Найти тему
PROфессии

Где есть творчество и креатив — там обычно денег нет

Редактор о своем карьерном пути, работе за еду и текстах о лампочках.

Продолжение интервью

Подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить продолжение интервью.

1. Здравствуй, представься, пожалуйста.

Привеет:) Я Аня, работаю редактором уже 4 года.

2. Опиши свою профессию 5 словами.

Хмм, пожалуй, это: внимательность, грамотность, ответственность, дедлайны, ошибки. Не стройный ряд, но хорошо описывает.

3. Интересно. Какое учебное заведение нужно окончить, чтобы работать редактором?

В целом филологического факультета достаточно, чтобы получить базу, думаю, они много где представлены. Это и филфак МГУ, МГЛУ имени Мориса Тореза, и гуманитарный университет РГГУ, и институт русского языка имени А.С. Пушкина, ну или педагогические — МПГУ или МГПУ, я училась в обоих.
Их легко перепутать между собой:) бакалавриат окончила в Московском педагогическом государственном университете по специальности «Педагог русского языка», в городском педагогическом университете моя специальность звучала так — «Русская литература в контексте отечественной и мировой культуры».

4. С чего началась твоя работа с текстами?

Моя первая работа в этой сфере — работа в павильоне «Армения» на ВДНХ. Я работала в армянском книжном магазине-издательстве. Я была и продавцом, и администратором, выкладывала фотографии книг, создавала контент, вела группу ВК, занималась аналитикой, публикацией постов: информационных, развлекательных, продающих. Иногда надо было весь интернет обыскать, чтобы найти биографию какого-нибудь армянского писателя. Написать ее весело, прикольно, интересно. Чтобы было достоверно, но при этом познавательно и сформулировано достаточно простым языком. Для меня это была непривычная тема, но я тренировалась. Смотрела охваты, на какие посты реагируют больше, коммуницировала с подписчиками, отвечала на комментарии, отрабатывала возражения. Это был первый опыт в SMM.

5. Почему ты выбрала именно работу редактора?

Где-то 4 года назад я начинала с того, что работала помощником редактора журнала. Это была начальная позиция, мне не платили за работу. Зато я могла примерить на себя разные функции. Я писала статьи, посты, придумывала тексты для лендинга, училась составлять контент-план, следовать ему. Договаривалась о проведении интервью, посещении мероприятий, даже составляла договоры на сотрудничество, хотя вообще не должна была этим заниматься.
Лучше всего у меня получалось писать тексты. И другие ребята, журналисты, просили меня посмотреть, как у них получается. Как выяснилось, я не могу просто смотреть, мне надо что-то делать с текстами. Я начинала исправлять их работы, видела проблемные места. Под проблемными я подразумеваю не только пунктуационные, орфографические ошибки, а в целом — что не так со структурой, почему текст не работает и как это можно исправить. Тогда я начала доносить это до ребят. Постепенно я стала делать это все чаще и поняла, что мне это нравится даже больше, чем писать тексты с нуля. Хочется брать тексты других и доводить их до идеала, как-то реформировать, реструктурировать и доводить до совершенства.

6. И ты решила, что можно зарабатывать на доведении текстов до совершенства?

Честно говоря, это не та сфера, где сразу будут деньги. На начальных порах придется, скорее всего, писать за бесплатно, просто чтобы набрать портфолио, опыт. Я где-то года через 2 вышла на деньги, так что совсем не сразу, к сожалению, это получается.

7. Какие шаги ты сделала дальше? Очень интересно, где и как редактор ищет себе работу.

