Как вы думаете: что случилось с советским летчиком, который прыгнул с 7000 метров с нераскрытым парашютом? Высота наводит на мысль, что произошло страшное. 7 километров – это же очень много. А люди не летают, как птицы.
Что случилось на самом деле – я расскажу в статье. Об этом случае 22 марта 1942 года написала газета «Красная звезда».
Воздушный бой
Началось всё именно с него. Советские самолеты, отбомбив с большой высоты некий объект, возвращались на аэродром. Судя по всему, для перехвата группы советских машин в воздух были подняты немецкие истребители. Один из «Мессеров» атаковал самолет лейтенанта Жугана. Советские летчики пытались дать отпор нападавшим. Но немецким пилотам повезло. Или это был результат наличия большого мастерства у гитлеровцев.
В общем, на самолете лейтенанта Жугана были перебиты рулевые тяги управления. Машину не получалось уже уверенно держать в воздухе. Командир экипажа отдал приказ оставить самолет. То есть, нужно было прыгнуть с парашютами.
Старший лейтенант Иван Михайлович Чисов на высоте в 7000 метров покинул свою штурманскую рубку.
Гитлеровцы, увидев это, решили расстрелять летчиков в воздухе. Один из немецких истребителей пошел в атаку.
В статье, которая была опубликована в «Красной звезде», написали, что это был «МЕ-115». На самом деле, в публикацию закралась ошибка, хоть и не самая важная. Дело в том, что истребителем, пошедшим расстреливать советских летчиков, был Messerschmitt Bf-109F2. Распространенная неточность для начала войны.
В целом же, всё было именно так: советский штурман покинул рубку, а в его сторону направился «Мессер».
Иван Михайлович Чисов, оценив ситуацию, решил обхитрить немецких летчиков. Сложно сказать, как ему пришла в голову идея, о которой еще будет рассказано.
Чисов предположил, что немцам его будет трудно достать, если устроить затяжной прыжок – подольше не раскрывать парашют.
И всё получилось. Чисов очень быстро летел по направлению к земле.
Возможно, гитлеровские летчики посчитали, что советский боец не сможет раскрыть парашют, и перестали охотиться за ним. Может быть, Чисов, действительно, обхитрил немцев.
Тем не менее, ситуация не становилась лучше.
Полёт без парашюта
Ивана Чисова начало крутить в воздухе. Он вращался так, что просто не мог открыть парашют. А земля приближалась с огромной скоростью. Советский штурман уже попрощался с жизнью. Но…
В это же время лейтенант Жуган тоже решил устроить затяжной прыжок, чтобы не попасть под обстрел немецких истребителей. Всё получилось. Командир советской машины смог открыть парашют, спокойно спустился на землю, где его встретили кавалеристы.
Жуган спросил у них про своего боевого товарища Чисова. Летчику рассказали, что штурман выжил, но получил «некоторые повреждения организма». На самом деле, там были довольно серьезные травмы. Но Чисов, действительно, выжил.
Иван Михайлович очень удачно вошел в большой сугроб, находившийся на краю оврага. Далее штурман стал скользить по стенке оврага. Торможение было долгим, скорость Чисов постепенно терял. А потом остановился, замер, но сознания не потерял. У Ивана Михайлович хватило сил спросить у нашедших его кавалеристов: «Кто вы? Русские или немцы?». Поняв, что его обнаружили наши, Чисов успокоился.
Ивана Михайловича отвезли в соседнюю деревню. Туда же доставили и лейтенанта Жугана.
В одном из домов, куда доставили Чисова, лежал его нераскрывшийся парашют.
Всё это очень похоже на сказку. Как человек, пролетев 7000 метров, не разбился?
Но всё можно объяснить.
Кстати, Иван Михайлович Чисов довольно долго лечился. Ему сделали несколько операций. В небо он уже больше не поднимался, зато до конца Великой Отечественной войны преподавал в штурманском училище.
Кстати, самолетом, на котором в тот день летели Чисов и Жуган, был «ДБ-3ф». Эта информация не имеет особого значения, но, для общего развития, можно её запомнить.
Объяснения физиков
Люди, которые хорошо знают физику, скорее всего, не удивятся тому, что Чисов выжил.
То есть, с одной стороны, ему, конечно, очень сильно повезло. Сначала – сугроб, потом – край оврага.
В целом же, получилось вот что:
1. Парашютист в свободном падении летит со скоростью 50 м/с – 180 км/ч. Эта скорость постоянная.
2. Такой скорости человек достигает примерно за 10 секунд, преодолевая 400 метров.
То есть, по сути, не имеет большого значения, с какой высоты прыгнул парашютист: с 400 метров или 7 километров. Только первые 10 секунд он набирает скорость. А дальше идет падение со скоростью постоянной.
Без везения не обошлось: Чисов сбросил скорость с 50 м/с до 0 относительно медленно. Перегрузки, скорее всего, не превысили 30 g.