Ассоциация дважды посетила эту усадьбу в Липецкой области. АХП выражает благодарность за теплый прием, дружескую атмосферу и интересную экскурсию. Часть картин, созданных художниками за время пленэра были переданы в дар усадьбе, остальные приняли участие в выставках "Координаты Истории: Русские усадьбы".
Усадьба Скорняково является прекрасным примером того, как памятник истории может обрести вторую жизнь в современном мире. Уникальный усадебный комплекс хранит в себе достопримечательности разных эпох. Здесь находятся древние курганы, классические усадебные постройки XVIII-XIX веков, храм, в котором служил священник, причисленный к лику святых, и уцелевшие свидетели Великой Отечественной войны. Только здесь любой желающий сможет пожить в здании бывшего цейгхауза и увидеть пень «Коллективизация». Над воссозданием усадьбы трудились лучшие архитекторы и ландшафтные дизайнеры из России и Европы.
Сейчас усадебный комплекс полностью восстановлен, кипит современная культурная жизнь: проходят интересные мероприятия, деловые встречи, а вскоре в Скорняково планируется открытие музея.
Именитые хозяева усадьбы и их блистательные гости очень любили подолгу проводить здесь время и наслаждаться близостью природы. Так продолжалось вплоть до революции. После революции усадьба Скорняково разделила участь тысячи «дворянских гнезд» по всей России – она была разграблена и заброшена. Редкий по красоте и необычности усадебный комплекс разрушался на протяжении целого века. Но в XXI веке усадьбу постигли новые перемены: ее восстановили. Реставрационные работы, начатые в 2007 году и продолжающиеся и по сей день, вернули Скорняково его прежний облик. Теперь гостями усадьбы могут стать не только представители именитых фамилий, но и любой человек, которому небезразлична история. Сегодня Скорняково – это гостинично-рекреационный комплекс, ежедневно принимающий множество посетителей.
Не все достопримечательности усадьбы напоминают о ее дореволюционном прошлом. Пень «Коллективизация» – яркий тому пример. Он красноречиво рассказывает всем посетителям усадьбы о советском периоде жизни Скорняково. В корнях пня можно увидеть тракторные цепи, часть бороны, обшивку комбайна и другие запчасти, инструменты. В советские годы запчасти из мастерской колхоза, которые выходили из строя, выбрасывались прямо на улицу и дно пересохших прудов. Спустя несколько лет на груде металлолома вырастали деревья. При очистке прудов были вывезены тонны такого металлического мусора. Пень «Коллективизация» дошел до наших дней. Он напоминает нам не только о безответственном отношении работников колхоза к природе и памятникам истории, но и колоссальном труде реставраторов и ландшафтных дизайнеров.
Пейзажной доминантой местности является великая русская река Дон, на берегу которой расположена усадьба. Донскими пейзажами вдохновлялись многие писатели и поэты. Вот как описывает встречу Николая Николаевича со своим братом Александром на берегу Дона знаменитый советский писатель Николай Задонский в книге Жизнь Муравьева: «… Летом Александр Николаевич Муравьев приехал в Скорняково. После прошедших недавно сильных грозовых дождей погода прочно установилась безветренная и теплая, в придонских полях вот-вот должна была начаться уборка хлебов, воздух был пропитан запахом отцветающих трав и горьковатой полыни. A закат еще не отпылал, и зеркальная поверхность реки неправдоподобно розовела, а разлитая вокруг удивительная тишина нарушалась лишь далеким воркованием горлинки да стрекотанием кузнечиков».
Усадьба Скорняково и ее владельцы тесно связаны и с археологией. На территории усадьбы находились древние погребальные курганы. Они относятся к эпохе бронзы и датируются серединой - третьей четвертью второго тысячелетия до нашей эры. Прославленный хозяин усадьбы, Николай Муравьев-Карский интересовался археологией и исследовал эти курганы. Находки, обнаруженные в процессе раскопок, стали настоящей сенсацией.
