Еще ни про одного путешественника у нас не было пяти публикаций! И если честно, то вряд ли такое будет. Найти в мировой истории оставшихся лет сопоставимую по масштабам личность будет архисложно. Посмотрим, что получится с Нансеном, может быть с Берингом. Но пока Амундсен - это очевидный рекордсмен. Но и у него бывали периоды покоя. Одним из них стал период с 1914 по 1917 гг. Причем буквально накануне Первой мировой войны Амундсен получил удостоверение пилота, поняв, что за авиацией будущее. Он хотел принять участие в военных действиях, но Норвегия осталась в статусе нейтральной страны. Зато за эти три года он сумел существенно поправить свои финансовые дела.
Но главную задачу, которую Амундсену предстояло решить - найти замену "Фраму". Понятно, что это судно устарело уже морально и физически. Вот Амундсен и взялся за постройку нового корабля. Назвали его "Мод" - в честь королевы Норвегии. Из-за военных действий маршрут экспедиции пришлось менять, так Амундсену после Северо-Западного прохода удалось пройти и Северо-Восточным.
Да-да, судно держало путь вдоль русских берегов, где вовсю происходили послереволюционные события. Причем в проливе Югорский шар в команду был зачислен Геннадий Олонкин - наш исследователь Арктики.
Поход для самого Амундсена складывался крайне неудачно. Сначала он сломал руку. Потом не очень удачно пообщался с медведицей. Наконец, он чуть было не отравился угарным газом. Да и ледовая обстановка в 1918-20 гг. была очень тяжелой. Буквально считанные дни судно шло по открытой воде. В результате, предпринимались вылазки отдельных участников экспедиции на собачьих упряжках по льду и суше.
Зимовка 1919-20 гг. прошла у острова Айон у берегов Чукотки в районе современного самого северного города России - Певек.
Через два года экспедиция добралась до Аляски, но отношения между ее участниками испортились и ветераны покорения Южного полюса были отчислены. Амундсен пытался найти новых участников на русском севере, а в результате ему пришлось встать еще на одну зимовку у мыса с интересным названием Сердце-Камень. Вот его расположение:
Интересно, кстати, что в наши дни сервис SeaRates из Осло в Уэлен северо-восточным путем не ведет - все через Панамский канал.
В итоге, экспедиция закончилась неудачно. "Мод" отправили в Сиэтл на ремонт. Ну а сам Амундсен удочерил двух чукотских девочек, отправил их брату Леону на воспитание, а сам занялся подготовкой воздушных экспедиций. Уже в 1922 году он планировал перелететь с востока на запад всю Северную Америку от Нью-Йорка до Сиэтла. Даже в наши дни время полета между этими городами около 6 часов.
Однако далеко улететь не удалось. Двигатель самолета отказал еще у Кливленда. А это всего лишь в 300 милях от Нью-Йорка к северу. Остаток пути он проделала по железной дороге. Амундсен переходит на север Аляски, где организует зимовку. Оттуда на лыжах он проделал тысячи километров по Аляске. Ну вот, например: из Диринга на северном побережье до Нома на южном по прямой 216 км!
Однако трансполярный перелет на самолете, из-за которого и затевалась вся эпопея 1922-23 гг. не состоялся по причине неисправности самолета. А в 1925 году знаменитый перелет все-таки организовали. Причем он был связан с интереснейшей эпопеей вызволения самолета из ледового плена с многократными попытками взлета в полярных условиях .
А в 1926 году еще одна воздушная эпопея - на дирижабле из Ню-Олесунна до Теллера через Северный полюс. Но именно в ходе этого полета или по его итогу Амундсен ссорится с Нобиле. Амундсен снова то в США, то в Японии, то едет от Владивостока до Москвы. При этом он фактически был банкротом. Ну а в 1928 году великий путешественник погибает во время спасательной экспедиции по поиску ... Нобиле. Это настолько драматичная история, что я настоятельно советую читателю почитать о ней. Сам Нобиле, кстати, был спасен. В спасении участвовал и легендарный советский ледокол "Красин".
Вот на такой грустной ноте мы прощаемся с этим путешественником. Ну а впереди у нас другой покоритель Южного Полюса. Спасибо, что читаете мой канал! Благодарен постоянным читателям и новым подписчикам за поддержку. До встречи!