Найти тему
irinamuhina.expert

ДОЛЯ ЖЕНЩИНЫ В СУДЬБАХ БУДУЩЕГО ВРЕМЕНИ

Автор Иеромонах Александр.

*Автор канала не разделяет все мысли этой статьи, но готова обсуждать разные точки зрения на долю женщины.

Много прекрасных произведений посвящены за тысячелетия существования жизни на Земле прекрасной половине. Не вдаваясь в языческое предание прошлого, из уроков библейских нам известны подвиги жен, на которых хотелось бы равняться молодым девицам и зрелым хозяйкам и престарелым нашим милым опекунам, вкусившим полноту радостей, страданий и опыта устроения семейного уюта. Наиболее известные библейские герои – это отважная Юдифь, целомудренная Сусанна, преданная Руфь, многодетная близорукая Лия, любящая Рахиль, рассудительная и осторожная Ревекка и многие, многие другие, на которых надобно было бы равняться современному поколению, не говоря уже об Анне и Иоакиме, родителях Марии, Елисавете и Захарии, родивших Иоанна. Конечно, известны и такие, как жена Потифара, пытавшаяся соблазнить Иосифа и, не добившись успеха, оклеветавшая его.

 Слева направо: Танец Мириам, иллюстрация из Томичов псалтир, Болгария, XIV век. \ Танец Мириам по поводу возвращения её отца к матери, картина Ансельма Фейербаха, 1862 год.

Источник: https://kulturologia.ru/blogs/010522/53063/
Слева направо: Танец Мириам, иллюстрация из Томичов псалтир, Болгария, XIV век. \ Танец Мириам по поводу возвращения её отца к матери, картина Ансельма Фейербаха, 1862 год. Источник: https://kulturologia.ru/blogs/010522/53063/

Во времена распространения христианства также из житийных историй известно немало случаев, когда монахи и иноки претерпевали клевету, сокрытую на долгие годы и десятилетия, но открывавшуюся впоследствии. Так, преподобная Феодора, под именем инока Федора подвизавшаяся в мужском монастыре Октодекат, была оклеветана в том, что соблазнила дочь владельца гостиницы, и только сказала: «Простите меня, отцы святые, грешен я», − и затем долгие годы воспитывала сына обманщицы, будучи изгнанной из монастыря, поскольку скрывала свой пол. Воспитанный ею сын впоследствии стал добрым отцом, наставляющим чад своих на путь спасения.

Некая девушка забеременела и соврала всем, что отец ребенка − преподобный Макарий Египетский, будто это он соблазнил ее. Избитый родственниками, святой не стал спорить, доказывая свою невиновность, и спокойно продолжал жить в пустыне, молился, плел вдвое больше корзин и посылал деньги несчастной врушке, а когда ей пришло время рожать, она никак не могла разродиться и мучилась до тех пор, пока не назвала настоящего отца ребенка. Потрясенные селяне собрались идти просить у отшельника прощения, но, не дожидаясь этого, он навсегда ушел жить в другую пустыню.

Подобно и одна богатая вдова Меланфия, богатая имуществом, но нищая добрыми делами, не посчитала для себя зазорным оклеветать святую Евгению, подвизавшуюся под мужским именем Евгений в мужском монастыре, словами, будто «он, считая меня за одну из бесчестных и бесстыдных женщин, начал понуждать к дурному делу, сначала льстивыми словами, а затем хотел употребить насилие; и если бы я не закричала и рабыня не поспешила прибежать на мой зов, то этот бесстыдный юноша, наверное бы, осквернил меня насилием, как варвар пленницу», − вызвав в народе негодование к христианам с требованиями жестоких наказаний. На обвинения правителя Евгения кротко отвечала: «Господь мой, Иисус Христос, Которому я служу, учит чистоте и обещает вечную жизнь хранящим непорочное девство». Но приведенная рабыня прибавила ложь ко лжи, чтобы угодить своей госпоже, − ибо как же она могла сказать против нее, но Евгения избрала крайнюю меру свободно исповедать истину, чтобы «не торжествовала безмерно возводимая на нас ложь и не ходили среди язычников худые слухи о христианах. Так и жены, живущие в страхе Божием, сподобляются достоинства мужей, и люди одного пола не могут быть верой выше людей другого пола, ибо, по слову апостола Павла, нет у Бога различия между мужем и женой, «ибо все вы одно во Христе Иисусе» (Гал. 3:28)». С этими словами она разодрала сверху свою одежду, обнажила часть своего святого и чистого девического тела, и правитель увидал, что она женщина. Меланфия же исполнилась великого страха и стыда, и не успела еще она уйти с места суда, как огонь ниспал с неба на ее дом и сжег его до основания. Так Евгения пожертвовала своей тайной ради того, чтобы защитить христиан от гонений.