Воронежские епархиальные ведомости писали об этом следующее: «В 1859 году в Мае месяце, по воле Н.Н. Муравьева-Карского, один курган в Скорняково подле скотского прогона был поперек разрыт, и в нем найден на глубине 5-ти аршин долбленый дуб в виде гроба длиной около 4-х аршин, и в нем громадного роста скелет человека, лежащего головой на север, а ногами на юг. В гробу, в головах покойника, находились: а) большой глиняный горшок с крышкой и ручкой, в котором были кожаные деньги с печатью; они хоть и сотлели, но печать на них явственно была заметна; б) сбоку головы стальной тесак длиной в 6 вершков, в) костяной рог с медной оправой и кожаной бахромой; г) семь кремневых стрел в 1/2 вершка длиной, на половину черные».
В памятной записке управляющему Николай Николаевич Муравьев пишет, что сад – это то место, о котором надо заботиться не просто сильно, а даже с издержками. Он строго требовал, чтобы в саду, независимо от времени года, были чистота и опрятность. Известно, что в барском саду в 19 веке выращивали яблоки, груши, вишни, крыжовник и смородину, на клумбах высаживали нарциссы и розы.
Обширные фруктовые сады сейчас не сохранились, но работы по возрождению сада на его историческом месте уже начались. В старину сад располагался к востоку от главного усадебного дома сразу за ним и разделялся аллеей на две части. Сегодня эта садовая аллея проходит по территории села и носит название улицы Муравьева. Парк начинался от цейхгауза и был представлен в основном хвойными деревьями, многие из которых Николай Николаевич привозил из военных походов и заграничных поездок. Сейчас сосновый парк постепенно высаживается рядом с цейхгаузом. Несомненной достопримечательностью усадьбы и парка являются два дерева, высаженных еще при Муравьеве-Карском и, вероятно, им же привезенные с Кавказа. Это горная сосна и ель, растущие друг напротив друга через дорожку к цейхгаузу.
Усадьба Скорняково имеет нетипичную для среднерусских провинциальных усадеб планировку. Она практически полностью соответствует принципам древней китайской архитектуры, согласно которой все здания комплекса должны располагаться вокруг оси с север-юг. Сама ось при этом представляет собой центральную аллею, которая на юге начинается от центральных ворот, а на севере заканчивается массивной квадратной в плане постройкой. В Скорняково в роли квадратной постройки, венчающей центральную аллею, выступил скотный двор. Своим внешним видом он напоминает крепость с башнями по углам. Архитектором скотного двора является сам Муравьев-Карский, о чем свидетельствуют его многочисленные письма к управляющему.
Здание ткацкой фабрики современные посетители усадьбы очень часто по ошибке принимают за здание главного усадебного дома. Это масштабное строение в 19 веке было призвано приносить усадьбе Скорняково доход. В помещении располагалась ткацкая и коверная фабрика, на которой работали не менее 300 человек. Точная дата постройки здания неизвестна, однако существуют архивные данные, указывающие на то, что коверная фабрика, сложенная из белого камня, существовала здесь еще при первых хозяевах, в конце 18 века. После революции и в советские годы здание фабрики было разрушено. А сегодня в помещениях бывшей ткацкой фабрики располагается ресторан «Бальмонтъ», предлагающий своим гостям блюда русской и французской кухни, приготовленные по рецептам XIX века.
На протяжении столетий усадьба Скорняково-Архангельское принимала у себя самых разных гостей: видных дворян и уездных помещиков, губернаторов и купцов, лекарей и гувернанток.
Гостеприимными хозяевами были знаменитые владельцы усадьбы - Скорняковы-Писаревы, Чернышевы, Муравьевы, Чертковы, Шидловские. Сюда приезжали на отдых из Москвы и Петербурга, здесь жили, любили, венчались, крестили детей, играли в крикет и завтракали на траве, обедали русской ботвиньей и пили французские вина, катались на велосипедах, писали картины и изобретали первые самолеты.
Прошли годы запустения и разрухи, и усадьба Скорняково-Архангельское вновь встречает гостей.