Найти в Дзене
Milites Templi

Некрополь иерусалимских королей

Оглавление

В 1808 году в главном святилище христианства, Храме Гроба Господня [он же Храм Воскресения Христова], произошел пожар. Одним из последствий этого ужасного бедствия стала невосполнимая утрата некоторых «достопримечательностей» – саркофагов иерусалимских королей времен недолгого владычества западноевропейских оккупантов в Палестине. Злые языки поговаривали, что греки таки отомстили франкам…

Вопрос о том, каким образом в церкви Гроба Господня оказался саркофаг Готфрида Буйонского отпадает сам собой, когда мы вспоминаем о титуле, возложенном на себя покойным. А он не принял королевского сана, постеснявшись «носить золотой венец там, где Царь царей носил терновый» и скромно провозгласил себя Advocatus Sancti Sepulchri [Защитником Гроба Господня]. В земной жизни ему не удалось должным образом воплотить свое намерение, ибо смерть настигла его едва ли не через год после захвата Иерусалима. Так хоть тень его послужила невидимым стражем…

Однако, таким образом была создана традиция и все последующие иерусалимские короли, царствовавшие до 1187 года, даты захвата города Саладином, были похоронены под сводами храма.

В каком же месте Храма располагалась могила герцога Лотарингского, славного защитника Гроба? Каноник церкви в Аахене, Альберт [1060-1120], один из известных хронистов времен Первого крестового, в своей Historia Hierosolymitana сообщает:

«Post haec die quinta sepultus est in valle Golgatha Calvariae montis, in porticu templi Dominici sepulchri»
[И было так, что на пятый день он был погребен у Calvariae montis (Голгофы), в притворе храма Гроба Господня].

Ему вторит Рауль Канский [род. ок. 1080] в Gesta Tancredi:

«Sed interim sepulto ante Golgota»
[Тем временем он был похоронен перед Голгофой]

И, наконец, самый известный хронист, Вильгельм, он же Гийом [Гильом] из Тира [1130-1186]:

«Sepultus est vero in ecclesia Dominici Sepulchri sub loco Calvarie»
[И он был похоронен в церкви Гроба Господня, под Голгофой].

Адвокат скончался 18 июня 1100 г. и был погребен после пятидневного траура в указанном выше месте. Что ж там было… под Голгофой? Или перед ней? И почему захоронение находится именно там?

ГОЛГОФА

С XII века парадным входом на Голгофу служила Капелла Франков, носившая так же и другие названия: часовня Св. Елены и придел Богоматери Скорбящей. Капелла была пристроена крестоносцами к обновленному фасаду, отстроенному в романском стиле, справа от главного входа в Храм, во время масштабной перестройки всего церковного комплекса в первой половине XII века. Таким образом, к месту Распятия можно было попасть минуя центральные ворота. При Саладине проход через капеллу закрыли…

Капелла франков
Капелла франков

Миновав капеллу паломники прямиком оказывались в латинском приделе Calvariae montis, пройдя через который, попадали в православную часть, где могли наконец, лицезреть место казни своего Бога. Теперь, собственно, о самом комплексе Голгофы.

Комплекс Голгофы. Православный [слева] и Латинский [справа] приделы. Гравюра XVII века.
Комплекс Голгофы. Православный [слева] и Латинский [справа] приделы. Гравюра XVII века.
Комплекс Голгофы. Современный вид
Комплекс Голгофы. Современный вид
Лестница на Голгофу. Современный вид
Лестница на Голгофу. Современный вид

В настоящее время в комплекс Голгофы можно попасть, повернув направо сразу после входа Но так было не всегда. Да и устройство Храма ныне совсем не то, что было изначально. До 614 года, времени захвата Иерусалима персами, Голгофа не входила в базилику, построенную при Константине Великом, а возвышалась одиноким утесом на фоне окружающих стен Трипортика [внутреннего двора базилики, с трех сторон окруженного колоннадой], с золотым крестом на вершине. Выступившие союзниками Сасанидов иудеи разрушили Храм Воскрешения. Его реликвии, включая Животворящий Крест, были расхищены. Через два года церковь начали восстанавливать, но в несколько ином виде — в церковный комплекс решили включить и Голгофу. На ней была построена церковь, как об этом сообщает в своем описании путешествия паломник Аркульф, накрывшая скалу архитектурным футляром. Работами руководил местоблюститель Модест, заменивший угнанного в плен патриарха Захарию. Позднее его канонизировали. По свидетельствам археологов, церковь Голгофы времен Модеста была круглой или многогранной. Невольно вспоминаются круглые церкви тамплиеров…

