Найти тему

О музыке...

Музыка - универсальный язык социальной коммуникации. Во всех странах мира люди организуются по интересам вне зависимости от социального статуса, возникает масса фан- клубов, где проводят досуг, слушая рок, джаз, классическую музыку и т.п.

Выражая мысли и эмоции человека в слышимой форме, музыка служит средством общения людей.

Музыкальный язык человек слышит, как и разговорный, еще в утробе матери. Человеческая речь наполовину музыкальна, ибо интонационна. Новорожденный отзывается прежде всего на интонацию (музыкальную часть) речи и только значительно позже начинает осознавать смысловую нагрузку слов. Это дает право предположить, что понимание музыкального языка как языка интонационного развивается в сознании ребенка значительно ранее понимания разговорной речи. В этой связи вспоминаются слова древнего мыслителя Платона о том, что музыка должна изучаться прежде всех других предметов, потому что в ней – ключ понимания Вселенной в ее балансе логики и чувства.

Когда-то давно я повышала свою квалификацию на курсе "Психологические основы музыкотерапии". Мы изучали разные авторские методики, а также научные эксперименты в области музыкального воздействия на организм. Но я не буду здесь подробно рассказывать об этом, многие уже знают, а если не знают, могут поискать на просторах интернета. Хочу только поделиться своим личным опытом. Работая с детьми дошкольного возраста, мне было интересно самой провести некие эксперименты и на деле подтвердить научные исследования. На тот момент я проводила музыкальные занятия в частном саду, где были небольшие группы детей до 10 человек. На занятиях мы обычно не только поем, танцуем, водим хороводы, но и обязательно слушаем музыку, а потом делимся чувствами, кто что услышал. В момент прослушивания я часто прошу детей закрыть глаза и что-нибудь представить. Слушаем разные жанры, но не только известную классику, также еще и стилизацию (классику в обработке и разные современные композиции). Однажды, при прослушивании композиции "Шербурские зонтики" М.Леграна. один 6-летний мальчик вдруг заплакал. На мой вопрос "что случилось" он ответил, что музыка очень грустная и очень красивая, и ему стало очень печально в этот момент. Да, далеко не все дети так эмоционально реагируют на музыку, но каждый ребенок индивидуален и неповторим. И подобная реакция этого мальчика была доказательством не только его "тонкой душевной организации", но именно психологическим воздействием музыкой на его чувства.

Приведу еще один пример, но уже про исследование о феномене цветного слуха.

Существуют разные методики, в которых музыкальные тональности представляют цветовую палитру. Этим занимался А. Скрябин, Н. Римский-Корсаков и другие. Есть и относительно современная методика - цветовая диагностика В. Элькина.

И вот, однажды, в одной старшей группе, после активных танцевально-пластических упражнений, я предложила детям немного отдохнуть. Улечься на пол, расслабиться, закрыть глаза и послушать спокойную музыку, которую я буду играть на фортепиано (здесь важно слушать именно живое звучание инструмента). В момент прослушивания желательно представить что-то, какой-то образ, "нарисовать" в голове рисунок. Играла я в определенной тональности (по методике выбрала цвет и соответствующую этому цвету тональность), уже не помню какую композицию, но задумка была в том, чтобы проверить услышат ли дети этот цвет. После завершения прослушивания, я у каждого ребенка спрашивала что он "нарисовал" и какими цветами. Из 7 детей трое точно определили цвет, согласно цветовой музыкальной палитре Н.Римского-Корсакова.

Спасибо, что уделили внимание моему рассказу. В напутствие хочу пожелать всем добра, мира и почаще слушать проникновенную музыку!