Найти тему
12,9K подписчиков

Как лучших хоккеистов СССР пытались переманить за океан

620 прочитали
Изображение с яндекс.картинки (великая тройка советского хоккея)
Изображение с яндекс.картинки (великая тройка советского хоккея)

После Суперсерии 1972 года началась совершенно новая эпоха в мировом хоккее. О наших спортсменах заговорили за океаном, причём с неподдельным восхищением. Тезис о том, что все лучшие игроки собраны исключительно в НХЛ, стал вызывать определённые сомнения.

И не случайно, несмотря на "железный занавес", в Северной Америке задумывались о возможности пригласить в свои клубы ведущих советских игроков.

Изображение с яндекс.картинки (в атаке - В.Харламов)
Изображение с яндекс.картинки (в атаке - В.Харламов)

Б.Михайлов, в одном из своих интервью, рассказал следующее: "С нашей тройкой такая история была в Торонто. Подходит хозяин клуба, мол, вот контракт, миллион долларов, завтра надеваете форму клуба."

Далее, события разворачивались так: "
Мы переглянулись, а потом ребята говорят: ты старший, вот и отвечай. Я поблагодарил канадца за приглашение и, естественно, отказался, подчеркнув, что мы советские миллионеры, нам и дома хорошо. Я сказал это искренне, а не потому, что за нашими спинами стоял человек, отвечавший за безопасность сборной СССР." После услышанных слов о "советских миллионерах", заокеанский представитель поспешно удалился со словами: "Извините, я ошибся."

Этим загадочным господином был некий Харольд Баллард - хозяин "Торонто Мэйпл Лифс". Личность достаточно противоречивая и неоднозначная. К примеру, в 70-ых годах он был обвинен в неуплате налогов и мошенничестве (выявлено 47 случаев) и провёл 3 года за решеткой. Выйдя на свободу, он бравировал тем, что находился в местах лишения свободы в весьма комфортных условиях и неплохо там отдохнул. Вообще, мистер Баллард слыл одиозным человеком, склонным к эпатажу.

Изображение с яндекс.картинки (справа - Х.Баллард)
Изображение с яндекс.картинки (справа - Х.Баллард)

В свою очередь, небезызвестный Алан Иглсон, во время мероприятий в честь 35-летии Суперсерии-72, на пресс-конференции в Москве подтвердил факт желания Х.Балларда видеть у себя в клубе хоккеистов СССР: "Хозяин «Торонто» показал на Валерия Харламова и сказал, что готов пригласить этого парня в свой клуб за миллион долларов."

Отмечу, что в те годы такая сумма была просто баснословной. И готов ли был канадец её заплатить - неизвестно. Но факт остаётся фактом: наши хоккейные мастера очень высоко ценились за океаном.

В то время только лишь в ВХА "Виннипег Джетс" решился "отвалить" миллион долларов Бобби Халлу. Причём единоразово, в качестве подъёмных. А в НХЛ столько не зарабатывал вообще никто.

Но вернемся к советским спортсменам. В те годы возможность отъезда играть в Канаду или США являлось чем-то из области фантастики. Как подметил Александр Якушев: "...
мы все понимали, что легально уехать невозможно. Даже затевать разговор на эту тему было бессмысленно."

Тем не менее, Борис Петрович высказал такую мысль: "
Меня в Советском Союзе все устраивало, но я думаю, что ни в одной команде НХЛ я бы не затерялся."

И действительно, этот мужественный и целеустремлённый нападающий, блиставший на хоккейных аренах страны и мира, не боялся абсолютно никого. На льду "армеец" всегда был нацелен на ворота, проявляя при этом присущую ему смелость и решительность.

Изображение с яндекс.картинки (Б.Михайлов против Большого Фила)
Изображение с яндекс.картинки (Б.Михайлов против Большого Фила)

Интересный факт: известный канадский специалист Скотти Боумэн отметил, что хотел бы видеть в Зале хоккейной славы в Торонто именно Б.Михайлова: "По своему уровню Михайлов, вне всяких сомнений, должен быть в Зале хоккейной славы в Торонто, хоть и не играл в НХЛ. Боец! Во всех турнирах, где они нас обыгрывали, он был чертовски хорош."

В ходе знаменитой Суперсерии-72 Борис Михайлов достойно ответил на провокации Фила Эспозито, который всячески досаждал советскому форварду: "
Он меня в икру, я его под ребро. Он меня матом по-английски, я его по-русски… И понимали друг друга. Никаких проблем!" В итоге, канадец просто возненавидел Б.Михайлова.
"
Знаете, почему еще Фил тогда завелся? Он привык, чтобы его боялись, почтительно расступались." - рассуждал Борис Петрович. Но, как говорится, канадец не на того напал.

Но уже в наше время Эспозито поменял своё мнение, рассказав о состоявшемся диалоге с нашим легендарным хоккеистом: "Мы с Борисом общались на 40-летие Суперсерии. Встретились в России в 2012 году. Говорю ему: "Я не люблю тебя". Он мне: "И я тебя". - "Давай я скажу - почему. Потому что ты уколол меня клюшкой между ног, а я тебе не отомстил". - "Нет, ты мне отомстил. Мне пришлось делать операцию на подколенном сухожилии из-за всех тех ударов клюшкой по этому месту, которые ты мне наносил". - "Я делал это?" - "Да". - "Тогда мы в расчете". Теперь он мой друг!"

Наравне с Б.Михайловым, безусловно, не затерялись бы в НХЛ и его многолетние партнеры по тройке нападения - Валерий Харламов и Владимир Петров. Но всё-таки история не знает сослагательного наклонения.

Изображение с яндекс.картинки (на взбрасывании - В.Петров)
Изображение с яндекс.картинки (на взбрасывании - В.Петров)

Таким образом, хорошо то, что наши великие спортсмены радовали своей игрой именно советских, а не североамериканских любителей хоккея. И вообще, на этот счёт существует замечательная русская народная поговорка: "Где родился - там и пригодился."

Пишите комментарии, ставьте "класс" и подписывайтесь на мой канал. И впереди Вас ждёт ещё много всего интересного.