ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ
Киблер Н.Р.,
преподаватель Рудненского социально-гуманитарного колледжа
им. И. Алтынсарина
Методика преподавания начального курса математики является одной из основных дисциплин профессиональной подготовки учителя начальных классов, в ходе изучения которой формируются профессиональные компетенции будущих специалистов, создаются основы для сознательного и творческого подхода к решению возникающих в практике учебно-воспитательных задач. Необходимо развивать у будущих учителей стремление к поиску, творчеству, учить их обоснованно и осознанно подходить к решению методических вопросов.
Работа по формированию данных качеств осуществляется на лекциях, практических и лабораторных занятиях. Особого внимания заслуживают практические занятия, на которых учащиеся учатся применять на практике знания, полученные на лекциях и в ходе самостоятельного изучения соответствующей методической литературы, учатся свободно ориентироваться в вопросах методики. Это достигается с помощью различных методов и приемов обучения: выступление с докладами, проектами, самостоятельное составление фрагментов уроков и их инсценировка, анализ учебников, самостоятельное составление различных заданий и упражнений и т.п.
Это особенно важно в настоящий момент, когда обучение математике в практике работы начальной школы осуществляется по альтернативным программам и учебникам и выпускникам колледжа (будущим учителям) важно заниматься самообразованием, чтобы быть готовыми к творческой работе по различным учебникам математики.
На каждом уроке ставится учебно –методическая задача, которая предполагает самостоятельный поиск решения методической проблемы и требует осознанного применения знаний. Такие задачи, в зависимости от тематики, направлены на решение методических вопросов. «Методика обучения математике в начальных классах» один из основных предметов на этой специальности, поэтому внедрение Программы семи модулей на нём не только возможно, но и необходимо.
Мы знакомимся с новой программой, отслеживаем принцип спиральности, который отражается в ней. Учимся составлять среднесрочный и краткосрочный план. Свои предметные дисциплины провожу с учетом всех семи модулей программы обновленного образования.
Составляя среднесрочное планирование, я размышляла о том, как учитывать индивидуальные способности каждого ученика и понимала сложность такого планирования.
Для развития вербальных интеллектуальных способностей использовала несколько стратегий, более подходящих по смыслу. Развитие студентов происходит, больше в сфере вербальной одарённости, думаю, что это как раз важная ступень к развитию остальных сфер. Ведь студенты педагогических специальностей должны уметь грамотно выражать свои мысли, учитывать и анализировать свои ошибки и ошибки других, налаживать межличностные отношения. Исследования показывают, что качество диалогового обучения способствует развитию или препятствует процессу познания и обучения.
Диалог укрепляет самооценку, как в социальном плане, так и в познавательном, и сами студенты должны научиться:
• рассказывать;
• объяснять;
• инструктировать;
• задавать различные виды вопросов;
• получать и строить ответы;
• анализировать и решать проблемы;
• размышлять и воображать;
• исследовать и оценивать идеи;
• обсуждать, спорить, рассуждать и проводить переговоры.
И, чтобы они могли делать все это эффективно с другими, они должны:
• слушать;
• быть восприимчивыми к альтернативным точкам зрения;
• думать о том, что они слышат;
• давать время другим подумать.
В своём среднесрочном плане я учитывала модуль «Обучение талантливых и одарённых детей» и ставила себе цель, что учащиеся смогут выполнять усложнённые задания, с помощью метода дискуссий. Определила стратегии, которые помогут осуществить данную цель. Критерий успешности по данному модулю, достигнут: учащиеся стремятся к усложнённым заданиям и могут выполнять их с помощью метода дискуссий. Отслеживая результаты бесед и общения с учащимися, пришла к выводу, что возможно создание когнитивного диалога на каждом уроке. Они готовы к восприятию информации и активному участию в её обработке.
Активно использую модуль оценивания. Оценивание представляет собой действие, осуществляемое после преподавания и учения. Это утверждение требует принципиального изменения нашего сознания, что и предполагает оценивание для обучения. Определилось несколько продуктивных целей оценивания, достижение которых способствует эффективному процессу обучения:
1. Развитие мотивации
2. Определение сложности обучения
3. Обеспечение обратной связи
4. Контроль над содержанием программы и стилем преподавания
Изменились не только нормы и стандарты, но и понятия о развитии, обучении и мотивации ученика, а также ценности, касающиеся таких категорий, как самооценка, способности и усилия.
Изучив методологические основы изменения форм в оценивании, можно сделать вывод о необходимости внедрения данной градации и применении новых форм в обучении и преподавании. Формативное оценивание должно быть гибким и доступным и самое главное психологически комфортным. На первых уроках познакомила учеников с понятием критерии успешности и критерии оценивания, используя их в своей работе. Каждый новый вид работы наводил их на мысль о новых критериях. Это был этап рефлексии, в котором учитывается обсуждение критериев вместе с учениками.
Вся программа методики обучения математике разделена на несколько больших модулей. В один из таких модулей я выделила тему «Многозначные числа. Устная и письменная нумерация».
