Найти тему

Как Бродяга Кэнсин повлиял на индустрию аниме

Моё очередное мнение об аниме. На этот раз - о "Бродяге Кэнсине", которого на западе и у нас также называют "Самурай Икс". Я уже давно взял себе негласное правило: писать лишь тогда, когда хочу написать что-то новое. Иными словами, я не любитель приводить какие-то общеизвестные факты, тем более - пересказывать сюжеты или историю создания произведений, на которые пишу рецензии. Об этом я упоминаю максимально кратко - ровно настолько, насколько это нужно для изложения моих собственных впечатлений, наблюдений и выводов. Итак, приступаю!

"Бродяга Кэнсин" - это франшиза, рассказывающая о мечнике на закате эпохи самураев. Ну, Япония конца XIX века, внедрение индустриализации, упразднение самурайского сословия и прочее. Франшиза началась с манги, по которой впоследствии было снято аниме, принёсшее "Бродяге Кэнсину" мировую известность. Суть: главгерой вроде как странствующий мечник, хотя по самой истории этого не видно, ибо уже в её начале ГГ оказывается в Токио, где впоследствии переходит к оседлому образу жизни. Притом ГГ не торопится рассказывать, кто он и откуда, ибо прошлое у него такое, что лучше не афишировать! А точнее - он был наёмным убийцей на службе правительства. И вот тут сразу вопросы - если такому человеку не нужны неприятности, что он забыл в столице? Почему не странствовал, держась глуши и маленьких поселений? И наконец - нафига этот откровенный провокатор таскает с собой меч, тем более в ГЛАВНОМ городе страны, упразднившей самураев и запретившей ношение мечей?! Конечно, меч у него не простой, а с лезвием на обратной стороне клинка, что должно обманывать городовых, вот только часто так делать не удалось бы (рано или поздно кто-то обратил бы внимание на обратную сторону меча и увидел бы в якобы незаточенной железке самое настоящее оружие!); притом обращать внимание на человека с мечом (особенно, в столице) должны были часто! А раз так, то логичнее было бы носить с собой полностью незаточенный меч, тем более - главный герой крайне редко рубит что-то, предпочитая сражаться именно незаточенной стороной клинка и раздавать тумаки врагам (ибо уже осознал, что убийство - плохо, встал на сторону добра, дабы его меч служил справедливости и т. п.). К тому же самурай, устраивающий резню в условиях гонений на самураев, недолго прожил бы в столице, так что тут поведение ГГ выглядит логичным; но всё же - если он не хочет провоцировать проблемы, следовало бы носить с собой незаточенный меч! Вот только... главный герой, вооружённый таким "недооружием", не завоевал бы популярность у читателей и зрителей; а потому автору пришлось вооружить его пусть необычным, но запоминающимся мечом.

Обложка первого тома манги "Бродяга Кэнсин" (1994 г.)
Обложка первого тома манги "Бродяга Кэнсин" (1994 г.)

Итак, на что же повлияла такая франшиза, повествующая о приключениях такого воина? На... создание другой франшизы под названием "Триган". Если "Кэнсин" - это история о мечнике, то "Триган" - футуристический вестерн в инопланетных реалиях. Да, чем-то напоминает скандал с плагиатом вокруг спагетти-вестерна "За пригоршню долларов", подсмотревшего сюжет у самурайского боевика "Телохранитель":

Вот только в случае с "Кэнсином" и "Триганом" никто не был обвинён в плагиате - во всяком случае, мне не удалось найти никаких упоминаний об обвинении. Что странно, ибо сходство более чем заметное:

  • Во-первых, внешний вид главгероев. Оба персонажа - светловолосые: один - рыжий, другой - блондин. Далее - Бродяга Кэнсин носит обычную для своего времени одежду, среди которой выделяется красный, хотя в аниме - малиновый, то ли хаори, то ли хантен (простите, не разбираюсь в японской одежде); в общем, что-то, вроде рубахи. А ГГ "Тригана" носит красный плащ. Т. е. во внешнем виде обоих героев преобладает красный оттенок: у одного - длинные волосы и подобие рубахи, у другого - плащ (можно даже предположить, что цвет рубахи Кэнсина в аниме специально сделали малиновым, дабы схожесть с ГГ манги "Триган" стала менее очевидной). Согласен, это лишь мелкие сходства, но дальше - больше!
  • Во-вторых, ГГ "Тригана" таскает с собой револьвер, которым не так уж и часто пользуется по назначению. Всё то же выпендривание с принципом "убивать - плохо" и отсутствие внятного ответа, почему ГГ носит боевой револьвер с боевыми патронами, если не хочет никого убивать. Почему не пользуется резиновыми пулями? Ах, ну да - главгерой с "гандонострелом" не завоевал бы популярность читателей и зрителей; а так наоборот - ГГ достаточно крут, чтобы уметь разбираться с большинством проблем без помощи настоящего оружия, которое всё-таки имеет при себе (почти как Кэнсин, носящий заточенный меч, но не для убийства). Такой подход позволяет усидеть на двух стульях: показать серьёзность протагониста через наличие у него смертельного оружия - и не запятнать "мокрухой" его репутацию хорошего парня.
  • В-третьих, оба героя "бегут от прошлого". Оба - странники без собственного дома. И оба - невероятно крутые парни в прошлом (да и в настоящем, раз уж на то пошло).
  • В-четвёртых, оба мастерА по "валянию дурака". Мастерски прикидываются неуклюжими и туповатыми, скрывая свои истинные навыки - до поры, до времени.

