Найти в Дзене
Любовь Петрова

"Танец" Анри Матисс 1910 г, Эрмитаж, Санкт-Петербург.

"Танец" Анри Матисс 1910 г 2 копии, первая- Эрмитаж СП, вторая в Нью-йорской галерее современного искусства, США.
"Танец" Анри Матисс 1910 г 2 копии, первая- Эрмитаж СП, вторая в Нью-йорской галерее современного искусства, США.

Анди Матисс родился во Франции в семье зерноторговца, все детство помогал отцу в лавке, но как окончил лицей уехал в Париж и поступил на юриспруденцию. Закончив образование, вернулся в родные места и устроился помощником присяжного. Его ждала спокойная размеренная жизнь клерка, если бы не один случай. Заболел он аппендицитом, и после операции ему пришлось лежать в больнице два месяца. Его мама, чтоб сыну было не скучно, принесла ему краски и бумагу, что и определило будущее великого художника Матисса.

Он бросил юриспруденцию и поступил учиться на художника. Дружил с Расселом, который познакомил его с импрессионизмом, который сразу захватил Матисса, огромное влияние на молодого художника произвели работы Ван Гога. Женился, родились дети, его работы в стиле импрессионизм продавались плохо, но он продолжал искать новые идеи. Его поиски привели к появлению нового стиля в импрессионизме - фомизм. Фомизм отличается буйством красок, отсутствием перспективы и светотени. Отказ от классического изображения объяснялось тем, что нет смысла в копировании предметов, а на холсте необходимо выражать свои эмоции. Его картины сразу стали хорошо раскупаться. В дальнейшем он познакомился с Пабло Пикассо ("Авиньонские девицы"), дружил и сотрудничал с ним до конца своей долгой и насыщенной жизни. Умер от инсульта в 85 лет.

Самыми известными картинами Матисса являются "Танец" и "Музыка" ("Танец" является визитной карточкой фовизма) .

-2

История их создания связана с Россией. Известный коллекционер Щукин любил живопись и активно скупал картины в свою коллекцию, но если, например, Павел Третьяков, скупал русскую классику с надеждами о будущем, то Щукин покупал картины ради своего удовольствия и руководствовался, безусловно, и своим вкусом, но и тем, как они будут смотреться в его особняке.

Один из залов особняка С.И.Щукина, Москва, Большой Знаменский переулок, д.8.
Один из залов особняка С.И.Щукина, Москва, Большой Знаменский переулок, д.8.

Перед знакомством с Матиссом у Щукина был сложный период, его сын утонул, жена умерла от болезни, второй сын покончил с собой, и именно в экспрессионизме, а позднее и в постэкспрессионизме с его буйством красок, он находил утешение и поддержку. Матисс на момент знакомства с Щукиным продавался очень плохо и русский коллекционер был фактически его единственным покупателем. Щукин подбадривал Матисса, уверял, что мир его еще оценит, сам то он две недели смотрел на "Посуду на столе" (первая купленная большая картина Щукиным) перед тем как окончательно влюбиться в творчество француза.

"Посуда на столе", Анри Матисс, 1900 год. Государственный Эрмитажа, СП, Россия.
"Посуда на столе", Анри Матисс, 1900 год. Государственный Эрмитажа, СП, Россия.

В 1908 году С.И. Щукин заказал художнику три полотна больших размеров в столовую в своем особняке в Петербурге. Когда были готовы первые два ("Танец" и "Музыка"), их представили на выставку. Критика была нещадной, в первую очередь, что персонажи были обнаженными. Досталось и Щукину, что он скупает всякий хлам. Русский меценат поддался первому порыву слабости, он по личным причинам стыдился картин, его сыновья покончили жизнь самоубийством и завистники упрекали в этом дурной вкус отца с его странными картинами, заставивших сделать детей такой выбор, и отказался от картин. Матисс был уничтожен таким предательством от своего верного покровителя, на чьи деньги он фактически жил. Но через два дня Щукин, промучавшись в поезде, мчавшегося из Парижа, послал Матиссу письмо с искренними извинениями: "Сударь, я нахожу в вашем панно "Танец" столько благородства, что решил пренебречь нашим буржуазным мнением и поместить у себя на лестнице сюжет с обнаженными." Сергей Иванович самолично присутствовал, как картины повесили их на самых видных местах на лестничных пролетах и приучал себя к ним, часто оставался наедине с ними, но только рыдал, что не может понять замысел великого художника.