В 1009 году комплексу Гроба Господня опять не повезло. Арабский халиф Абу Али Мансур ибн аль-Азиз аль-Хаким Биамриллах, на этот раз без помощи иудеев, повелел разрушить до основания как сам храм, так и все остальные христианские церкви города. Реакции Запада на это не последовало — крестовых походов никто не объявлял и даже не призывал…

Византийскому императору Константину Мономаху удалось договориться с сыном аль-Хакима – христианам было разрешено восстановление церкви в обмен на открытие мечети в Константинополе. Гроб Господень, по сути, строили заново. Вплоть до 1048 года. А тот архитектурный облик, каким мы его видим сейчас, Голгофа приобрела после ремонта храма в 1810 году…

К месту Распятия ведут две лестницы. Правая [латинский всход] начинается сразу же после входа в Храм. Левая [греческий всход] идет со стороны Кафоликона [церковь Воскресения, внутренний православный «храм в храме», примыкающий непосредственно к Ротонде].

Место установки креста [в православном приделе Голгофы], на котором распяли Спасителя, находится под алтарем [престолом] и отмечено серебряным обрамлением с отверстием. Места установки двух других крестов для разбойников Гестаса и Дисмаса [к слову, которые никогда так и не были найдены] отмечены черными кругами. Поверхность скалы скрыта под мраморными плитами и лишь справа и слева от престола в застекленных проемах можно видеть серый камень самой Голгофы и трещину, прошедшую, согласно легенде, через всю скалу в результате землетрясения в момент смерти Спасителя.

Комплекс Голгофы. Место установки Креста
Комплекс Голгофы. Место установки Креста
Комплекс Голгофы. Алтарь [слева] и фрагмент горы [под стеклом]
Комплекс Голгофы. Алтарь [слева] и фрагмент горы [под стеклом]
Комплекс Голгофы. Та самая трещина
Комплекс Голгофы. Та самая трещина

Кстати, в этом же Храме Гроба есть и вторая Голгофа… дубликат, так сказать. Согласно письменным источникам, построена армянами:

«Лишившись права на владение Голгофой в результате сложных интриг в 1422 г., армяне строят в 1439 г., в период владычества Святейшего Патриарха Мартироса [1419–1450] новую церковь – Вторую Голгофу, или Горниц…»

ПРИДЕЛ АДАМА

С конца IV [возможно и с III] века бытует предание, будто распятие Христа произошло прямо над могилой Адама, расположенной у подножия скалы. Об этом сообщают Ориген, Епифаний Кипрский, утверждавший что «Христос омыл и очистил Своей кровью кости нашего праотца», а также блаженный Иероним и др. отцы церкви

«В земле же под этим камнем лежит голова первозданного Адама. А во время распятия Господня, когда Господь наш Иисус Христос предал свой дух на кресте, тогда разорвалась церковная завеса, и камень тогда же распался; и разошелся тот камень над головой Адама; и через ту расселину кровь и вода из ребер Владыки сошли на голову Адама и омыли все грехи рода человеческого. И есть расселина эта на камне том и до сегодняшнего дня»

– сообщает нам в своих путевых заметках русский игумен Даниил, совершивший паломничество в Святую землю в 1104—1106 годах. Это объясняет, почему в иконографии принято изображать под основанием Креста череп и перекрещенные кости – они символизируют останки Адама.

К VII веку легенде дали ход и в письменных источниках появляются упоминания о некой пещере Адама, которую уже знакомый нам Модест якобы расширил при строительстве храма Голгофы. Известен ее размер: два метра высотой и полтора шириной. Считается. что этого было достаточно для отправления церковной службы. Пещера явилась визуальным воплощением идеи могилы Адама, обнаруженной задолго до этого строителями эпохи императора Константина Великого в IV веке, периода, когда создавалось эпос новой версии древней религии. Придел Адама расположен как раз под православным приделом церкви Голгофы. Там же можно наблюдать и конечный фрагмент вышеупомянутой трещины.

