Я отнесся халатно к подготовке сознания к этому приключению. Друг выбрал одного из лидеров рынка по восхождениям на мировые вершины, мы добавились в общий чат и просто поплыли по течению: договор, аванс, памятки по билетам и страховкам, и, наконец, список снаряжения. Тут что-то начало проясняться, в списке: пуховик, фонарик, теплая обувь, баул и спальник до -15. Открыл прогноз погоды, на вершине оказалось -6, ощущается как -11. Стало ясно, что хоть это и экваториальная Африка, прогулка налегке нам не светит.
Путешествие началось с перелета, я почему-то решил что если это испытание, оно должно начинаться в аэропорту и нет смысла выбирать комфортный перелет в ущерб удобной дате. Выбрал вариант с тремя пересадками, но с удобными прибытием на точку сбора. Насмотрелся я всего, от скуки посещал местные бары, чуть не пропустил последнюю пересадку.
Заселился, начал прибывать остальной народ, вэлком-ужин, знакомство с гидом, выдача экипировки, и вот мы уже в пути на гору.
Правительство Танзании, понимая популярность этой горы сделала на мой взгляд очень правильно: оно объявило территорию горы национальным парком, начало взымать оплату за пребывание в нем, и ввело кучу правил.
Посещение только в присутствии гидов и шерпов, которые обходятся недешево. Из современных технологий можно брать только телефоны, внешние аккумуляторы и газовые горелки. Любой транспорт, а так же генераторы запрещены.
Прогулка началась, шли вверх с перерывами на обед и ночь. Сначала джунгли, потом скалы с мелкими кустарниками, потом просто камни, похожие на марсианский ландшафт.
В середине третьего дня выйдя на высоту чуть больше 4 тысяч метров, мы пообедали и повернули вниз. Спускаться оказалось тяжело в моральном плане. Мы же идем на вершину, зачем вниз? Нам же придется опять идти вверх? Дело в том, что акклиматизация для восхождения это циклическая смена высоты, иначе никак. Тяжело, но принято.
Четвертый день, штурм почти отвесной скалы Баранка. Была мысль вызвать вертолет, чтобы эвакуироваться, я даже нашел на холме флажок означающий место посадки. Ладно, идем. Поднялись, пообедали и опять вниз. В этот раз еще более морально тяжело. Неужели мы эту Баранку просто обойти не могли?
Погрузился в пешую медитацию. Задавал сам себе вопросы, и пытался найти ответ за счет выспрашиваний своего сознания вопросами типа: почему это важно для меня? зачем я об этом думаю? а что если это бы не было? Забавно, но этот марсианский пейзаж дал мне понимания по многим из них.
Мы пришли в последний штурмовой лагерь. Был дан указ ложиться спать после обеда. Подъем планировали в десять вечера, потом ужин и штурм в полночь.
Пожав руки в свете фонариков мы двинулись вверх. Уклон был суров, идти предстояло шесть часов. Дыхание, мысли, попробовал подумать обо всем и не о чем. В такой динамике в голове был хаос. Потом начала подкрадываться усталость, толи мышцы сдавались, толи монотонность стала выматывать. Показалось, что камни двигаются, пытаются перебежать дорогу передо мной, а на скале справа ползет большая акула. "Главное не упасть первым" - висела у меня мысль.
Сначала присел самый большой по росту среди нас парень. Просто шел и сел, сказал, что отказали ноги. Было решено сделать привал. Попили глюкозы, пошли дальше.
Потом пришла моя очередь, привал уже обсуждался, хотели сделать через поворот, но я понял, что теряю умение видеть, сразу признался об этом гиду. Остановились, опять попили. Один из шерпов предложил нести мой рюкзак. Я помню, что на горе даже незначительные нагрузки дают большую усталость, согласился.
Стеллу поинт, точку олицетворяющую конец затяжного подъема уже было видно, но она не приближалась, не смотря на то, что мы шли.
Вдруг одна девушка упала на спину, резко как подстреленная, руки и ноги крабом раскидала в стороны. Гид пыталась вернуть ее в сознание, дала попить и начала налаживать контакт разговором. Все с радостью воспользовались вынужденным привалом. Попили, отдохнули.
Мне казалось, что последние метры длились вечно. Акула исчезла от лучей восходящего солнца. Бегающие камни тоже ушли по домам. Пришли!
Мы так были рады выходу на Стелла поинт, что не смотря на то, что мы только что чуть ли не умирали, все начали танцевать. Стартуем дальше, до пика еще полторы сотни метров набора высоты. Стало понятно, ты либо идешь, либо стоишь, танцевальный запал остался только у шерпов. Я пару раз останавливался, припадая к камням, мой носильщик тут же подлетал ко мне, предлагая воспользоваться содержимым моего рюкзака.