Я бы не сказала, что найти работу в этой сфере просто. Ты не можешь прийти и сразу стать редактором. Работодателю надо убедиться, что ты умеешь писать. Это важно показать. Только потом ты начинаешь редактировать. И после в теории можешь вырасти до выпускающего редактора.
Я понимала, что мне очень нужны опубликованные статьи. И мое текущее место работы для этого не очень подходит. Поэтому я начала искать, где я могу публиковаться, в каких-нибудь интернет-СМИ или небольшой газете. Где уровень не так высок, и где мне могут позволить ошибаться. Потому что это важно на начальных порах.
Я искала на hh, через знакомых. Есть еще сайт mediajobs. Сейчас он не особо функционирует, но там были вакансии конкретно по работе в медиа. На этом сайте была вакансия журналиста в журнале «Типичная Москва». Это онлайн-СМИ. Я изучила их сайт. Важно понять, в какой стилистике пишут журналисты, сможешь ли ты под нее подстроиться, подходит ли она тебе. Мне очень понравилась тематика. Там были городские новости, новости о культуре, о событиях, ресторанах, выставках. То, что мне нравится и меня увлекает. Я отправила туда резюме, но мне не отвечали. На сайте я нашла контакты главного редактора, сразу написала ему ВК: «Здравствуйте. Я такая-то, отправляла вам резюме. Хотела бы для вас писать». Главный редактор достаточно позитивно отреагировал, оказался очень общительным, предложил написать тестовое задание. И дальше я публиковалась у них.
С «Типичной Москвой» я сотрудничала где-то полтора года. Это была не постоянная работа. Я не каждый день писала, а периодически выпускала материалы, составляла подборки. Потом выступала гастро-обзорщиком: ходила по кафе и ресторанам и писала обзоры. То есть работала за еду, но это было весело:) И помогло мне собрать портфолио, чтобы в дальнейшем рассылать эти статьи как примеры своей работы. Потому что часто до того, как тебе вышлют тестовое, нужно продемонстрировать портфолио, показать, что ты писал для таких-то изданий, на такие-то темы.

8. Выходит, чтобы стать редактором, ты освоила SMM-сферу, работу продавца и контент-мейкера? Довольно сложно, но, я думаю, тебя это очень прокачало в профессиональном плане.

Да, да, и работу администратора тоже. Я не говорю, что всех ждет именно такой путь, но я ни о чем не жалею, потому что это разные навыки, знакомства, жизненный опыт, который никому не повредит.

9. Расскажи, какие у тебя впечатления от специальности?

Я бы сказала, что они неоднозначны. С одной стороны, я нашла себя в этом. Это действительно то, что я люблю. Ни на что бы другое я это не променяла. Меня к этому влекло с детства, еще ребенком, читая книги, я находила какие-то ошибки, сразу бежала к маме и говорила: «Мама, смотри, там ошибки, они сделали опечатку!» И в школе очень любила писать сочинения, которые потом зачитывали в классе. Я в этот момент очень гордилась с собой. Сейчас понимаю, что здорово связать с этим жизнь.
Но с другой стороны, эта сфера нестабильна. Ее штормит при кризисах. Например, год назад меня сократили на работе, которую я очень любила. Это было рекламно-рекрутинговое агентство. Им на тот момент не нужно было столько людей для обработки контента. Там сократили и копирайтеров, и меня, я была литературным редактором, и главного редактора тоже. Очень сильно подрезали контентный отдел. И, к сожалению, это нормальная ситуация. Сразу сокращают сотрудников, деятельность которых немножко неочевидна. Редактура текста — это про красоту слова, грамотность, правильность. Не всегда это так важно, как, например, с нуля создавать контент, продюсировать его, продвигать. Иногда это воспринимается в качестве дополнительной опции, но никак не «градообразующей» специальности. И поэтому сокращения на этой позиции часто встречаются.

10. Сложно ли в такой период найти новую работу?

Долгое время может не быть подходящих вакансий. Я столкнулась с тем, что очень трудно найти работу, которая понравится. Часто ты не просто редактором должен быть, а редактором-корректором, редактором-делопроизводителем или выпускающим редактором, который вообще занимается всем: и версткой, и публикацией, генерированием тем. И среди этого очень трудно отыскать то, что будет близко именно тебе. Здесь важны темы, которые тебе интересны. Редакторы и корректоры требуются довольно часто, но области разные. Например, мне было бы неинтересно писать о лампочках, строительной технике, сантехнике. Это технические тексты, в них не развернешься. Я не говорю, что они плохие, но для меня это не самое увлекательное занятие.
Я выделила бы такой парадокс: то, что вычитывать и писать не особо интересно — там деньги есть. А где тебе интересно, есть творчество и креатив — там обычно денег нет.

