Исправительная колония №10 в Димитровграде - достаточно молодое учреждение такого типа в Ульяновской области. Если их ближайшая «соседка-единомышленница» тюрьма насчитывает уже не одно столетие, то «десятка» начала функционировать каких-то 40 лет назад. Первых осуждённых там встретили в 1982 году, а решение о строительстве колонии было принято в связи с развернувшимся строительством Ульяновского авиационно-промышленного комплекса – местный контингент привлекали к труду.
Со временем в колонии начали развиваться разные производственные направления. Сегодня исправительная колония №10 является производственной, ее также отмечают как одно из лучших подразделений УФСИН России по Ульяновской области. Стоит отметить, что с 1992 из «десятки» не произошло ни единого побега.
УЛЬЯНОВСК, РОСТОВ, КРАСНОДАР
Экскурсию по этой колонии специально для «КП-Ульяновск» провёл замначальника учреждения Олег Рубан.
«Специфика нашей колонии состоит в том, что в основном у нас содержатся впервые осужденные, получившие строгой режим. Лимит наполнения составляет немного больше 1300 мест, но на сегодняшний день у нас около 1100 осужденных», - начал рассказ наш собеседник.
Преимущество среди жителей колонии составляют ульяновцы, но есть осужденные из Ростовской области и Краснодарского края.
«Едут исправляться к нам», - говорит Рубан.
Несмотря на то, что в 10-й колонии большая часть осуждённых совершили преступления впервые, там содержатся, и террористы, и экстремисты, и насильники.
ШИЗО, ПКТ, ЕПКТ
Осужденные содержатся в обычных, облегчённых и строгих условиях. А для особо злостных нарушителей порядка колонии есть штрафной изолятор, куда могут отправить на 15 суток, помещения камерного типа со сроком содержания до 6 месяцев, а также единое помещение камерного типа, куда за нарушение режима отправляют на целый год.
Несмотря на то, что изолятор и камеры - вынужденная мера наказания, осужденные также ежедневно выходят на прогулки. Правда в отличие от остальных гуляют они на специальных двориках, где все пространство ограждено клеткой. Кстати, там всегда громко играет радио, чтоб у осуждённых не было возможности перекрикиваться. Кроме того, злостные нарушители режима носят подменную проклейменную форму.
РАСПИСАННЫЕ СТЕНЫ И ПРОИЗВОДСТВО ИКОН
Что касается обычных и облегченных условий содержания, то осужденные живут вполне себе нормальной жизнью. Ходят на работу и в спортзал, занимаются художественной самодеятельностью и снимают фильмы. Конечно, вся эта деятельность протекает согласно установленному распорядку дня.
«Обычно в таких мероприятиях принимают участие те, кто стремится уйти поскорее домой», - отмечает Рубан.
В местной часовне есть целая церковная библиотека, а стены расписаны руками осуждённых.
«Религиозные книги нам передают из церкви, часто приезжает батюшка, проводит обряды с осужденными», - в продолжении экскурсии говорит замначальника.
Кроме того, на территории колонии есть мастерская, где осужденные изготавливают иконы.
КОВАНЫЕ РОЗЫ И МЕБЕЛЬ ИЗ РОТАНГА
Вообще, производство в 10-й колонии развито очень хорошо. Осужденные занимаются металлообработкой, делают великолепные изделия, поражающие своей красотой и искусностью. Желающие привлекаются к швейному и мебельному производству. Там изготавливают даже дорогостоящую мебель из ротанга, безупречные кухонные гарнитуры и милейшие пуфики.
Местная пекарня делает хлеб из обработанного зерна собственными силами. Поэтому можно смело сказать, жизнедеятельность колонии хорошо поддерживаешься самообеспечением.
Сотрудники уделяют особое внимание и воспитательной работе с осуждёнными. Регулярно проводятся концерты и культмассовые мероприятия. Имеются кружки по шахматам и шашкам. А на собственной студии телевидения выходят в свет мультфильмы и передачи.
НАПОСЛЕДОК
Во время экскурсии по 10-ке «КП-Ульяновск» удалось пообщаться с осужденным, поделившимся с нами своей историей, услышав которую становится понятно одно. Ни мероприятия, ни спортзал не заменят тем, кто лишён свободы главного - близких рядом и любимой семьи. Выходя за забор с прутьями мы вдыхаем сладкий, пусть и прохладный, запах свободы и отправляемся с непередаваемой радостью в стены родного дома.