Найти тему

По стопам Амундсена. Часть 5. На север

Еще ни про одного путешественника у нас не было пяти публикаций! И если честно, то вряд ли такое будет. Найти в мировой истории оставшихся лет сопоставимую по масштабам личность будет архисложно. Посмотрим, что получится с Нансеном, может быть с Берингом. Но пока Амундсен - это очевидный рекордсмен. Но и у него бывали периоды покоя. Одним из них стал период с 1914 по 1917 гг. Причем буквально накануне Первой мировой войны Амундсен получил удостоверение пилота, поняв, что за авиацией будущее. Он хотел принять участие в военных действиях, но Норвегия осталась в статусе нейтральной страны. Зато за эти три года он сумел существенно поправить свои финансовые дела.

Но главную задачу, которую Амундсену предстояло решить - найти замену "Фраму". Понятно, что это судно устарело уже морально и физически. Вот Амундсен и взялся за постройку нового корабля. Назвали его "Мод" - в честь королевы Норвегии. Из-за военных действий маршрут экспедиции пришлось менять, так Амундсену после Северо-Западного прохода удалось пройти и Северо-Восточным.

Да-да, судно держало путь вдоль русских берегов, где вовсю происходили послереволюционные события. Причем в проливе Югорский шар в команду был зачислен Геннадий Олонкин - наш исследователь Арктики.

Пролив Югорский Шар близ острова Вайгач. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки
Пролив Югорский Шар близ острова Вайгач. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки

Поход для самого Амундсена складывался крайне неудачно. Сначала он сломал руку. Потом не очень удачно пообщался с медведицей. Наконец, он чуть было не отравился угарным газом. Да и ледовая обстановка в 1918-20 гг. была очень тяжелой. Буквально считанные дни судно шло по открытой воде. В результате, предпринимались вылазки отдельных участников экспедиции на собачьих упряжках по льду и суше.

Зимовка 1919-20 гг. прошла у острова Айон у берегов Чукотки в районе современного самого северного города России - Певек.

Остров Айон. Google
Остров Айон. Google
Современный поселок на острове Айон. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки
Современный поселок на острове Айон. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки

Через два года экспедиция добралась до Аляски, но отношения между ее участниками испортились и ветераны покорения Южного полюса были отчислены. Амундсен пытался найти новых участников на русском севере, а в результате ему пришлось встать еще на одну зимовку у мыса с интересным названием Сердце-Камень. Вот его расположение:

Расположение мыса Сердце-Камень. Google
Расположение мыса Сердце-Камень. Google
Камни у мыса Сердце-Камень. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки
Камни у мыса Сердце-Камень. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки

Интересно, кстати, что в наши дни сервис SeaRates из Осло в Уэлен северо-восточным путем не ведет - все через Панамский канал.

Осло-Уэлен. SeaRates
Осло-Уэлен. SeaRates

В итоге, экспедиция закончилась неудачно. "Мод" отправили в Сиэтл на ремонт. Ну а сам Амундсен удочерил двух чукотских девочек, отправил их брату Леону на воспитание, а сам занялся подготовкой воздушных экспедиций. Уже в 1922 году он планировал перелететь с востока на запад всю Северную Америку от Нью-Йорка до Сиэтла. Даже в наши дни время полета между этими городами около 6 часов.

Нью-Йорк - Сиэтл. Google
Нью-Йорк - Сиэтл. Google

Однако далеко улететь не удалось. Двигатель самолета отказал еще у Кливленда. А это всего лишь в 300 милях от Нью-Йорка к северу. Остаток пути он проделала по железной дороге. Амундсен переходит на север Аляски, где организует зимовку. Оттуда на лыжах он проделал тысячи километров по Аляске. Ну вот, например: из Диринга на северном побережье до Нома на южном по прямой 216 км!

Расстояние Диринг - Ном. Google
Расстояние Диринг - Ном. Google

Однако трансполярный перелет на самолете, из-за которого и затевалась вся эпопея 1922-23 гг. не состоялся по причине неисправности самолета. А в 1925 году знаменитый перелет все-таки организовали. Причем он был связан с интереснейшей эпопеей вызволения самолета из ледового плена с многократными попытками взлета в полярных условиях .

Ню-Олессун. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки
Ню-Олессун. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки

А в 1926 году еще одна воздушная эпопея - на дирижабле из Ню-Олесунна до Теллера через Северный полюс. Но именно в ходе этого полета или по его итогу Амундсен ссорится с Нобиле. Амундсен снова то в США, то в Японии, то едет от Владивостока до Москвы. При этом он фактически был банкротом. Ну а в 1928 году великий путешественник погибает во время спасательной экспедиции по поиску ... Нобиле. Это настолько драматичная история, что я настоятельно советую читателю почитать о ней. Сам Нобиле, кстати, был спасен. В спасении участвовал и легендарный советский ледокол "Красин".

Вот на такой грустной ноте мы прощаемся с этим путешественником. Ну а впереди у нас другой покоритель Южного Полюса. Спасибо, что читаете мой канал! Благодарен постоянным читателям и новым подписчикам за поддержку. До встречи!