Для народов Советского союза вторая мировая война явилась суровым испытанием. Труженикам села нужно было обеспечить сырьем и продовольствием более чем 11 миллионную армию защитников и 80 млн человек гражданского населения. За все годы войны колхозы страны дали армии и промышленности 13,5 млн человек, что составило 38 % всех трудоспособных колхозников. В том числе 12,4 млн мужчин и 1 млн женщин.
Руководители страны тогда сумели найти подход к сердцам своих сограждан. Доходчиво и внятно объяснили, что это за война и почему она народная, Отечественная. Когда народ и руководители страны одно целое – такое государство непобедимо. Фактически 22 июня 1941 года на СССР напала объединенная Европа под предводительством фашистской Германии, финансируемая Западным капиталом. Несмотря на довоенные идеологические ориентиры, Государственный комитет обороны СССР сумел мобилизовать религиозные конфессии на защиту Отечества, взял на вооружение исторические персонажи как Александр Невский, Богдан Хмельницкий, Александр Суворов, Павел Нахимов, былинных героев Илью Муромца, Никиты Кожемяки и многих других. На фронтах совершались до сих пор не известные миру подвиги. Непокоренные защитники Брестской крепости на стенах подвалов писали: «Умираю, но не сдаюсь…», письма детей осажденного Ленинграда многих бойцов РККА вдохновляли на подвиги. Возвращение в строй Алексея Маресьева с ампутированными ногами и «сотый шанс» плененного летчика Михаила Девятаева, угнавшего вместе с соратниками из логова немцев вражеский самолет, во-многих укрепила уверенность в победе. Широко освещенный подвиг Александра Матросова, прикрывшего амбразуру ДЗОТа своим телом, но повторенная многими бойцами РККА, показал всему миру силу духа и героизма русского человека.
Также, как и на фронте, тыл показывал чудеса трудового героизма и самоотверженности. Одним из таких надежных тылов российской глубинки является татарская деревня Ишмурзино-Суринск (Яльчикский район, Чувашская АССР, ныне ЧР). Имея земли 1380 га, кроме занятых под дворовые строения и приусадебные участки, деревня в 1926 году насчитывала 152 дома. В 1939 году здесь жили 456 мужчин и 549 женщин (всего 1005 человек). На защиту Отечества на фронт ушли 220 человек, и из них на полях сражений остались лежать 119 воинов. Из семей Валишеева Салахутдина и Галяутдинова Хариса ушли по четыре сына, но не всем из них суждено было вернуться домой с победой. В общей картине, если учесть, что на победу также работали и в тылу, Ишмурзино-Суринск встал на защиту Родины в объеме полноценного батальона. В деревне в крестьянских семьях дети с 8-10 лет активно привлекаются в общую работу. Но в этот раз этим детям не суждено было насладиться беззаботным и счастливым детством. Они очень рано повзрослели.
В 1931 году колхоз «Марс», такое имя носило коллективное хозяйство в деревне, возглавил Гаязов Абдулла Гаязович (1894-1964). Он родился в этой же деревне в бедной крестьянской семье. В молодости, в поисках лучшей доли, он трудился в различных местах батраком, грузчиком, матросом и сезонным рабочим. В 1924 году на одном из рудников Донбасса стал коммунистом. По возвращении в 1925 году на родину энергичный Абдулла Гаязов был избран председателем Иш-Суринского сельского совета. Затем он возглавил колхоз, и до 1946 года успешно им руководил.
В 1937 году трудящиеся коллективного хозяйства «Марс» получили небывалый до этого времени урожай зерновых. 136 пудов с одного гектара – это по нынешним меркам получится 21 центнер. Для Волго-Вятского региона того времени это был действительно очень хороший результат.