Изучение нумерации многозначных чисел связано с необходимостью усвоить разряды и классы, а также ряд понятий, связанных с ними. Различение таких понятий, как число и цифра, единица разряда и единица класса, наименьшее и наибольшее число данного разряда или класса, входит в содержание данной темы. Умение записать данное число в виде суммы слагаемых, в каждом из которых только один разряд имеет единицы, и по данным слагаемым образовать число, умение назвать общее количество единиц данного разряда, класса и пр. вырабатываются после длительных и повторных упражнений. Чтобы безошибочно читать и записывать многозначное число, ученик должен практически овладеть структурой таких чисел и принципом, поместного значения цифр.
Нумерация многозначных чисел и действия над ними выделяются в особый концентр потому, что нумерация чисел за пределами 1 000 имеет свои особенности: многозначные числа образуются, называются, записываются с опорой не только на понятие разряда, но и на понятие класса. Необходимо раскрыть это важнейшее понятие нашей системы счисления.
Задача изучения данной темы состоит в том, чтобы расширить у детей знания десятичной системы счисления, структуры многозначного числа, натуральной последовательности чисел и на этой основе сформировать у детей умение правильно читать и записывать многозначные числа в пределах класса миллионов.
Основным содержанием темы «Многозначные числа» являются следующие вопросы:
1. Ознакомление учащихся с новыми для них разрядными единицами и введение понятия класс; усвоение разрядного и классного состава чисел путём упражнений в образовании чисел и разложении их на разрядные слагаемые
2. Изучение натуральной последовательности чисел за пределами 1000, особенно при переходе из одного разряда или класса в другой
3. Чтение и запись многозначных чисел
4. Усвоение терминологии, связанной с формируемыми понятиями
В результате изучения нумерации многозначных чисел учащиеся должны:
_ усвоить названия и последовательность чисел натурального ряда в пределах класса миллионов, понять, как они образуются, знать их десятичный состав.
_ знать названия классов и разрядов внутри каждого класса
- научиться читать и записывать любое число в пределах миллиона и представлять его в виде суммы разрядных слагаемых
- уметь переносить все приёмы работы над числами, изученными в предыдущих концентрах, в данный концентр
Порядок изучения вопросов в концентре «Многозначные числа»:
· Нумерация
· Сложение и вычитание
· Умножение и деление
Одновременно рассматриваются задачи, измерение величин, алгебраический и геометрический материал.
Основная задача учителя:
- опираясь на понятие класса, научить читать, считать и записывать многозначные числа
- обобщить знания детей о нумерации целых неотрицательных чисел
На начальном этапе приступают к изучению нумерации многозначных чисел, состоящих из единиц 1и 2 классов.
На уроках по изучению нумерации важно брать материал, взятый из жизни и привлекать учащихся к поиску различных числовых данных.
На следующем этапе работы учащиеся знакомятся с нумерацией 7-9 значных чисел, что даётся с целью закрепления и обобщения знаний о десятичной системе счисления и натуральном ряде чисел.
Закреплению знаний по нумерации помогают упражнения в преобразовании натуральных чисел и величин – замена мелких единиц крупными и крупных мелкими.
Для систематизации знаний по нумерации предлагается схема разбора числа, которая как памятка даётся каждому ученику.
При планировании данной темы учитываю, что кроме методических знаний студенты должны приобрести ещё и практические навыки. Для этого предлагаются и различные виды творческих и самостоятельных работ:
· Анализ страниц учебников математики;
· Анализ тем. Найти все частные случаи;
· Составление развивающих заданий;
· Составление тестов;
· Разработка фрагментов урока и их инсценировка
Все эти умения и навыки наглядно раскрываются в ходе педагогической практики при проведении уроков математики. При подготовке к пробным урокам обучающиеся творчески подходят и к уроку в целом, и к отдельным его этапам. Они подбирают интересные, занимательные, развивающие задания для устного счета, для актуализации знаний, продумывают постановку перед учениками проблем и путей их решения, изготавливают необходимые наглядные пособия или презентации, продумывают, как провести урок в нетрадиционной форме, чтоб он был интересен ученикам начальных классов. В процессе изучения методики математики каждому учащемуся представлена возможность проявления и развития своих творческих способностей, создана атмосфера творческого поиска для формирования на его основе творческой личности студента, воспитания у будущего педагога активного творческого отношения к своей будущей профессии.
Являясь практико-ориентированной, подготовка учителей начальных классов носит завершенный характер уже в колледже. Выпускник нашего колледжа должен осуществлять свои профессиональные функции на уровне мастера, готового к воспроизведению знаний и умений, решению типичных задач начального образования: это учитель, владеющий способами методической деятельности по программам обучения младших школьников.
Список литературы:
Руководство по критериальному оцениванию для учителей основной и общей средней школ Учебно-методическое пособие
Образовательная программа курсов повышения квалификации педагогических кадров по предметам начальных классов в школах с русским языком обучения в рамках обновления содержания среднего образования Республики Казахстан
Истомина Н.Б. Методика обучения математике в начальных классах.: учеб. Пособие. М.: Издат. центр «Академия», 2003. — 288 с.
Коджаспирова Г.М., Борикова Л.В. Педагогическая практика: учеб.-метод. Пособие. М.: Издат. центр «Академия», 1998. — 268 с.
Пидкасистый П.И., Воробьева Н.А. Подготовка студентов к творческой педагогической деятельности. — М.: Педагогическое общество России, 2007. — 192 с.
http://festival.1september.ru/articles/604114
http://sibac.info/index.php/2009-07-01-10-21-16/2982