Копирование текста без согласия автора запрещено.
Все совпадения случайны.
Вечерело. На лавочке возле дома сидела Мария Петровна и наслаждалась вечерним закатом. Конец апреля выдался теплым. Деревья радовали глаз свежей зеленью. Если листья распускаются, значит земля прогрелась. Пора огородными делами заниматься. Женщина немного устала. Возраст берет свое. Но в дом идти не хотелось.
-Петровна, что расселась? Все дела переделала?- крикнула из- за забора соседка.
- Разве все переделаешь?- вздохнула женщина.
- Это точно. Твои приедут на майские праздники помочь с картошкой?
- Обещались
- Радуйся. Вырастила помощников. А мой занят. Сказал не ждать.- соседка вздохнула и ушла в дом.
Она как и Петровна была одинока. А
Петровна тоже вздохнула. Женщина, конечно, рада приезду сыновей с семьями. Увидит своих деточек. На внуков полюбуется. Да и картошку одной не посадить. А сажать надо много. Дети по осени берут с собой в город. И правильно, зачем покупать, когда есть свой огород. Вот только устанет она от такой помощи. Потом, после отьезда гостей, несколько дней будет чувствовать себя без сил. Какой- то опустошенной, выжатой. Сколько раз это повторялось.
Как- то неправильно она себя со снохами поставила с самого начала. Радовалась, что сыновья женились, а не мотаются с дружками в поисках приключений. Вон у соседки единственный сын все неженатый. А ему уже далеко за тридцать. Лизавета , когда сын приезжает, заводит разговор о женитьбе, о внуках. А он смеется. Говорит, что жениться сейчас не модно. Одному легче прожить. Так что Петровна в этом отношении счастливый человек.
Только будет она все праздники на ногах. Надо приготовить, за всеми прибраться, накормить. Они все работают. Устают. Снохи у нее родом из города. Нет, они хорошие, добрые. Всегда с подарками приезжают. Вот только на Петровну смотрят как на женщину из деревни. Ничего, мол она не понимает в их городской жизни. На ее одежду смотрят недовольно. Сколько раз она замечала между ними переглядки и усмешки на ее слова. Может и правда она отстала от жизни? Иногда ей было обидно до слез, но крепилась, виду не показывала. В прошлый приезд старшего сына с семьей решила она внучку любимую порадовать. Подарила ей связанную кофточку. Всю душу вложила в этот подарок. Долго в магазине цвет пряжи выбирала. Столько раз перевязывала, чтобы красиво получилось. Тринадцатилетняя Оксана обняла ее, сказала спасибо. А потом Петровна услышала, как внучка говорит матери:
- Ма, ты бы бабуле обьяснила, что не надо мне ничего вязать. Полон шкаф. То носки, то варежки, то теперь это. Не ношу я такое.
- Терпи. Я же терплю эти поездки.
Эти слова больно резанули женщину. Они ее терпят. Что ж, и она потерпит. И эти усмешки, и ненужные подарки. Ее сыночкам хорошо в этих семьях, счастливы. А больше ничего не надо.
Петровна вспомнила свою молодость. Была она красавицей с длинными русыми косами. Ухаживал за ней кареглазый Тимофей. Жил он с матерью. Избенка у них была маленькая и кособокая. Мать хворая. Поэтому в дом требовалась хозяйка. Тимофей нравился Маше. И красивый, и добрый. Только пришел как- то раз отец с работы и сказал:
- В воскресенье сваты придут. Машку сватать. Готовься мать.
-Кто?-В один голос спросили мать с дочерью.
- Петр Кривов.
- Как Кривов?- ахнула Маша.
- Нечего несчастное лицо делать-рявкнул отец.- Петр не чета Тимофею. И дом справный. И хозяйство большое. Петр единственный сын. Все твое будет.
Так Мария оказалась замужем за Петром. Воле отца в те времена не перечили. Родители радовались за нее. В хорошую семью попала дочка.
Жить стали со свекарами в одном доме. Дом большой, добротный. Крыльцо, веранда. Две больших, светлых комнаты. Первая служила кухней. Здесь стояла печь. Тут и обедали. А спали в горнице. Кровать молодых отгородили занавеской. Вставала утром Маша затемно. Часа в четыре утра. И начинала топить печь, чтобы прогрелся дом. Потом бежала доить корову. Кормить овец, курей. Готовила завтрак. Все работали. Уходили рано. Поэтому она должна успеть всех покормить. Все делала бегом. Хозяйкой в доме была свекровь. Ей отдавали все заработанные деньги. Она решала кому что купить. Потом Маша родила двух сыновей друг за другом. Тут свекровь стала с ней помягче. Ушла с работы, чтобы няньчить внуков. И даже часть домашней работы взяла на себя. Это было самое счастливое время для Маши. Сыночки радовались ее приходу с работы, бежали встречать.
Первым не стало свекра. Петр словно потерял точку опоры. Все чаще прикладывался к бутылке. Свекровь во всем обвиняла ее. Не может мужа остановить. А Петр в пьяном угаре высказался, что не хотел на ней жениться. Отец велел. А он о Варьке мечтал. Варька девкой была справной и сейчас раздобрела еще больше. Не то что его жена, кожа да кости. Но родители не разрешили на Варьке жениться. Маша даже не расстроилась от его признания. Это было понятно сразу. И только деточки были солнышком для нее. Муж "сгорел" от пьянки. А следом, не выдержав горя, ушла свекровь. Осталась Маша одна с детьми. Мальчишки уже подростками были. Помогали во всем. Потом уехали учиться. Свекровь внуков любила. Денег им скопила на учебу.
Осталась Петровна одна в большом доме. Живи и радуйся. Она и радуется. Только порой, перед тем как уснуть, думает, а была ли в ее жизни ласка и забота о ней, о Петровне? Но она эти мысли гонит прочь. Все хорошо.
Всем мира и добра. Пусть все у вас будет хорошо.