не подгадывать, когда пойдет поезд, а просто идти на станцию и ехать, зная, что с установленного утреннего часа до установленного ночного не может быть такой ситуации, когда он придет на платформу, и поезд не придёт, или придется ждать долго.

Второе – обновленный парк составов – современные комфортные вагоны.

Третье – обновленная система платформ. В ходе подготовки линий МЦД к запуску многие платформы реконструируются или даже строятся заново, в том числе для создания переходов на линии метро или другие линии МЦД там, где раньше остановок не было.

Четвертое – единая система билетов с городом, нет необходимости покупать отдельные билеты и тратить на это время.

Теперь давайте посмотрим на схемы линий.

МЦД-1 (D1) был открыт 21 ноября 2019 года и имеет длину 52 километра. Весь путь займёт 80 минут. Конечные остановки - Одинцово и Лобня.

МЦД-1. Источник - https://mcd.mosmetro.ru/mcd-1/
МЦД-1. Источник - https://mcd.mosmetro.ru/mcd-1/

По пути МЦД-1 по расписанию также ходят двухэтажные аэроэкспрессы в Шереметьево. Не доезжая Лобни они поворачивают к аэропорту. В ходе создания диаметра было построено или продолжают строиться несколько новых станций - Славянский бульвар, Дмитровская и Илимская.

МЦД-2 (D2) был открыт 21 ноября 2019 года и имеет длину 80 километра. Весь путь займёт 116 минут. Конечные остановки - Нахабино и Подольск.

МЦД-2. Источник - https://mcd.mosmetro.ru/mcd-2/
МЦД-2. Источник - https://mcd.mosmetro.ru/mcd-2/

В ходе создания диаметра было построено или продолжают строиться несколько новых станций - Пенягино, Волоколамская (для пересадки на метро), Щукинская (вместо закрытой платформы Покровское-Стрешнево неподалеку), Марьина Роща, Курьяново, Покровское (для пересадки на D5) и Остафьево.

МЦД-3 (D3) будет иметь длину 85 километра. Старт движения намечен на 2023 год. Конечные остановки - Зеленоград (Крюково) и Раменское (Ипподром).

МЦД-3. Источник - https://mcd.mosmetro.ru/mcd-3/
МЦД-3. Источник - https://mcd.mosmetro.ru/mcd-3/

В ходе строительства МДЦ-3 было найдено интересное решение по обходу площади трёх вокзалов, где провести линию было бы проблематично, но именно там стоят и Ленинградский, и Казанский вокзал. Поэтому поезда D3 не будут проходить через вокзалы своих направлений, но пересадку, если нужно добраться именно на вокзалы, можно будет сделать на Рижской, и проехать еще одну станцию по другим МЦД линиям. В ходе создания диаметра будет построена новая станция Митьково.

МЦД-4 (D4) будет иметь длину 86 километров. Старт движения намечен на 2023 год. Конечные остановки - Апрелевка и Железнодорожная.

МЦД-4. Источник - https://mcd.mosmetro.ru/mcd-4/
МЦД-4. Источник - https://mcd.mosmetro.ru/mcd-4/

В ходе создания МЦД-4 будут построены новые станции Поклонная, Кутузовская (для пересадки на метро), Ермаковская, Марьина Роща (уже строится также в рамках D2) и Ольгино.

МЦД-5 (D5) будет иметь длину 72 километра. Конечные остановки - Домодедово и Пушкино.

МЦД-5. Источник - https://mcd.mosmetro.ru/mcd-5/
МЦД-5. Источник - https://mcd.mosmetro.ru/mcd-5/

В ходе создания МЦД-5 будут построены новые станции Дербенёвская, Котляково (для пересадки на D2), Ермаковская, Марьина Роща (уже строится также в рамках D2) и Ольгино. Самые сложные вопросы при прокладке пути МЦД-5 – это как пройти через центр от Ярославского до Павелецкого вокзалов (предлагались разные варианты, один из основных – подземный туннель между ними), и как создать пересадки с другими диаметрами (только с D2 будет вновь созданный пересадочный узел в районе Царицино, а с другими диаметрами прямых пересадок не будет, если только на Курской не сделают подземную станцию с выходом не только к D2, но и к D4).

Проект создания МЦД впервые был озвучен в качестве подготовленного плана в ноябре 2017 года. Первоначальный бюджет двух первых диаметров оценивался в 20 млрд.рублей, а всего их предполагалось от 5 до 15 (не ясно, где еще взять готовые железнодорожные ветки, если диаметров будет больше 5).

В 2018 году было обнародовано, что затраты на реализацию проекта увеличения пропускной способности и пассажиропотока на Московском Транспортном Узле за счёт диаметрального внутригородского железнодорожного движения в соответствии с актуализированной Генеральной схемой Московского железнодорожного узла составят 155,4 млрд руб. Было заявлено, что это прогнозируемая оценка общей стоимости реализации всех проектов МЦД на перспективу. Чуть позже мэр Москвы предложил поддержать дальнейшее развитие Московского Транспортного Узла с просьбой предусмотреть выделение необходимого финансирования на МЦД в сумме 931 млрд руб., из которых было уже обеспечено лишь 159,5 млрд руб., и до 2023 года не хватало 771,6 млрд руб., или 154,3 млрд руб. ежегодно в течение 5 лет. Речь, в первую очередь, идёт о средствах бюджета.

На конец 2021 года за три года из московского и федерального бюджетов, а также из средств ОАО "РЖД" по факту было выделено более 140 млрд рублей на развитие Московских центральных диаметров. Это три источника, их которых финансируется создание МЦД. В 2022 году на развитие железнодорожной инфраструктуры в Московском Транспортном Узле планировалось направить 170 млрд рублей, в том числе, на реализацию проекта МЦД.

Почему диаметры московские – ясно. Почему это диаметры – понятно. К названию проекта есть один интересный вопрос. Почему эти диаметры названы центральными? Предполагается, что в будущем будут еще какие-то диаметры – не центральные? Или имеется ввиду, что все диаметры проходят через центр Москвы?

Если втрое – то основной центр сосредоточия пересечения диаметров – это место около метро «Рижская». Именно там планируется создание больших пересадочных платформ между D2, D4 и D3. На новой платформе Марьина Роща, Площади трёх вокзалов (бывшая Каланчёвская) и Курской также будут параллельно двигаться поезда линий D2 и D4. Через Савёловскую, Белорусскую, Беговую и Тестовскую будут параллельно двигаться поезда линий D1 и D4. На Дмитровской будет пересадка между D1 и D2. Но исторический центр Москвы – у Кремля, а географический с недавних времен и тем более сместился в район Юго-западной или даже Саларьево. Так почему диаметры "центральные"?