11. А с какими текстами тебе нравится работать?

Мне интересно заниматься литературным редактированием. Я сотрудничала с издательством «ЭКСМО» около полугода. И для них я редактировала книги как литературный редактор. Исправляла все виды ошибок, дописывала под стиль автора. Это были переводные книги из раздела «Популярная психология». В переводе зачастую можно найти много ошибок. Конечно, все это нужно было подчищать, тщательно редактировать и отдельные куски переписывать напрочь, учитывая стиль автора. Это было интересно, настоящее творчество. Но оно скромно оплачивается.

12. То есть та работа, в которой больше творчества, например, редактура книг, художественных текстов и статей, оплачивается меньше, чем менее творческие задачи, где надо писать о каких-то предметах быта (лампочках, сантехнике)?

Увы, да, так и выходит. Трудно обозначить, почему так получается. Можно предположить, что у копирайтерских текстов, которые относятся к продуктам и продажам, будь то лампочки, сантехника, бьюти-товары — есть определенный заказчик. Это что-то такое конкретное, что можно монетизировать. А что-то творческое, абстрактное, как статьи по психологии, искусству — требует рекламы. Не всегда такие ресурсы популярны, поэтому трудно из них вывести деньги. Это очень обидно, потому что хочется писать об интересных вещах, но не всегда есть возможность.
Иногда нормальная оплата труда, интересные тексты и творческие люди, которые над ним работают, соединяются. У меня такое было как раз в рекламно-рекрутинговом агентстве. Я там работала полгода. И это как раз была идеальная работа по моим оценкам. Потому что нужно было писать о рынке труда, о hard skills, soft skills, о том, как развиваться молодому специалисту, какие для этого есть лайфхаки. Там было много разных форматов: и карточки, и интервью, и ответы на вопросы, и подборки приложений для трекинга времени и т. д. Все, что может помочь молодым людям прокачаться, найти работу и чувствовать себя лучше. Это был не только рекрутинг, но и психологические фишки, которые меня тоже очень интересуют, поэтому было максимально интересно. Разнообразие форматов не давало заскучать. Мне очень нравилось, что можно было взаимодействовать с авторами в режиме реального времени. Они присылают текст, ты общаешься с ними через комментарии в Google Docs. Для меня было важно не просто исправить текст, пройтись там хозяйской рукой, мне был важен именно диалог с ребятами. Было круто донести до них, как лучше писать.

13. И как донести до автора, что он ошибается?

Был педагогический момент в чем-то. Я понимала, что работаю с творческими молодыми ребятами, и тут важно не обидеть их, не задеть, не дать понять, что их тексты не очень и надо переписывать. Важно показать, что текст классный, все хорошо, но вот смотри, ты эту ошибку повторяешь из раза в раз. Давай подумаем, как это исправить. Я могла авторитарно исправить все, но я предлагала варианты, как можно это сделать. Ребята могли посмотреть и выбрать, что им ближе, что им больше понравилось либо предложить свой вариант. Некоторые шли ко мне с прямым запросом, подсказать, какие ошибки встречаются у них чаще всего, на что обратить внимание.

14. Получается, обучение в педагогических вузах тебе тоже помогло в твоей работе? Ты знаешь, как правильно указать на ошибки, не навредив твоему подопечному, не отбив у него желание писать дальше?)

Слушай, да, я сейчас поняла, что так оно и есть. Педагогическое образование было не таким уж бесполезным, как я всегда его оценивала. Хоть эти люди, авторы, они не дети, достаточно взрослые, но все равно какие-то принципы используешь, чтобы не задеть, не ранить.

15. Бывали какие-то типичные ошибки в текстах?

Мне вспоминается, что многие люди любят писать, например, такую фразу: «Важно показать свою экспертизу». Люди забывают или не знают, что экспертиза — это конкретный эксперимент, исследование, которое проводится, и его нельзя ни проявить, ни показать. Путают со словом «экспертность». Вот ее уже можно продемонстрировать, что угодно с ней сделать. Такие моменты я правлю постоянно.


Хотели бы узнать больше о работе редактора? Оставьте свои вопросы в комментария.

-2