Шансы на спасение человека за бортом во многом определяются эффективностью его поиска спасателями.
С определением местоположения при помощи электронных устройств в настоящее время есть определённость, смотри на фото ниже, на нём представлены электронные средства аварийного обеспечения сигнализации о бедствии на море и о местоположении (координатах) терпящего бедствие объекта. https://dzen.ru/profile/editor/id/5fd4dd442073d8706d992c02/publications
С обнаружением "человека за бортом" среди волн и в темноте ночи в зоне координат поиска не просто. Визуальный контакт, столь необходимый в последней фазе спасения, затруднён. Моряк или член экипажа яхты, выпавший за борт, не может обозначить своё место фальшфейером при подходе своего корабля или корабля спасателей, или при подлёте спасательного вертолёта и самолёта. А любое затягивание операции спасения даже в тёплых тропических водах для человека, находящегося в морской воде, чревато переохлаждением. Это ведёт к драматическому исходу происшествия.
Итак, яхтсмены на спасательном плоту или на терпящей бедствие яхте ночью жгут фальшфейеры, пускают красные ракеты, а днём зажигают дымовую шашку с оранжевым дымом, пускают зеркальцем из аварийного комплекта "зайчики" в сторону поискового вертолёта или самолёта. Последний способ обратить на себя внимание иногда срабатывает и при направлении луча в сторону самолёта, совершающего регулярный рейс. Такой случай спасения был был зафиксирован в зоне Карибского бассейна в конце 2022 г. Отметим, что такие архаичные способы сигнализации часто эффективны. Спасательному кораблю, поисковому вертолёту или самолёту по большому дымовому оранжевому шлейфу определить местоположение терпящей бедствие яхты значительно проще.
По инструкции всё происходит примерно таким образом. После того как один из членов экипажа яхты по каким то обстоятельствам выпал за борт (Man over Board, MOB), вслед ему должен быть сброшен спасательный круг, на яхтах он обычно подковообразной формы. Вместе с кругом должен быть сброшен и специальный дэн- буй, который имеет тонкий шток на вершине с небольшим флагом, возвышающимся над водой для визуального маркирования на акватории места сбрасывания спасательного круга. Это делает заметным место происшествия и примерно соответствует месту расположения человека, который находится в море. Спасательный круг и дэн- буй связаны между собой и имеют в комплекте плавающий фонарь (Float Light), который включается при попадании в воду, и также позволяет маркировать условное место МОВ, но уже ночью. На борту выделяется человек (один или несколько), который ведет визуальный поиск человека за бортом. Идеальным считается случай, когда член команды, увидевший падение человека за борт, не теряет с ним визуальный контакт. Он первым громко выдаёт голосовую команду "Человек за бортом" (Man over Board/ MOB), бросает спасательный круг , но при этом не выпускает из виду человека за бортом. Наблюдающий помогает себе, указывая рукой на местоположение МОB и сопровождает громкими комментариями-командами указание направления на МОБ (например: "прямо по корме 200 метров", "по правому борту 150 метров", "по левой скуле 80 метров"....... и т.п.)
при манёвре яхты с целью подхода к МОВ. Всё это хорошо и работает, но в тихую погоду и днём. Если человек после первого захода поиска не найден, то необходимо подать с помощью бортового УКВ радиопередатчика электронный сигнал бедствия Mayday МОВ и продолжать настойчиво поиск местоположения МОВ. Аналогично, если человек за бортом в своей экипировке оснащён персональным транспондером для определения местоположения и потерял корабль из виду, то он самостоятельно передаёт сигнал бедствия в глобальную систему спасения, которая фиксирует спутниковые координаты транспондера. После этого корабль, потерявший человека за бортом, продолжает упорно проводить поиск. При волнении ни флага, ни фонаря ночью практически не видно, и не всякий человек в неспокойном море способен доплыть до брошенного ему в помощь спасательного круга. Смотри фото ниже.
В лучшем случае потерявшегося за бортом ночью можно увидеть так, как на фото ниже, и в том случае, если у него есть светоотражающие элементы на штормовом костюме яхтсмена или на спасательном жилете. Выглядит это в ночи при свете луны как на фото или менее контрастно, если увидишь.