Как под этой горой оказалась голова первочеловека, точно не знает никто. И от этого количество версий только выигрывает. Приведу самые известные. По одной мощи нашего пращура были взяты Ут-Напиштимом [иудеи, укравшие этот старозаветный сюжет, называют его Ноем] на свой ковчег и после окончания Потопа им же и захороненные в Хевроне [по поздней иудейской версии]. Потом останки были перенесены к иевусеям. Кто это сделал — неизвестно. Даже еврейские сказочники не могут внятно назвать исполнителя. По другой версии Адам захоронен в Эдеме. И основная версия: останки были захоронены Мельхиседеком, первым и единственным царем-священником сакрального Салима [Иерусалима], истинным строителем Храма. Кстати, могила Мельхиседека находилась у придела Адама. И это только подтверждает истинность этой версии. По свидетельствам паломников, эта гробница пережила пожар 1808 года и ее показывали богомольцам с правой стороны от входа из придела Адама в греческую канцелярию. [см. ниже на гравюре Бернардино Амико]

Вот здесь, как уже было сказано, латиняне и решили устроить кладбище своих монархов. Первых двух захоронили у притвора в Адамов придел, огородив место низкой стеной, устроив нечто вроде атриума, подчеркивая, что гробницы связаны с приделом, даже не находясь внутри него. Но почему именно в приделе Адама? На этот вопрос лучше всего ответить цитатой из великолепной книги Михаила Короля Храм Гроба Господня:

«Место погребения и очищения от грехов первого человека, становясь символом надежды на спасение, не может не притягивать к себе грешников нового времени. И вполне предсказуемый шаг – оказаться после смерти поближе к месту Искупления. Так возникает средневековая традиция захоронения земных владык под Голгофой».

Придел Адама. Современный вид
Придел Адама. Современный вид

САРКОФАГИ

Любопытно, что никто из паломников того периода, многие из которых любили после путешествий оставлять весьма подробные путевые заметки, о могиле Годфрида не упоминает и не описывает. Кроме аббата-историка из Ауры, Эккехарда, посетившего Святую землю в 1101 году и вернувшегося в Германию в 1115-м. В своей Libellus qui dicitur Hierosolymita он сообщает:

«Ante montem Calvariae, in vestibulo Golgotanae ecclesiae, extat ejus mausolaeum, lapide Pario constructum»
[Перед Голгофой, у входа в церковь Голгофы, стоит его мавзолей, сложенный из паросского мрамора»

К слову, мрамор этот назван так по месту его добычи на острове Парос. Это в Эгейском море. Он безупречно белый и мелкозернистый, что делает его очень пластичным. Многие известные греческие скульптуры вырезаны из паросского мрамора – Венера Милосская, Венера Медицейская, Ника Самофракийская…

Что касается материала гробницы, то барон де Ходи, автор Godefroid de Bouillon et les rois latins de Jerusalem [издание 1850 года] много-много позднее, после изучения различных источников колеблется в его определении, высказываясь за известняк, поскольку по его мнению, если это и был мрамор, то скорей всего повторного использования. Он утверждал, что трудно представить себе крестоносцев, добывающих новый мрамор в условиях перманентной войны. Размер гробницы по его утверждению, состовлял: «длина 8 футов минус два пальца, высота 4 фута и 1 ладонь; маленькие колонны, поддерживающие верхнюю продолговатую плиту, имеют высоту 1 фут и 3 ладони»

Следующим о саркофагах сообщает монах Теодорих [Дитрих] в своей Libellus de locis sanctis. Но его труд относится к 1168 -1174 годам. Иными словами, существование гробницы письменно подтверждается лишь после 1115 года. Впрочем, здесь нет ничего странного — в первые десятилетия XII в. крестоносцы приступили к глобальной перестройке Храма и не исключено, что могилу Годфрида тоже «перестроили» и ее таки «увидели» путешественники.

Самые ранние достоверные изображения королевского погребального комплекса появляются в XVI – начале XVII века. Вот как захоронение Готфрида и его брата, короля Балдуина I, выглядит в хронике Джованни Зуалардо Il devotissimo Viaggio di Gierusalemme, вышедшей в Риме в 1586 году.

