Найти тему
Наука и фантастика

"Туманность Андромеды": улётный быт Софии Азархи

Фото моё
Фото моё

На прошлой неделе я провела три дня в Петербурге, по делу. Но в свободное время посетила только что открывшуюся выставку в Музее искусства Петербурга XX- XXI века (на набережной Канала Грибоедова, 103).

Верхний этаж отдан творчеству удивительной художницы Софии Вениаминовны Азархи (р. 1951) - специалиста по истории костюма, автора невероятно изобретательных, очень впечатливших меня текстильных панно, в которых используются как самые бросовые материалы (рабочие перчатки, пуговицы, веревки, носки), так и куда более редкие (народные вышивки). С космосом тут ничего особенно не связано, хотя... куда мы от него денемся?

София Азархи. "Туманность Андромеды". Автопортрет в отрочестве. Работа 2020 года. Фото моё.
София Азархи. "Туманность Андромеды". Автопортрет в отрочестве. Работа 2020 года. Фото моё.

Композиция, динамика, цветовая гамма, юмор, ирония - и ощущение воздуха, полёта, свободы, мечты...

Каникулы советской школьницы-книгочеи, вольность, любимый гамак как качели, солнечное небо над нами и множество миров внутри нас... А вокруг - деревня, земля, природа: бабочки, курица, коза...

Обратим внимание, до чего изобретательно и в то же время символично сделана пресловутая коза: тело - платок из козьей же шерсти, морда - носок (тоже, вероятно, из козьей шерсти), - это коза коз, коза в кубе, коза из ничего, материальная и фантастическая сразу.

Фото моё.
Фото моё.

А внизу - книжечка: "И. Ефремов. Туманность Андромеды".

Фото моё.
Фото моё.

Глядя на панно, я подумала, что тут воспроизведена обложка какого-то конкретного издания. Но гуглояндекс ничего похожего не выдал - чтобы серенькое, фамилия автора с инициалами, именно этими шрифтами, и без картинки. Может быть, там подборка неполная. Впрочем, не столь важно.

Важно, что девочка читает именно эту книгу. И то, что весь мир становится такой "туманностью", внутри которой героиня витает, как мифологическая Андромеда.

Важнее оказалось в который раз подтверждаемое ощущение, что весь этот совершенно земной быт с животинками и знакомыми тряпочками нисколько не диссонирует с безудержными взлетами духа - в космос и в будущее.

Я ведь тоже пишу свою фантастическую беллетристику в основном на даче. Козы у меня нет, куры только соседские, но быт - вполне сельский, не постиндустриальный.

Роман "Письма Звёздному императору" выкладывается на Автор.тудей и на Литмаркете. Бесплатно.

А "Хранительница" на Литмаркете, Литрес и Бусти - платно.