Важнейшая часть спасательной операции - это поиск среди волн человека, ожидающего помощь. Пусть искомые координаты бедствия достигнуты правильно. Но ситуация может усугубляться не только волнами, но и ночным временем суток, и дрейфом объекта поиска во времени из-за морского течения или ветра. Так как быть? Световые отражательные марки на костюмах и на спасательных жилетах профессиональных яхтсменов безусловно облегчают поиск.
Но уровень размещения этих маркеров находится по определению низко у самой воды и значительно прикрыт гребнями волн, кроме того, каждая из этих отражающих полосок не доступна для кругового обзора – обнаружения.
Можно более эффективно «отмаркировать» яхтсмена за бортом, воспользовавшись классической идеей дэн-буя, только шток должен быть повыше, чем на фото.
Тогда экипировка яхтсмена должна иметь небольшой высоты 1 метр или около того тонкий телескопический шток-мачту (по типу современных рыболовных удилищ). На вершине штока предлагается закрепить традиционный флажок, который хорош при дневном поиске, но для ночи необходима доработка светоотражающими метками на сторонах флажка. Выше флажка необходимо закрепить цилиндрическую муфту-светоотражатель, который сможет «принимать» и отражать лучи поисковых фар и фонарей со всего «кругового» горизонта в 360 градусов. Подчёркнём, здесь речь идёт не о штоке дэн- буя, хотя и ему доработки не повредят, а именно о небольшом телескопическом штоке в составе штормовой или ночной экипировки яхтсмена.
В оснащение спасательных жилетов военных лётчиков на случай аварии входит встроенный фонарь и свисток в кармане. Если потерпевший лётчик оказывается в ночи в воде, то его поиск облегчит горящий фонарь. Если потерпевший в тихую, но туманную погоду или ночью применит свисток, то его поиск также облегчится. Для этого поисковый катер или яхта должны останавливаться время от времени, глушить двигатель и прослушивать акваторию. Нужно сказать, что специальные жилеты профессиональных яхтсменов также могут оснащаться и фонарями, и свистками. Как оснащать свой экипаж капитан решает сам, каждый яхтсмен должен думать о своей личной безопасности и о безопасности своих друзей. Поэтому при решении дооснаститься специальными опциями, можем предложить к описанному чуть ранее индивидуальному «сигнальному» штоку выше светоотражателя закрепить фонарь кругового свечения.
Такой фонарь может заменить так называемый Led фальшфейер, который сейчас есть в продаже. Он на батарейках, светит долго и ярко. Смотри фото.
Удерживать вертикально вверх даже небольшой шток долгое время непросто. Если иметь на спасательном жилете специально зафиксированный жёсткий трубчатый футляр-основу для штока и кардан с фиксатором для примерно вертикального удержания штока - антенны над волнами - всё становится реальным.
Такая индивидуальная спасательная экипировка и усовершенствование спасательного жилета, включая активный или пассивный (уголковый) РЛС – транспондер-ответчик, повысит результативность поиска «человека за бортом» в ночи и среди волн.
Всё описанное выше имеет смысл, если при ночных вахтах или в свежую погоду экипаж яхты применяет в экипировке спасательные жилеты и страховочную сбрую, закрепляя страховочные линии за штатные штормовые тросы или за штатные места, определённые капитаном.
Тогда предложенное аварийное дооснащение, которое вы закрепите к спасательному жилету или страховочной сбруе яхтсмена помогут спасти жизнь вам или вашим друзьям при нештатных ситуациях. Это особенно актуально для малочисленных экипажей в два - три человека, что является самым частым вариантом для современного яхтинга.
Поиск спасаемого в море человека, технологии, приёмы спасения волнуют специалистов морского дела, моряков и яхтсменов - любителей. Например, предлагается при поиске использовать гаджеты с тепло-визионной камерой. Но эти материалы мы постараемся осветить в последующих наших публикациях.
С другими случаями реальной морской практики вы сможете ознакомиться в наших доступных он - лайн учебниках на сайте и в учебно-информационных материалах здесь в ленте.
Всем счастливых морских миль!
Море и паруса всегда с вами в вашем смартфоне.
О других случаях и нюансах морской практики можете прочитать здесь на нашей учебной инфо ленте Дзен О других случаях и нюансах морской практики можете прочитать здесь на нашей учебной инфо ленте Дзен https://dzen.ru/profile/editor/id/5fd4dd442073d8706d992c02/publications и в наших всегда доступных бесплатно на экране вашего смартфона учебных пособиях по управлению крейсерской парусной яхтой на нашем сайте.