Данные документы нам, как одному из конкурсных кредиторов, предоставил временный управляющий.
Анализ требований мы проводим с целью подготовки нашей правовой позиции по требованиям других кредиторов.
Как помните одну из наших пословиц: «На управляющего надейся – но сам не плошай».
Так вот, при анализе ряда требований и заявлений о банкротстве я обнаружил в них довольно типовые ошибки, и поэтому, думаю, надо о них рассказать.
В отношении нашего должника почти одновременно были поданы несколько заявлений о признании банкротом. Формально, по тексту, они составлены правильно, но в просительной части есть ошибки, причем существенные.
Заявитель в просительной части просил следующее:
- признать должника банкротом;
- назначить временным управляющим конкретного арбитражного управляющего, или предлагал СРО;
- утвердить временному управляющему вознаграждение в размере 30 000,00 рублей.
Так и в чем здесь ошибка? Вернее, 2 ошибки.
Первая, в принципе, не влияющая на суть требования:
Размер вознаграждения арбитражному управляющему установлен Законом и не может быть менее 30 000,00 рублей. Поэтому просить установить то, что является императивной нормой, по крайней мере лишнее. Кредитор имеет право просить увеличить фиксированный размер вознаграждения, причем за его счет, но 30 000,00 рублей суд установит и без просьбы кредитора.
Вторая – серьезная ошибка.
Как вы помните из процессуальных норм и моих постов, Суд при признании требования заявителя обоснованным в отношении должника выносит ТРИ судебных акта, просто обычно они объединены в один.
И какие суд должен принять решения?
- о признании требования обоснованным и введения в отношении должника процедуру банкротства;
- утверждение арбитражного управляющего;
- разрешения вопроса об установлении требования кредитора в реестр требований кредиторов.
Суд должен ответить на ваш предмет иска, а теперь вернитесь на несколько абзацев назад, и посмотрите – просил ли заявитель установить его требование в реестр?
Нет, не просил. И суд формально может не разрешить этот вопрос – и требование заявителя не будет включено в реестр требований кредиторов, со всеми вытекающими последствиями.
Многие скажут, но ведь это и так понятно должно быть – нет, и формально Суд не имеет право выходить за рамки вашего требования. И я скажу, что у нас был такой прецедент. Заявитель подал такое же заявление и суд ввел процедуру банкротства и утвердил управляющего, а вот в реестр требования не включил. Причем там даже получилась задержка в распределении денежных средств из конкурсной массы – управляющий ждал пока кредитор не подаст соответствующее заявление в суд.
Это основные ошибки в заявлениях именно кредиторов-заявителей по делу о банкротстве.
В заявлениях об установлении в реестр требований кредиторов тоже были ошибки, вернее, не в самих заявлениях, а в приложениях к ним. Причем если одна ошибка – это просто трата времени, то вторая влекла прямой ущерб для кредитора.
Несколько заявлений об установлении в реестр требований были подписаны представителями кредиторов. И в приложении к заявлению эти представители прикладывали свои дипломы о высшем юридическом образовании. Это излишне. В отличии от общих норм АПК РФ, где представителями могут быть только лица с юридическим образованием, специальные нормы Закона о несостоятельности не содержат такого требования. В данном случае достаточно доверенности, с указанием в ней на представление интересов в делах о банкротстве.
Вторая ошибка – данные заявления были оплачены государственной пошлиной в размере 6 000,00 рублей. Такие действия уже приносят ущерб для кредиторов. Пошлиной оплачиваются только заявления о признании должника банкротом, а заявления об установлении в реестр требований кредиторов не подлежат оплате государственной пошлиной.
Конечно, суд в дальнейшем вернет эти деньги (если не забудет), но это будет через определенное время и проценты по ним не начисляются.
А если вам интересно, что я еще нашел в заявлениях кредиторов – подключайтесь к нашему закрытому каналу «За кулисами». Подробности уточняйте у Дарины и в нашем Telegram канале https://t.me/bankrot_kontrol