Как по мне, этого вполне достаточно, чтобы обвинить автора "Тригана" в плагиате, учитывая, что его манга начала публиковаться заметно позже "Кэнсина"; даже аниме про Кэнсина вышло намного раньше аниме "Триган". Так что, дошло бы дело до суда, было бы не отвертеться от нарушения авторских прав! Но всё же - почему не произошло скандала? По-моему, потому, что оба произведения выходили в непростые для Японии 90-е годы, ознаменовавшиеся падением экономики, унынием населения и ростом преступности, в результате чего взрослые начали терять авторитет в глазах молодёжи - и та отбивалась от рук, что было чревато подростковой преступностью. Взрослым нужно было чем-то занять молодёжь, дабы она не болталась без дела и не увлекалась деструктивными идеями. Поэтому КТО-ТО просто решил, что манга и аниме, рассказывающие о мечнике, вставшем на сторону справедливости, пусть и смирившемся с приходом новой эпохи, должны стать актуальными. И в том случае слова "должны стать" были не предположением, а утверждением. "Бродяга Кэнсин" продвигался с вполне конкретной целью, ибо в Японии 90-х появилась своя вынужденная "повесточка". А потому и не должно было быть претензий к "Тригану", продвигавшему в массы ту же идею ценности всего человеческого, даже созданной людьми реальности, какой бы несовершенной она ни была! Оба произведения работали на одну и ту же цель, которой разборки касательно авторского права лишь помешали бы. Такая сложилась ситуация.

Обложка первого тома манги "Триган" (1995 г.)
Обложка первого тома манги "Триган" (1995 г.)

Впрочем, было бы несправедливо не упомянуть о другой франшизе, также повлиявшей на появление "Тригана", т. е. о "Космических приключениях Кобры": тамошний главный герой светловолос, имеет бионическую руку со спрятанным внутри оружием и носит при себе револьвер, а также одет в красную водолазку и того же оттенка штаны. Да, сходство с "Триганом" очевидно; даже в опенинге "Кобры" мелькают слова "Peace & Love", впоследствии ставшие узнаваемым дивизом ГГ "Тригана": "love and peace!". И всё же убеждения главгероев этих двух произведений слишком отличаются, ибо Кобра ни разу не пацифист - если стреляет, то на поражение. "Космические приключения Кобры", в свою очередь, были отчасти вдохновлены франшизой "Люпен III", повествующей о похождениях друзей-грабителей, время от времени ничуть не стесняющихся убивать своих врагов (если, конечно, позволяет возрастной рейтинг конкретных проектов франшизы). В общем, и "Люпен Третий", и "Кобра" максимально далеки от пацифистской пропаганды в "Тригане" - в отличие от "Бродяги Кэнсина"; именно эти два произведения до неприличия похожу м/у собой: оба представляют вниманию зрителя вооружённых пацифистов в красном, у одного из которых при движении развиваются красные волосы, у другого - красный плащ, оба ГГ мастерски владеют индивидуальным (неотъемлемым от их образа) оружием, оба в прошлом стали причиной очень многих смертей, и оба теперь сражаются с толпами различных антиобщественных элементов...

Ещё немного о "Тригане" (именно об аниме, а не о манге, ибо её я не читал). В принципе, это довольно глупое произведение, и чем дольше его смотришь, тем больше претензий копится. Впрочем, и "Кэнсин" ненамного умнее, однако "Триган" - просто апофеоз тупости, который не смог бы обрести популярность честным способом, т. е. без продвижения в массы "повесточкой". Начинается всё вроде бы забавно - главный герой Вэш Ураган разыскивается за уничтожение нескольких городов, но позже оказывается, что в большинстве случаев города уничтожались самими их жителями и случайными охотниками за головами, обстреливающими район за районом с целью подстрелить Вэша, мирно прятавшегося в очередном городе. Ладно, один раз такое было бы смешно. Но когда такое случается раз за разом - это уже клиника. Ещё и ГГ настолько туп, что не умеет маскироваться, из-за чего в нём частенько узнают "того самого Вэша"; он всюду носит на себе привлекающий внимание красный плащ и не стесняется "светить" узнаваемым дорогим револьвером. Ещё он бегает за бабами, но, когда ему предоставляется возможность переспать с одной (а то и с двумя сразу), почему-то... даёт заднюю. Ну, что ж; типичное произведение для девственников, которые вроде и хотят покувыркаться с девушками, но... боятся! Заодно можно упомянуть и заядлых онанистов, из-за собственной вредной привычки заработавших сомнение в... своей способности удовлетворить женщину, а потому боящихся выйти из зоны комфорта и рискнуть (да, представьте себе: некоторые вправду боятся, что не смогут возбудиться с настоящей женщиной). Ну, понятно теперь, на какую аудиторию рассчитано аниме "Триган", и что ассоциировать себя с таким главгероем должны были молодые люди, которых заставили смириться с ущербной реальностью Японии 90-х и ИХ неудовлетворительным будущем, порой не позволяющим даже завести собственную семью? (либо из-за частой нехватки денег, либо из-за постоянных переработок и нехватки времени). Да и школьников "Триган" учит быть "хорошими мальчиками", а неотъемлемая часть этого образа - не трахаться за спиной у родителей, дабы не создавать им ещё больше проблем сверх имеющихся (напоминаю: японский кризис 90-х - тогда многим родителям не хватало времени, чтобы следить за детьми). А если я неправ, то тот фрагмент могли бы вовсе не вставлять в сериал!