Так и некий отец Евгений с дочерью Марией вступили в монастырь, изменив ее имя на мужское – Марин. Некоторое время спустя преподобный Евгений преставился к Богу в иноческом чине, так что дочь его Мария, или, иначе, отрок Марин, осталась сиротой, и враг человеческий, не терпя столь добродетельного жития юной отроковицы в мужском образе, ее любви к Богу, усердия в трудах иноческих подвигов и неуклонного терпения, восстал на нее, чтобы обесславить. Он хитрым своим коварством устроил пагубу, опять же через совращение воином дочери хозяина гостиницы, научившего ее обвинить во всем Марина, который с бесчестием был изгнан из монастыря. По прошествии трех лет братия стала жалеть о Марине. Иноки, собравшись, пришли к игумену с просьбой возвратить брата Марина с ребенком, который, следуя постоянно за Марином, называл его как отца и просил у него пищи. Преподобный Марин заботился о воспитании отрока. Когда он подрос, то, по молитвам своего мнимого отца, стал преуспевать в смирении и молитвах: был любим всеми за свою добродетель и принял иноческий сан. После длительной болезни Марин преставился ко Господу, и иноки узнали о том, что он женского пола, испытав стыд и угрызения совести о незаслуженно принятом ими обвинении брата, а виновница, мучимая все это время нечистым духом, исцелилась лишь после покаяния у могилы инока в том, что истинным виновником ее растления был воин.

Такова была и Аполлинария, старшая царская дочь, упросившая родителей научить ее девственной, богоугодной жизни, и тогда они привели к ней опытную инокиню, которая научила ее читать божественные книги. Оставив дом, путешествуя по святым местам, она тайно сошла с колесницы, пребывая в пустыне около болота, из которого поднимались целые облака язвительных комаров. Тело девицы, выросшей в царской роскоши, потом стало похожим как бы на броню черепахи, ибо она иссушала его трудами, постом и бдением и отдавала на съедение комарам. Затем она стала инокиней в братском монастыре с именем Дорофей, и дьявол умыслил пресечь ее подвиги, внушив родителям, что их младшую дочь вымолить сможет лишь инок Дорофей, на что она согласилась и, умилосердившись над бесноватой, взяла ее в свою келью. Узнав в ней свою сестру, преподобная со слезами радости обняла ее и сказала: «Хорошо, что ты пришла сюда, сестра!» И здесь, в келии, воздев руки к Богу, со слезами молилась о сестре своей. Тогда дьявол, не будучи в состоянии противиться силе молитвы, громко закричал: «Беда мне! Меня гонят отсюда, и я удаляюсь!» А выздоровевшую сестру свою Аполлинария привела в церковь.