Я думал, что у него будет ко мне негатив, ведь он несет мою ношу, за возможные чаевые, которые мы даже еще не обсуждали, а может их и не будет, но нет, он так гордился, или очень качественно делал вид, что гордиться, тем что помогает мне, было приятно.
Взрыва эмоций не было, просто шли и вот вывеска о том, что мы на высочайшей точке Африки, народу толпиться куча. Все так увлечены желанием сделать фотки, что не смотрят по сторонам, а посмотреть есть на что, вид просто шикарный.
У шерпов радости особой нет, они знают, что не смотря на то, что мы преодолели тяжелый подъем, мы на пол пути, ведь еще спуск обратно. Ну а для нас это уже конец пути, мы шли на вершину, ну вот и она, как будто нас отсюда буду эвакуировать или за поворотом есть лифт или канатная дорога вниз. Нет, назад тоже пешком. Они это знают, мы еще пока нет.
У таблички очередь, чувство праздника начинает теряться. Типа, и что? я шел так далеко, чтобы вот тут потолкаться с французами за право сделать фото? А потом когда сам выстоял эту толпу, естественно начал фоткаться по максимуму во всех позах, с флагом и без, толпой и один. Этим вызвал некоторое возмущение следующий туристов, но возмущались они не на нашем языке, поэтому я быстро успокоился. Ведь вершина Африки одна, а нас много.
Оказалось, что идти вниз тяжелее чем было на подъеме. Нет, мы и до этого ходили вниз местами спускаясь по тропам во время акклиматизации, но тут после пика мы шли вниз около шести часов меняя лишь угол наклона. Видимо при спуске используются какие-то другие групп мышц, которые неожиданно были к этому не готовы. В конце пути ноги настолько забились, что было тяжело стоять.
Вот мы в лагере, последнем для нас в парке. Внутри что-то начало отпускать, как будто было похмелье и вот наконец интоксикация ушла и вернулась бодрость. Пришло и стало быстро наполнять чувство, что мы герои. В далеко виднелась гора, но для нас она уже была покорена, и употребление этого слова уже не вызывало страх, мы могли так говорить и не испытывать страх перед неизвестностью.
Вечером почему-то все покорители вершин оказались не против выпить, да еще и каждый оказывается с собой нес запас алкоголя на всякий случай. Ну вот он как раз и настал!
Вообще скажу вам восхождение на Килиманджаро начинается еще задолго до его самого. Во-первых, ты должен либо быть предпринимателем либо занимать высокую должность и не просто, а так, что ты мог покинуть все это на пару недель и оно не развалилось, ведь само восхождение проходит в основном без связи. Во-вторых, у тебя должна быть достаточно большая сумма денег на это. Ясно, что лететь в долг или в кредит не вариант, эта сумма должна быть у тебя, и она должна быть для тебя комфортной для того, чтобы ее спустить по факту на впечатления. Стоимость этого путешествия с перелетом и дополнительными расходами это средняя зарплата москвича за пол года. В-третьих, это немного другой уровень подхода к путешествиям. Это уже не путевка у туроператора "под ключ" с вылетом из твоего города, когда тебе ничего не надо делать, лишь приехать вовремя на вылет, а дальше все по накатанной: перелет, трансфер, гостиница, список экскурсий. Тут надо уже купить билеты, убедиться, что страны через которые летишь, тебя пропустят, оформить визу, правильную страховку, приготовить пакет документов, qr-кода, справки о вакцинациях и т.д.
Потом возникло послевкусие, что это восхождение не прямо вот подвиг, это спланированный турпродукт. Поднимаются при правильном подходе почти все, есть конечно бедолаги которых несли вниз на носилках шерпы, и были они не вот старики или инвалиды, нет, нормальные взрослые люди, просто как то странно выглядели: как будто перекошенные и кривые. Мы приехали нормально, не вот из бара нас сняли и потащили. Все готовились, кто-то не пил пару недель, кто-то пару месяцев. Параллельно принимали лекарства повышающие выносливость. Я дополнительно ходил пешком на шестнадцатый этаж по три раза подряд раз в пару дней в течении месяца.
Вот она кульминация: праздничный ужин, на котором нам вручают грамоты и медальки о том, что мы покорили гору. Ощущение потрясающие, мы молодцы, мы сделали это, жизнь не будет прежней, как она была до того, когда мы тут встретились на вэлком-ужине и пожимали друг другу руки, как-то странно посматривали по сторонам и потягивали вино из бокала. Мы были настроены на прогулку, а получили приключение. Пойду ли я еще раз? Думаю да, если соберется компания людей с кем мне этот поход будет совершить приятно.
#восхождениекилиманджаро #реальнаяистория #африка #высокогорныйальпинизм