Матисс же вот так объяснял, чего он хотел вложить в картины: «Все, что я хотел, это уравновешенного, чистого искусства, которое не беспокоит и не тревожит людей. Я хочу, чтобы каждый уставший, надорванный, изнуренный человек вкусил перед моей живописью покой и отдых».

Стоит добавить, что Щукин распорядился замазать гениталии у флейтиста так как в его доме жили барышни (позднее краску сняли).

Имеются свидетельства, что картины были написаны Матисом под впечатлением от романа Толстого "Война и мир". Отечественная война была одинаково близка и русским, и французам, а роман был популярен во Франции. Танец является прообразом войны, вот поэтому он настолько экспрессивен и эмоционален, с изображением падающей девушки. "Пение" прообраз мира, а прообраз картины "Купание" предполагался покой.

Так же именно из-за романа была сильно завышена цена на картины: Матисс прочувствовал русский менталитет самодостаточности, что русский дворянин все равно купит (в книге дворяне проигрывали крупные суммы денег и возвращали долги).

Третья картина под названием "Купание" так и не было завершена. Остался только ее эскиз.

Эскиз "Купания"
Эскиз "Купания"

Существует эскиз и "Танца", созданного в 1909 году, его считают первой версией картины. Сразу заметно как картина теряет в экспрессии при другой цветовой гамме.

Матисс, Анри Танец (первая версия). 1909,Музей современного искусства, Нью-Йорк
Матисс, Анри Танец (первая версия). 1909,Музей современного искусства, Нью-Йорк

Существует и третья версия картины (вторая, как Вы понимаете, та, что экспонируется в Эрмитаже). Она написана в 1931 году для американского коллекционера Бранса и выставляется сейчас в Музеи современного искусства в Париже. Она создана для арочных проемов техникой декупажа (вырезанные и раскрашенные фигуры, прикреплены на холст, а краской заполняется пространство между ними).

Третья версия "Танца" 1931 г. Музей современного искусства, Париж.
Третья версия "Танца" 1931 г. Музей современного искусства, Париж.

После революции коллекция Щукина была национализирована. Сам эмигрировавший Щукин отказался от претензий на свою коллекцию, выражая патриотическое желание оставить ее родине.

В 1918 году особняк на Знаменке превратился в Первый Музей новой западной живописи (Вторым стала усадьба коллекционера Морозова на ул. Пречистенка, 21). В 1923 году эти музеи были объединены в Государственный Музей западного искусства, что на пять лет раньше создания самого крупного и эталонного в мире Нью-Йоркского музея современного искусства. Это стало возможным благодаря тому, что Морозов и Щукин проявили интерес и по достоинству оценили работы Сезанна, Ван Гога, Гогена, Матисса и раннего Пикассо раньше, чем это сделали музеи других стран.

Но в 1948 году из-за идеи космополитизма (человек принадлежит миру, а не отдельному государству), но скорее всего в первую очередь из-за борьбы с низкопоклонством перед Западом, музей расформировывают. Экспонаты музея были фактически рандомно распределены между Пушкинским музеем в Москве и Эрмитажем в Ленинграде. В 2013 году витала идея вернуть все из Санкт-Петербурга в Москву и воссоздать снова Музей западного искусства. Но от идеи отказались. А жаль, я как москвичка слегка негодую.

Итак, в чем шедевральность "Танца"? В простоте, когда фигуры передаются несколькими штрихами. Напором и эмоциональностью, которое показано смелым использованием в картине только трех красок. Ощущение движения, когда ни фон, ни одежда, ни прочие детали не отвлекают от движения фигур. Картина вызывает необъяснимое потрясение у зрителя и он пытается разобраться в своих чувствах.