Найти в Дзене
Загадки истории

Человек, которого можно назвать главным фриком СССР: чем он занимался

Оглавление

Честно: я не знаю, кого в 2023 году можно удивить какими-то странными выходками. эпатажными ходами и тому подобным.

Люди с высокоскоростным интернетом к этому почти равнодушны. Они спокойно смотрят видео с фриком, вешают на человека ярлык: «Клоун», - и листают дальше.

А вот в 20-е годы прошлого века к фрикам было довольно сильное внимание, потому что странных людей не хватало. В основном, все были приличными. Если можно называть приличными следующие действа:

· свержение царя;

· расстрел царской семьи;

· устраивание Гражданской войны;

· уничтожение людей своей нации.

Но не будем об этом.

Факт в том, что в первой четверти прошлого века интерес публики привлекал футурист Владимир Гольцшмидт.

Начало

А началось всё, кажется, с того, что однажды на Театральную площадь Москвы вышел молодой человек с хорошей фигурой и привлекательной внешностью. Он вез за собой санки, на которых лежали части некой скульптуры.

Зимы были, судя по всему, другие (1918 год). В апреле в Москве еще лежал снег. В этом плане, парень никого не удивлял ничем, а просто вез части скульптуры к центру площади.

Затем молодой человек начал монтировать памятник: постамент, туловище, голова. Скульптура была сделана из гипса.

Вокруг собиралась толпа. Люди интересовались: «Кому памятник?».

Молодой человек пояснил, что это скульптура установлена в честь «футуриста жизни» Владимира Гольцшмидт.

И в этот момент произошла вещь, которая, вероятно, по мнению парня не должна была случиться. Кто-то из толпы выкрикнул: «Слушай! Так ведь Владимир Гольцшмидт – это ты!».

Тогда часть зрителей разозлилась. Кто-то лопатой ударил по скульптуре, разбив её.

До этого Гольцшмидт успел прочесть стихи:

«Не жду от общества закладки

При жизни памятник кую».

Вот такую акцию провел футурист, которую в прессе окрестили «Позорищем на Театральной».

Были и другие «перфомансы».

Шествие на Петровке

Однажды Владимир Гольцшмидт появился на московской улице Петровка в сопровождении двух прелестных девушек. Все трое были обнажены. А дамы несли полотнище, на котором было написано: «Долой стыд!».

Гольцшмидт считал человеческое тело произведением искусства и средством выражения своего творчества, поэтому он часто ходил обнаженным или пропагандировал избавление от одежды. Мог, кстати, Владимир появиться на публике с обнаженными ногами, в чулках, в женской одежде. Бывало всякое.

Что касается того случая на Петровке, то он негативно сказался на жизни футуриста. Одна из старушек, находившихся в толпе, не выдержала и ударила обнаженную девицу зонтиком. Начался скандал. Владимир выхватил у бабушки зон. А старушка повалилась на землю.

Появились милиционеры и арестовали Гольцшмидта.

Владимира решили выгнать из Москвы. Наказанием для него было: «Минус шесть». Это означало, что Гольцман не может теперь жить в шести крупнейших городах Советского Союза.

Пришлось «футуристу жизни» уезжать в провинцию.

-2

Еще до этого

Какое-то время Владимир Гольцшмидт был единоличным владельцем «Кафе поэтов», куда захаживал Маяковский, где бывал Илья Эринбург. Последний вспоминал, что Гольцшмидт часто работал сам у себя вышибалой. То ли деньги экономил, то ли развлекался.

Маяковский, кстати, говорил, что Гольцшмитд – это «спекулянт от культуры». А Сергей Есенин называл стихи футуриста «стихобреднями». Алексей Толстой и вовсе говорил, что Гольцшмидт – это предвестник надвигающейся катастрофы. Видимо, речь шла о катастрофе в культуре.

В провинции

Владимир Гольцшмидт нашел, чем там заняться. Нет, он не поменялся, не взялся за ум, как многие его просили. Он колесил с гастролями, показывая фокусы и разные другие номера. Он читал лекции о том, как можно питаться энергией солнца. Он давал советы, как увеличить мужскую силу. Да и вообще, как жить – он тоже советы давал.

Многим это не нравилось. Красивый и статный мужчина учил всех, как нужно жить.

В провинции Гольцшмидт не нашел себе последователей. Люди на его выступления приходили, но они смотрели на Владимира, как на чудака. Или как на диковинного зверя в зоопарке.

Нет последователей – нет денег. В 1954 году Владимир Гольцшмидт отправился в мир иной, прямиком из Ташкента. Футурист был всеми забыт, он жил в нищете.