Даррен Аронофски - один из самых неординарных режиссёров современности, имеющий в арсенале огромную фанатскую базу поклонников, и такую же огромную базу ненавистников своего творчества. Стиль Аронофски очень просто рассмотреть в каждом его проекте: это либо истории о сломанных судьбах потерянных, но талантливых в прошлом людей, либо же библейские аллегории и своеобразные религиозные аллюзии (Даррен очень любит всё, что как-либо связан и с Библией, и с христианством). В этой статье я решил разделить по местам от худшего к лучшему все проекты одного из самых уникальных постановщиков кинематографа двадцать первого века. Для вычисления того или иного места я складываю средние баллы оценок профессиональных кинокритиков и массовых зрителей с таких киноагрегаторов, как: Кинопоиск, IMDb, Letterboxd, Rotten Tomatoes и Metacritic. Приятного прочтения!
Для любителей побуянить в комментариях напомню, что данный рейтинг не представляет собой субъективное мнение самого автора статьи
8. "Ной" (2014)
Средний балл - 60,4%
Даррен долго подбирался к проекту, который бы целиком и полностью завязывался на теме религии: ранее в его фильмах данная тематика не была основополагающей для сценариев, а лишь проскальзывала вскольз, и то за редкими исключениями. "Ной" - это визуально прекрасный и технически очень красивый проект, к которому, однако, имеется ворох вопросов с сюжетной стороны: куча условностей, затянутое повествование, огромное количество клише, очень странная пропись характера главного героя и настолько бредовый и комичный третий акт, что во время просмотра может возникнуть чувство, будто мы смотрим сопливый эпизод какого-нибудь дешёвого телесериала категории "Б", но уж точно не новый проект Даррена Аронофски. К сожалению, "Ной" - действительно самый слабый фильм в карьере обсуждаемого в сегодняшней статье постановщика, который, тем не менее, нельзя назвать полноценно плохим или провальным. А вот посредственным - вполне
7. "мама!" (2017)
Средний балл - 68,7%
Но мало Аронофски было одного только "Ноя": видимо, режиссёр всё ещё не до конца проникся религиозной тематикой, так что и психологическая драма "мама!" целиком и полностью построена вокруг библейского сценария. И единственная и основная проблема данной картины состоит в том, что лента работает только как неплохая метафора на основные события в истории самой Библии, и то лишь обрывками: в отрыве от этого, "мама!" буквально трескается по швам, как героиня Дженнифер Лоуренс ближе к финалу проекта. Она не пугает, как хоррор (которого тут не было от слова совсем, даже приблизительно похожих ноток), не вдавливает в кресло саспенсом, как триллер, да и банально не вызывает интереса, поскольку ты не проникаешься никакими чувствами к главным персонажам: это бесхребетные непрописанные пустышки, которые без олицетворения в стиле "Он - Бог, Она - Мать/Земля" являются пустыми картонками без своих индивидуальных характеров. Да, Даррен Аронофски ещё раз снял фильм для самого себя, увы. Нам же лишь остаётся надеяться, что в будущем подобная ситуация не повторится
6. "Фонтан" (2006)
Средний балл - 69,1%
И снова лента на религиозную тематику! Удивительно, что именно фильмы с библейским нарративом заняли в данном рейтинге последние строчки, но "Фонтан" всё же нельзя назвать посредственным кино, даже близко: фильм очень органично и смело поделён на три параллельные сюжетные линии, две из которых - буквально олицетворения происходящих в жизни главного героя событий. Настоящее, прошлое и несуществующее переплетаются в единый клубок в финале ленты, и у тебя, как у зрителя, просто взрывается голова от того, насколько Аронофски идеально прописал историю своего нового проекта. Даже если брать в счёт достаточно клишированную идею об умении отпускать близких людей из жизни и учиться переступать через эти травмирующие события, "Фонтан" остаётся крайне трогательным фильмом, который, тем не менее, сможет нормально так взорвать мозги даже самому прожорливому зрителю
5. "Кит" (2022)
Средний балл - 73,5%
На данный момент последний проект в карьере Аронофски, являющийся больше одой не самому постановщику, а главному актёру, участвовавшему в съёмках фильма, - Брендану Фрейзеру. Пожалуй, лучшая роль в его карьере, а заодно и заслуженная победа на "Оскаре" в этом году. Но не стоит думать, что "Кита" стоит смотреть только из-за камбэка одного из величайших актёров нашего детства: в фильме присутствует сильнейший сценарий, который не в лоб поделён на три символических акта, и, конечно же, каждый из представленных в "Ките" персонажей олицетворяет какую-то частичку христианский подоплёки, которую Даррен перенёс даже сюда. Один из самых тяжёлых, мрачных и грустных (если вообще не самый) фильмов постановщика, и именно этим "Кит" так и прекрасен
