Найти тему
Закрытая книга

«Насилие над наследством»: как «наследнички» перевирают литературную классику

Оглавление

От продолжений «Дюны» хотелось блевать. Кое-как скомпонованный «Сильмариллион» — насилие над наследством Толкиена. Почему? Доколе? Что делать? Ответ прост: виновато авторское право в его современном виде.

Дающее отдельным лицам право распоряжаться судьбой великой литературы, даже если единственное отношение, которое они к ней имели при жизни — тот факт, что их отец не предохранялся (к велиому, надо сказать, сожалению). Почему, кто виноват, что делать? Давайте разбираться.

Я не знаю ни одного хорошего продолжения...

...Написанного прямым наследником автора. Да и сам этот институт, прямо скажем, гнилой донельзя.

Позволять кому-то наследовать единоличное и монопольное право контролировать работу своих предков в течение еще одного столетия — это не только абсурд, но и форма насилия над самой сутью литературы. Это все равно, что сказать, что если у вас одна родословная с гением, то вы автоматически наследуете и его гений. Это абсурд!

Еще большее беспокойство вызывает то, как эти наследники часто используют свою власть, чтобы доить дойную корову, в которую превратились произведения их предков. Они перепечатывают, адаптируют и перерабатывают одни и те же истории, не добавляя никакой ценности или новых идей, но при этом наживают состояние. Это трагедия, что великие произведения литературы используются в коммерческих целях людьми, которые не имеют к ним никакого отношения, кроме фамилии.

Искажение представлений и памяти о литературной классике

Но еще большее беспокойство вызывает то, как эти наследники, зачастую не имея ни малейшего представления о творчестве своих предков, пытаются навязать им свое видение материала. Они вмешиваются в оригинальный текст, вырезают не понравившиеся им части, добавляют сцены, которых никогда не было, а иногда даже переписывают концовку. В результате получается искаженная версия оригинала, которая часто мало похожа на намерения автора (горькой памяти Толкиена...).

Что ещё хуже, эти же люди вдруг начинают вообще считать, что они гениальные писатели, что с какого-то рожна достойны писать продолжения или монопольно торговать правами на их написание. А на каком, пардон, основании, кроме непредохранения предков? Чем, собственно, тот же Фрэнк Герберт заслужил подобное издевательство над своим творением?

-2

Такая практика не только демонстрирует неуважение к творчеству автора, но и стирает исторический контекст оригинального произведения. Литература создается не в вакууме, а является отражением своего времени и места. Изменяя текст, эти наследники искажают историю и подрывают ценность оригинального произведения.

Решение проблемы «насилия над наследством»

Итак, что же можно сделать, чтобы остановить это насилие над наследством?

Ответ прост: реформировать законы об авторском праве.
Нынешняя система, которая предоставляет монополию наследникам авторов на десятилетия после их смерти, устарела и неэффективна. Вместо этого следует ввести более гибкую систему, при которой права на произведение после смерти автора принадлежат сообществу фанатов, которым эта книга неравнодушна, а не каким-то отдельным клоунам.

Свободное лицензирование с роялти наследникам в размере, например, 25% чистой прибыли с каждой проданной книги на протяжении, скажем, ещё одного поколения. Так и принцип наследования *финансов* сохраняется, и насилие над произведением исключается: пусть каждый пишет, как считает нужным, а сообщество выберет лучшее.
Можно также добавить возможность писателю внести «инструкции по обращению с произведением» в завещание, чтобы легитимными считались только те работы, которые их не нарушают (напр-р, запреты на определенные сюжетные ходы для сохранения авторского видения).
-3

Таким образом, оригинальное произведение сможет оставаться ценным культурным артефактом, который продолжает вдохновлять новые поколения читателей, и в то же время допускать новые интерпретации и адаптации. Это также гарантирует, что произведение не станет заложником одного человека или семьи, а будет развиваться в ногу со временем.

Заключение:

В заключение хочу сказать, что институт наследования в применении к литературе — это форма насилия над культурой, которая должна быть остановлена. Не пора ли провести реформы законов об авторском праве и защитить целостность великих литературных произведений от пыток и искажений со стороны тех, кто не имеет к ним никакого отношения, кроме фамилии?

Ведь литература — это драгоценный дар, который после гибели автора должен принадлежать всем нам, а не только привилегированным немногим, которые случайно оказались родственниками авторов.

Подписка, лайк, комментарий на тему — всё, что нужно для поддержки канала. Это несложно:-)