Впрочем, даже "Триган", будучи пусть непризнанным, но плагиатом, смог кое-кого вдохновить. А именно - автора манги "Хеллсинг" на создание тамошнего протагониста, вампира Алукарда, частично списанного с Вэша Урагана. Похожий красный плащ, похожие оранжевые очки; даже оружие похожее: если Вэш пользовался большим серебристым револьвером (а злобный братец Вэша - похожей воронёной пушкой), то Алукард стреляет из двух здоровенных полуавтоматических пистолетов, серебристого и воронёного. Даже сам автор "Хеллсинга" признаёт, что отчасти вдохновлялся Вэшем из "Тригана"; однако снова никаких обвинений в плагиате, пусть и по другой причине:

Банальное признание, что автор "Хеллсинга" вдохновлялся "Триганом", - это уже бесплатная реклама "Тригану"; так что возмущаться, правда, было незачем. Это абсолютно нормальная практика в стиле "не плагиат, а отсылка"; в индустрии манги и аниме такое встречается сплошь и рядом. Скопировать детали внешности персонажа ЛИБО его убеждения, ЛИБО поведение, ЛИБО связанные с персонажем сюжетные ходы - это ещё не плагиат; плагиатом можно считать копирование большинства пунктов (если такое есть, но нет обвинений - нужно искать подвох в виде продвижения в массы "актуальных" убеждений). Всё-таки что ещё считать плагиатом, если не такой подход?.. В остальном же никакой защиты "повесточкой" у "Хеллсинга" не могло быть, ибо тамошний главгерой не стесняется пользоваться своими пистолетами по назначению (т. е. для смертоубийства), что неудивительно, ибо у этой манги более высокий возрастной рейтинг; а читатели, голодные до таких особенностей, были всегда. Особенно, если они смотрели "Триган", и им не нравилось, что ГГ так редко стреляет из своей эффектной пушки. В общем, в первом случае была "повесточка", а во втором - спрос, вот и всё.

Обложка первого тома манги "Хеллсинг" (1997 г.)
Обложка первого тома манги "Хеллсинг" (1997 г.)

Кстати о "Хеллсинге". Это ещё одна история о Дракуле, основанная на романе Брэма Стокера, т. е. книге, уже ставшей общественным достоянием; а потому в этом плане не могло быть нарушения авторских прав. А ещё сам Алукард, в свою очередь, успел стать вдохновением для создания другого героя из другой франшизы - Дзиро из "Братства чёрной крови": оба персонажа - черноволосые вампиры, и оба носят красную одежду - плащ и шляпу, даже оранжевые очки есть у обоих! (однако характеры и типажи персонажей сильно отличаются).

Обложка первого тома ранобэ "Братство чёрной крови" (2004 г.)
Обложка первого тома ранобэ "Братство чёрной крови" (2004 г.)

Думаю, раз уж такое дело, можно вновь упомянуть "Триган"; ибо Вэш Ураган тоже послужил вдохновением для появления ещё одного героя из ещё одной франшизы - Эдварда Элрика из "Стального алхимика": светлые волосы, красный плащ, бионическая рука и сверхъестественные по меркам обычных людей способности - очевидное сходство персонажей (при этом существенная разница в росте, характерах и убеждениях героев исключает вероятность обвинения в плагиате).

Обложка первого тома манги "Стальной алхимик" (2001 г.)
Обложка первого тома манги "Стальной алхимик" (2001 г.)

Также заслуживает внимания франшиза "Devil May Cry", начавшаяся с одноимённой серии видеоигр, в которой главный герой носит красный плащ и стреляет из парных пистолетов - серебристого и чёрного; беря во внимание всё вышесказанное, это тоже не получится назвать простым совпадением! Учитывая предысторию тамошнего ГГ и мистический сеттинг, можно найти отдельные сходства как с Вэшем из "Тригана", так и с Алукардом из "Хеллсинга".

Такая вот история. И в ней далеко не последнюю роль сыграл Бродяга Кэнсин; впрочем, даже этот персонаж мог быть частично списан с некоего героя старого самурайского боевика...