4. "Пи" (1997)
Средний балл - 75%
Дебют Даррена Аронофски в большом кинематографе, который буквально с ноги пробил мужику дорогу в Голливуд. "Пи" - это невероятно запутанный и мрачный артхаус, местами сильно отдающий начальными работами Дэвида Линча, вроде той же "Головы-ластика", но вместе с потрясной технической частью, очень жуткой атмосферой и криповым саундтреком, Аронофски наваливает на зрителей тонну великолепного нарратива и жёстких метафор и олицетворений, буквально внедряясь в сознание главного героя - постепенно сходящего с ума от одиночества и желания достичь совершенства гениального молодого математика. Да, "Пи" - кино явно не для всех, но оно отлично подходит для тех, кто желает ознакомиться с работами Аронофски более ближе
3. "Рестлер" (2008)
Средний балл - 80%
Спортивная драма - достаточно устаревший жанр, в который сегодня многие постановщики пытаются привнести толику оригинальности и нестандартного подхода. И "Рестлер" Аронофски - пожалуй, самый явный пример тому подобного. Вместе с этим, это ещё и самое простое в понимании и жизненное кино постановщика, где обговаривается достаточно актуальная проблематика для старшего (и не только) поколения: уход в себя, приближающаяся старость, отстранение от родных, даже от собственной дочери, выход в тираж, а самое главное - пожирающее тебя изнутри чувство тоскливого одиночества. Так что же главнее: призвание или здоровье? Что важнее: ещё раз выйти на ринг, с осознанием, что этот раз может быть последним в жизни, или попытаться реинтегрироваться в общество с нуля, с осознанием, что ты никому более в этом мире остался не нужен? Именно эти вопросы в "Рестлере" Даррен и пытается задать зрителям. Одна из самых неординарных и главных в истории боксёрских драм, к сожалению - крайне недооценённая
2. "Чёрный лебедь" (2010)
Средний балл - 80,1%
Один из главных шедевров современности, наравне с той же "Одержимостью" Дэмьена Шазелла (благо, что проблематика в них чуть ли не идентичная): "Чёрный лебедь" - история о призвании, о совершенстве, которое даётся талантливым людям самым тяжёлым способом. Пожалуй, именно в этом проекте Даррен Аронофски преисполнился на самый максимум в своей карьере, выдав такое запредельное количество отличных метафор и великолепных нарративных диалогов, что после просмотра "Лебедя" так и хочется назвать шедевром кино. Фильм рассматривает успех и самый пик его достижения с несколько иной точки зрения: с той, когда твоё призвание начинает захватывать тебя настолько сильно, что ты не видишь в жизни ничего, кроме желания достичь в нём успеха. Великолепная игра Натали Портман и Милы Кунис, невероятная техническая часть, шикарная системная композиция в повествовании и пробирающий до мурашек третий акт так и просят поставить данный фильм на первое место в данном рейтинге. Но увы, рейтинги решили иначе. Главное помнить лишь об одном: совершенство доводит до безумия...
1. "Реквием по мечте" (2000)
Средний балл - 80,7%
Сразу же после своего дебюта, "Пи", Аронофски с ноги ворвался в большой кинематограф со своим главным шедевром по версии многих критиков и зрителей: историей о наркотической зависимости парочки сломленных системой людей, которые постепенно разрушают свои судьбы и мечты очередными героиновыми дозами. Да, пускай "Реквием" - невероятно банальное и шаблонное кино, которое настолько просто и по-детски рассказывает о последствиях зависимости, насколько это в принципе возможно (полная противоположность тому же великолепному "Трейнспоттингу" Дэнни Бойла): тем не менее, в картине есть за что зацепиться глазом. Потрясающие актёрские работы, в особенности Эллен Бёрстин (сюжетная линия её героини может довести чуть ли не до слёз), вкусная техническая часть с огромным количеством достаточно оригинальных фишек и авторских приёмов, культовый давящий саундтрек и достаточно приятное системное повествование, поделённое, как это и полагается проектам Аронофски, на несколько символических актов. И пускай "Реквием по мечте" даже не имеет права сравниваться с тем же "На игле" (совершенно разные уровни качества), всё же лента - это главная в истории кинематографа антиреклама наркотиков. Думаю, что именно подобный смысл и был заложен в ленту Аронофски ещё при её начальной задумке