A - придел Распятия; B - латинский придел Голгофы; D -  придел Адама; E - могила Годфрида; F - могила Балдуина I
A - придел Распятия; B - латинский придел Голгофы; D - придел Адама; E - могила Годфрида; F - могила Балдуина I

А вот так у Бернардино Амико, в Trattato delle Piante et Imagini de Sacri Edifizi di Terra Santa, вышедшей во Флорепнции в 1620 году.

12 - могилы Годфрида и Балдуина I; 13 -  могила Мельхиседека
12 - могилы Годфрида и Балдуина I; 13 - могила Мельхиседека

По этим же авторам можно судить и об архитектурном облике первых двух саркофагов. Правда, в Viaggio da Venetia al santo sepolcro ed al monte Sinai [Венеция, 1598], они изображены несколько иначе и с указанием, что саркофаги выполнены из дерева.

-12

По своему типу могилы представляет собой отдельно стоящие прямоугольные гробницы с двускатными плитами-крышами, установленными на четырех витых опорах по углам. Все это напоминает то, что позже в Средние века назовут катафалком. В форме не было ничего необычного и такие саркофаги были довольно распространены в Средиземноморье. Вот, к примеру, подобный из Никосии того же периода.

-13

У Амико и Зуалардо нет никаких видимых отличий между их версиями саркофагов, тогда как на изображении из книги Горна они есть. В его варианте крышка саркофага опирается не на четыре, а на пять опор. Вполне возможно, что это следствие ремонта захоронений после обрушения верхней крышки. Может быть венецианцы видели временные деревянные саркофаги, побывав в храме перед установкой новых.

Форма саркофагов у Джованни Зуалардо
Форма саркофагов у Джованни Зуалардо
Форма саркофагов у Елизариуса Горна в Iconographiae monumentorum Terrae Sanctae [изд. 1724-1744.]
Форма саркофагов у Елизариуса Горна в Iconographiae monumentorum Terrae Sanctae [изд. 1724-1744.]

К XVIII веку Клио стерла воспоминания о франкских королях. Ничего великого они не совершили и забвение для них – единственная возможность скрыть свой позор и проклятие потомков. Но людское мифотворчество, подобно природе, не терпит пустоты. Вот что сообщает в своих путевых заметках русский священник Иоанн Лукьянов в самом начале XVIII в.

«А зшедъ съ лѣствицы, налево подъ горою святыя Голгофы стоитъ церковь каменная. А въ ней на входѣ по обѣ стороны стоятъ два гроба царския; а какия были цари, никто не знает. И мы спрашивали у грекъ, и они не знаютъ: иной скажетъ греческихъ царей, иной скажетъ латинских – а подъпись на нихъ латинская. А тѣ гробы здѣланы зѣло хитро; мнится, не гробы – какое-то чюдо; а не вѣмъ что, Богъ вѣсть. А не цѣлуютъ ихъ, толко спинами трутся объ нихъ; а не вѣмъ, чего ради».

Из приведенной цитаты ясно, что к XVIII веку уже толком никто не знал, кто или что находится в этих уже, вероятно порядком обветшалых каменных гробах. Но место их нахождения уже само по себе придавало им некое сакральное значение, побуждавшее верующих совершать не вполне понятные, даже священникам, действия.

ЗАХОРОНЕНИЯ ДРУГИХ КОРОЛЕЙ

Как выглядели саркофаги остальных монархов, неизвестно. Скорей всего они были такими же и поэтому, видимо, путешественники не тратили времени на их зарисовку. Исключение составляет саркофаг короля Балдуина V, но именно потому, что его вид отличается и это только подтверждает мое предположение.

Саркофаг Балдуина V по Елизариусу Горну в Iconographiae monumentorum Terrae Sanctae [изд. 1724-1744.]
Саркофаг Балдуина V по Елизариусу Горну в Iconographiae monumentorum Terrae Sanctae [изд. 1724-1744.]

Король Балдуин I, двоеженец, вор, клятвопрестуник и убийца, ушел в царство теней спустя восемь лет после смерти его брата Годфрида и был захоронен рядом, в том же притворе у придела Адама.