Родители были рады, видя свою дочь здоровой, однако дьявол снова вошел в царскую дочь, но не мучил ее, как прежде, а дал ей вид зачавшей женщины. Царь пришел в сильное раздражение и с гневом требовал выдать им черноризца, оскорбившего так жестоко царскую дочь, а в случае противления угрожал истребить всех скитников. Когда Дорофея привели к Анфемию, инок упал к его ногам с просьбой пообещать, что, узнав истину, отпустят его на место жительства: «Я открою вам великую тайну, доселе тщательно сохранявшуюся мною». − И Аполлинария сняла покров с груди своей, и царь с царицею увидели, что пред ними не мужчина, а женщина. «Отец, я дочь твоя, Аполлинария!» − Узнав в ней свою дочь, родители чрезвычайно обрадовались и пролили в тот день немало радостных слез. Ей хотели дать много золота, чтобы она отнесла его в скит на нужды святых отцов, но она не захотела взять его. «Отцы мои, − сказала она родителям, − не имеют нужды в богатствах сего мира; мы заботимся только о том, чтобы не лишиться благ небесных».

Подобных случаев духовной победы над мирским расположением духа история сохранила немало в свидетельствах Святого Предания в наследство современникам. Оружием же легковесно рассуждающих лиц женского пола являлась изначально клевета, подстрекательство, приводящие к трагедии личной, либо семейной, и даже больших масштабов, подвергая опасности немалое количество невинных судеб; в настоящие дни аппетиты возмездия, травли и мщения увеличиваются до неконтролируемых размеров.

Традиционно женщина предстает в обществе как хранительница семейного очага, как мать, воспитывающая своих детей и, зачастую, приемных, как прилежная учительница, воспитательница, сестра милосердия. Хотелось бы сохранить за ней самые светлые черты до последних времен и пришествия Спасителя. Но в последнее время общество сталкивается все чаще с вопиющими случаями насилия над детьми, мародерства, прямого хищения, вымогательства, шантажа, участия в крупных махинациях, незаконных сделках, бухгалтерских спекуляциях, во главе которых стоят именно прекрасные женщины. Вот с такими недостатками предстают современникам немецкий политик, председатель Европейской комиссии Урсула фон дер Ляйен, экс-премьер-министр Великобритании Лиз Трасс, заместитель госсекретаря США Виктория Нуланд, американский политик-демократ Нэнси Пелоси, бывший премьер-министр Украины Юлия Тимошенко, президент Молдавии Майя Санду, самая молодая премьер- министр Финляндии Санна Марин − все они прямо призывают и толкают народ, который им по должности необходимо защищать, на братоубийственную войну. Дональд Трамп остановил у порога Белого дома предвкушавшую начать Армагеддон Хиллари Клинтон, которая упивалась радостью при просматривании ролика уничтожения их врага Муаммара Каддафи, преследовавшего не худшую цель − поднять свой народ из нищеты и зависимости от природных условий проживания. И таковых примеров становится все больше. Подобно и Светлана Викторовна Штукова, управлявшая в городе на многих местах, ей доверенных, также замечена в нарушениях, вызывая недовольство жителей Северной столицы, потворствуя нецелевому использованию городских объектов. Возможно, для нее простительны многие случаи отступления от традиций, случавшиеся по причине малой компетенции и отсутствия организованности среди граждан города. Но и в нашем конкретном случае труженики общественной организации, даже получив здание по улице Кирилловской, 11, едва ли были знакомы с историей жизни игумении Таисии, с ее трудами на благо созидания своего народа, − и только с годами, при создании трехтомника, посвященного автобиографии подвижницы и совершенным ею трудам на ниве служения Церкви, становилось ясным все величие ее дел и необходимость просветительства перед лицом Церкви значимости влияния и важности ее служения на поприще патриотического воспитания молодежи. Игумения Таисия, подобно великой духовной просветительнице родной земли княгине Ольге, замечательным представительницам русской литературы, искусства и науки Анне Ахматовой, Галине Улановой, конструктору ракетных двигателей Наталье Малышевой, кандидату наук механико-математического факультета НГУ Ирине Мухиной, легендарным, беззаветно служившим Родине летчице Марине Расковой, Ульяне Громовой, Зое Космодемьянской, навсегда вписала свое имя в историю прославления Руси, и потому память о ней желательно хранить для потомков.

