Найти в Дзене
sophie

Красота жестов в маньеризме

Маньеризм от итальянского слова maniera означает "манера", отсюда и происходит название одного из популярных течений в искусстве в XVI-XVII вв. Искусствоведы долгое время изучали это направление, поскольку маньеризм оказался по истине необычным и загадочным по своей концепции. До сих пор некоторые работы архитектуры и живописи, выполненные в этом стиле, пытаются разобрать по символам, которые могут быть скрыты либо в контексте работы, либо под слоями многолетней краски. Жеманные позы, помпезность, изломанность линий, необычные интерьеры на картинах, особая аристократическая белизна тел, лица, словно «утомленные солнцем»— таков набор черт этого стиля. Композиция, как правило, перенасыщена — в ней много персонажей или деталей, требующих внимания. Зритель словно погружается в фантастический мир, где каждый предмет имеет свое уникальное значение. Картины маньеризма часто отображали исторические события, но до классицизма тогда еще художники не дошли, поэтому многие образы были неточными.

Маньеризм от итальянского слова maniera означает "манера", отсюда и происходит название одного из популярных течений в искусстве в XVI-XVII вв. Искусствоведы долгое время изучали это направление, поскольку маньеризм оказался по истине необычным и загадочным по своей концепции. До сих пор некоторые работы архитектуры и живописи, выполненные в этом стиле, пытаются разобрать по символам, которые могут быть скрыты либо в контексте работы, либо под слоями многолетней краски.

Якопо Понтормо, "Встреча Марии и Елизаветы". Источник: Pinterest
Якопо Понтормо, "Встреча Марии и Елизаветы". Источник: Pinterest

Жеманные позы, помпезность, изломанность линий, необычные интерьеры на картинах, особая аристократическая белизна тел, лица, словно «утомленные солнцем»— таков набор черт этого стиля. Композиция, как правило, перенасыщена — в ней много персонажей или деталей, требующих внимания. Зритель словно погружается в фантастический мир, где каждый предмет имеет свое уникальное значение. Картины маньеризма часто отображали исторические события, но до классицизма тогда еще художники не дошли, поэтому многие образы были неточными. Если дело касалось изображения человека, то здесь пропорциональность не существовала, поскольку иногда тело, руки, шея могли быть удлиненным или как-то по-иному изменены. Например, на одной из картин автора Франческо Пармиджанино изображена девушка с длинной шеей, причем другие герои полотна не имеют такого, если можно сказать, изъяна. По меркам прошлых времен, такие особенности могли только привлекать художников, однако здесь Франческо специально удлиняет шею мадонне.

 Франческо Пармиджанино, "Мадонна с длинной шеей". Источник: Pinterest
Франческо Пармиджанино, "Мадонна с длинной шеей". Источник: Pinterest

Как было сказано ранее, маньеристы, по сути, стали подражателями великих мастеров Возрождения, но отвергли старые каноны и техники. Художники отказались от принципов гармонии и равновесия и создавали перегруженные цветом и объектами композиции, вывод можно сделать из полотен, которые были упомянуты выше. Человеческие фигуры стали непропорциональными, удлиненными, «змеевидными», что явилось аллегорией деформации мировоззрения и социальных норм. Ведь действительно в то время общество стало развиваться в различных направлениях, что привело к созданию новых тайных кружков, увеличению количества философских изречений, поэтому не удивительно, что и в искусстве появились "новые правила" и техники изображения предметов и людей.

Эпоха маньеризма была благоприятным временем для архитектуры — у мастеров появилось больше возможности изменять формы, насыщать пространство. Маньеризм в архитектуре выразителем. В окружении таких строений человек чувствует некую беспокойность, хаотичность, однако здания хочется рассматривать. Знаковое строение эпохи маньеризма — Библиотека Лауренциана во Флоренции, спроектированная Микеланджело.

К сожалению, это направление просуществовало не так долго по сравнению с другими стилями живописи. Маньеризм стал неким "мостиком" между ренессансом и классицизмом, однако многие шедевры этого направления популярны и на сегодняшний момент. Франческо Пармиджанино, Якопо Понтормо, Джованни Баттиста Нальдини, Джузеппе Арчимбольдо, Бронзино, Россо Фьорентино, Франческо Сальвиати, Орацио Джентилески. Отчасти влияние маньеризма прослеживается также у Рафаэля, Микеланджело, Тициана и Эль Греко. Все эти великие художники оставили свои имена в истории живописи, показали, что изменения-это неотъемлемая часть жизни не только общества, но и человека, ведь совершенствования в чем-либо приводят к положительным результатам.