Принимая во внимание «путевые заметки» монаха Теодориха, о котором уже упоминалось выше, можно утверждать, что в непосредственной близости от придела были захоронены еще двое королей – Балдуин II [1131] и Фульк Анжуйский [1144], бесславно проигравший в гражданской войне своей жене Мелисенде, к слову, дочери Балдуина II. [ЧИТАТЬ СТАТЬЮ «Королева Мелисенда, или Первая гражданская война в Латинском королевстве» ]

1 - могилы Годфрида; 2 - могила Балдуина I; 3 - могила Балдуина II; 4 - могила Фулька Анжуйского;
1 - могилы Годфрида; 2 - могила Балдуина I; 3 - могила Балдуина II; 4 - могила Фулька Анжуйского;

По сути, могилы эти располагались не столь вблизи придела Адама, сколь у выхода из Храма. Ибо как уже говорилось, основной вход в те времена шел через Капеллу Франков. Теперь на месте погребений Балдуина и Фулька лестница, ведущая в латинский придел Голгофы.

По центру храмового комплекса, примыкая к Ротонде, находится Кафоликон — Кафедральный собор, возведенный крестоносцами для проведения богослужений с хоровым сопровождением в ходе предпринятой ими, предположительно с 1119 года, перестройки Храма. Его называют Храма в храме. Теодорих описывает получившеюся церковь, как «вызывающую восторг» и сообщает, что «латины поют в ней благодарственные гимны и днем и ночью». Купол церкви считался самым большим из всех куполов, возведенных крестоносцами на Святой земле. Диаметр его достигал 11 м. Вот вдоль внутренней стены, отделяющей Кафоликон от южного и северного трансепта и была расположена вторая группа захоронений, начиная с Балдуина III и заканчивая королем-ребенком Балдуином V Между ними находились саркофаги Амори I [ [ЧИТАТЬ СТАТЬЮ «Король Амори I и двенадцать повешенных тамплиеров»] и Балдуина IV Прокаженного [[ЧИТАТЬ СТАТЬЮ «Иерусалимское королевство при Балдуине IV»]

Кафоликон
Кафоликон

… Пожар 1808 года, начавшийся по неизвестным причинам 30 сентября, длился два дня. Сгорело все, что могло гореть. Кроме этого, пожар вызвал обрушение каменных конструкций. Самое странное, что весть об этом бедствии достигла Европы не сразу. Например, во Франции лишь спустя полгода Journal de l’Empire от 21 марта 1809 г опубликовал эту «новость» , повторив ее 11 мая того же года. Майская статья завершалась фразой: «Сейчас все, что осталось от храма, это горстка пепла, камни и несколько стен, которые продолжают разрушаться, и трудно поверить, что они смогут долго простоять».

Иными словами, храм пришлось восстанавливать практически с нуля, как это уже было за его долгую историю. Права на строительство получили греки, буквально вымолившие разрешение у турецких властей. Но восстановление саркофагов в планы греков явно не входило. Помнили потомки «ромеев», кто заливал кровью православных Святой город…

«…Тщетно впоследствии латины домогались отыскать их останки; греки давали все тот же ответ, что в общем разрушении Храма они не имели времени думать о прахе двух франков», – так написал русский церковный историк А. Н. Муравьев в книге «Путешествие по Святым Местам в 1830 г. »

Одна их храмовых легенд утверждает, что хитрые греки спрятали останки королей-крестоносцев практически на виду у ненавистных латинов. В западной стене у входа в Храм Гроба Господня, где сидит стража, под нишами, врезанными в стену, выделяются два каменных блока в нижнем ряду кладки. Под ними-то и замуровано последнее пристанище Готфрида и Балдуина…

P.S.

Видимо идея захоронения значимых для Иерусалимского королевства людей в Храме Воскресения Христова витала в воздухе и была близка в реализации. В 1867 году между входом и «капеллой франков» была найдена могила. В ней были обнаружены останки рыцаря Филиппа д’Обинье, сопровождавшего императора Фридриха II в Иерусалим в 1229 году.

Анохин Вадим [Vad Anokhin] (с) Санкт-Петербург 2023