Но не так настроены были те, которые решили закрыть дом великой славы со всех сторон высокими жилыми постройками, ублажая не только сиюминутных воротил народного безверия и равнодушия, но и организованно согласившихся потуже набить карманы американскими банкнотами, оставляя патриотам кухонное право торжественно бить себя в грудь, исповедуя принадлежность к неравнодушным за судьбу страны, города и будущего поколения. Не остаются ли в нас силы честно признать свою человеческую немощь, прикрываемую последними каплями доверия информационным каналам. Ведь на самом деле виноваты мы все, поддавшись на крутом вираже истории довериться новой программе развития, отказавшись от всего церковного и добровольно-насильственно вверившись государственной программе, заменившей церковно-приходское воспитание доверием к образованию светскому. Становятся понятными слова Ф. М. Достоевского о том, что он предпочитает остаться со Христом, отказавшись даже от самой невероятной и правдоподобной истины, если в ней отсутствует Христос, и апостол Павел добавляет: «Распятый на Кресте Христос». И прошлое столетие показало русскому народу, насколько часть населения увлечена была идеями большевизма и коммунизма, пытаясь и поныне отстоять точку зрения заслуг развития ими и сохранения страны, хотя развала коммунистических убеждений избежать так и не удалось, неумело скрывая прорехи, несостоятельность и опасность половинчатых суждений. И, как результат, получив раскаяние блудного сына в стране далекой, где нельзя было насытиться даже свиными рожками, вспомнив о том, что в доме отца наемники пребывают в лучшем положении, чем он, избравший самостоятельность, никак не находя в себе сил воплотить намерение вернуться с раскаянием под милующую руку Творца. Недавно еще сотни тысяч молодых девушек укатили за границу в поисках «красивой» жизни и пропали в небытии, и тысячи мальчиков перебили друг друга, организовавшись в ОПГ, умело управляемых недобросовестными сценаристами. А ныне родители водят своих детей на шоу-программы, истощая их до нуля уже в детском возрасте. Привело ли это общественное мнение к раскаянию, к желанию поменять или самим поменяться − хотя бы ради блага детей? Рождение ребенка даровано матери, а воспитание − обществу, но почему такой страх присутствует в матерях, противящихся привитию ребенку настоящих знаний и воспитанности с детства, которое, кроме образования светского, также имеет первостепенное значение. И, как итог, в школах поныне остается нерешенным вопрос, с каким образованием выпускать детей из школы: нравственно нейтральных и толерантных или все же использовавших время на развитие в себе доверия к Живому Богу, − не принесет ли именно такое воспитание, исключающее тиранию в опеке, большую пользу и государству, и народу. Часто удается просматривать ролики собеседования двух или нескольких особ, которые, вроде, и православные, и свободные в выборе, − и при этом рассуждающие о параллельных религиозных системах, типа индуизма, буддизма, ислама и других, что очень напоминает соглашение дам о том, что, мол, мой папочка, вроде, ничего, но интересно разобраться, что все-таки за забором, каковы все-таки соседи, − что очень похоже на легковесный флирт, необдуманное отступление, грозящее элементарным предательством интересов веры и своих близких.

Новый курс на доверие к русской истории, имеющий научные доказательства и обоснования, приведет к положительному и ожидаемому всеми прекрасному результату. А тем, кто перестраховывается, якобы заботясь о равноправии религий, хочется внятно объяснить, что из бывших союзных республик в Россию стремятся именно потому, что могут здесь приобрести для себя самое ценное – приобщиться к свободному союзу с Богом, и лишь этого все они желают и готовы к преображению, если только на это будет соизволение власть имущих.

Потому и не имеет смысла скрывать за жилищной уплотниловкой дом имперской значимости по улице Кирилловской, а, приняв решение, украсить данный исторически значимый небольшой участок Центрального района, чтобы слава его освящала сердца горожан, желающих вырасти духовно до подвига святой игумении Таисии, с гордостью взирая на прекрасный образец искусства в Северной столице, где она трудилась, заботясь о будущем поколении. О научном обосновании веры можно поговорить при желании действительно разобраться в этом вопросе.