Как успешный, более того, как талантливый руководитель Абдулла Гаязов всецело проявился во время Великой Отечественной войны 1941-1945 годов. По причине близорукости он не был призван в действующую армию. Но и в тылу был фронт, фронт за урожай. Никому не было легко. Некоторые деревни с трудом выполняли государственный заказ, иногда даже сами голодали. У Абдуллы Гаязовича в хозяйстве был полный порядок. Не смотря на призыв здоровых мужчин на фронт, колхоз эффективно работал и показывал хорошие результаты. В 1941 году в конюшне хозяйства было 170 голов лошадей. В период войны 50 % из них мобилизовали на фронт. Но тем не менее к концу войны в хозяйстве стало 165 единицы. Коров в начале войны было 78 единиц, к концу их поголовье держалось на уровне 128. Овец в общем стаде насчитывалось 63, позднее стало до 170 штук. Урожай зерновых держался на отметке 22 центнера с одного гектара и выше. Каждому трудящемуся и членам его семей из колхоза в месяц выделялось по 8 кг муки. Крестьяне не только не бедствовали, но и получали превосходные результаты на производстве. В 1942 году все жители деревни без исключения выполнили норму трудодней за текущий год. Недаром легендарный полководец Г.К. Жуков говорил: «Тыл – это половина победы, и даже больше!»
Узнав про устойчивую ситуацию с хлебом в деревне, некоторые дальние родственники селян, проживающих в соседних деревнях и районах стремились попасть на жительство и работу в Ишмурзино-Суринск.
Когда по стране бросили клич «Всё для фронта, всё для победы!» Ишмурзино -Суринцы в деле достижения победы над врагом приняли самое активное участие.
Из переписки секретаря Чувашского обкома ВКП(б) И.М. Чарыков и И.В. Сталина: «Москва, Кремль, товарищу Сталину. <…> К 21 января на строительство танковых колонн «Колхозник Чувашии» и «Тракторист Чувашии» поступило 46 миллионов 300 тысяч рублей <…> Кашечкин Николай Степанович, председатель колхоза «Трактор» Порецкого района, внес 50000 рублей. Колхозница колхоза имени Максима Горького Мария Филипповна Ширманова 50000 рублей.» Нам известно, что Абдулла Гаязов на строительство этой танковой колонны внес 105 тысяч рублей наличными деньгами и 30 пудов (480 кг) зерна.
- Сообщение в «Правде» от 27.12.1942 г. На 07.01.1943 «Колхозник Чувашии» обошлись Чувашской АССР в 40 634 тыс. руб. На эти деньги построили 42 тяжелых танка КВ-85, которые переданы в 27-ю гв. ттп и 30-ю гв. ттп 30.10.1943 г. Они находились в Костеревском танковом лагере на переформировании.
В 1943 году жители деревни подписались на военный заем в сумме 150 000 рублей. Личный вклад председателя А. Гаязова составил 20 000 рублей. Колхозники «Марса» первыми в Чувашии положили начало массовой продажи хлеба государству. Их вклад составил свыше 10 000 пудов (160 тонн) зерна. Вклад А.Г. Гаязова - 166 пудов (2т 656 кг), Фаттаха Салахутдиновича Салахеева – 98 пудов (1т 568 кг), Сахаутдина Димухаматовича Валишеева и Керинэ Гайбатдулловны Замалетдиновой по 72 пуда (1т 152 кг), Гельсум Салахутдиновны Салахеевой – 64 пуда (1т 024 кг).
В 1944 году А. Гаязов в личном письме Верховному главнокомандующему докладывает, что Ишмурзино-Суринцы выкупили у государства облигаций на сумму более 500 000 рублей. Сам лично он внес 110 тысяч рублей из личных сбережений на приобретение самолета Як 9. Он пишет: «Прошу разрешить мне лично вручить самолет Герою Советского Союза нашему земляку Кочетову А.В. и отдать в фонд обороны еще 178 пудов (2т 848 кг) хлеба».
Ответ Сталина не заставил себя ждать «Примите мой привет и благодарность Красной Армии, товарищ Гаязов, за вашу заботу о воздушных силах. Ваше желание будет исполнено. И.В. Сталин».
Старший лейтенант Александр Васильевич Кочетов за время войны совершил всего 488 боевых вылетов, провел 105 воздушных боев, в которых сбил лично 34 и в составе группы 8 самолетов противника. 13 апреля 1944 года за мужество и отвагу, проявленные в боях с врагом, ему было присвоено звание Героя Советского Союза.
20 декабря 1944 года в части, где сражался наш земляк, состоялось вручение 12 боевых самолетов, построенных на средства, собранных трудящимися Чувашии. Причем Кочетову стали вручать сразу два «Яка» – от алатырцев, земляков летчика, и Абдуллы Гаязова с надписью на борту: «От колхозника Гаязова». Но Александр Кочетов оставил себе только один самолет, второй передал своему товарищу Спартаку Маковскому, тоже Герою Советского Союза. На этих самолетах летчики 3-й эскадрильи 43-го истребительного авиационного полка летали до самого конца войны. Летали на Варшаву, Берлин, штурмовали вражеские аэродромы, охраняли в небе тяжелые бомбардировщики, сбивали самолёты врага.
Вполне понятно, что и алатырцы и А.Г. Гаязов хотели свои вложения донести до самых лучших представителей Красной Армии. Они хотели, чтобы их усилия были использованы с максимальной пользой.
Кто-то может вполне справедливо заметить, что Гаязов оперирует слишком уж с большим суммами. Что якобы он мог приписать себе на личный счет вложения членов колхоза «Марс». Можно подумать, что он один такой хороший был, а остальные всего лишь рядом присутствовали. Давайте вспомним, что из 150 000 рублей военного заема, подписанных жителями деревни в 1943 году доля Гаязова составляет 20 000 рублей. Это 13,333 % от общей суммы. Из 10 000 пудов, проданных государству зерна доля Гаязова 166 пудов (1,6 %), из 500 000 рублей, потраченных Ишмурзино-суринцами для выкупа государственных облигаций доля Гаязова – 110 000 рублей (22 %). Абдулла Гаязович сам был большим патриотом страны, и односельчане следовали его доброму примеру.
Во – первых, на примере Сталина можем сказать, что будь на его месте другой руководитель страны, все могло сложиться совершенно по-другому. Царь Николай II тоже руководил страной. Воевал. Не только войну, но и страну проиграл. Казалось бы, одна и та же страна, тот же народ, но итоги разные. Недаром говорят: «Армия солдат, руководимый настоящим полководцем, способна на многие победы. Но армия воинов, которой руководит трус и глупец, может проиграть самые легкие битвы».
Во – вторых, А.Г. Гаязов никаких хором себе не построил, и не оставил для семьи громадных сумм в банках, как и его Верховный главнокомандующий. Хотя он работал председателем колхоза до 1946 года. Его старенький дом после его смерти вдове отремонтировали односельчане способом народной взаимопомощи. Видимо, он не мог просить о помощи властей, чтобы ему помогли как особому члену общества, имя которого занесено в Книгу трудового подвига и героизма родного района. В то время таких как его дом в деревне было немало. Это были люди особой формации. Они способны возглавлять и добиваться высочайших результатов для общества, но ничего для себя сверх полагающегося не брать. Скорее всего деньги и причитающиеся за работу долю зерна своей жены и двух дочерей он использовал от одного имени. Так нужно было во имя спасения Родины. И не имел он права тогда поступать по-другому. Такими людьми сильна наша держава и Отчизна.
Справочная информация взята из Интернета. Стоимость танка Т-34 в 1941 году составляла 269 тыс. рублей. Через год он подешевел до 193 тыс. рублей, а к концу Великой Отечественной войны (ВОВ) его цена упала до 135 тыс. рублей. В начале войны самолет Ил-4 стоил 800 тыс. рублей, а пистолет-пулемет Шпагина — 500 рублей. К 1945 году цена бомбардировщика снизилась до 380 тыс. рублей, в то время как оружие подешевело до 148 рублей.