Найти тему

Pas de deux

1,2K прочитали

Балетная терминология, как и любая другая специальная, не всегда понятна простому человеку. И зритель, который пришел на балет, порой не знает, как и что называется.
Например, не все знают, что такое па-де-де (pas de deux) и из каких частей оно состоит. Поэтому и появляются в отзывах фразы типа: "нам повезло, для нас танцевали "на бис"". А на самом деле то, что зрители приняли за бисовку, было всего лишь кодой.

Светлана Захарова и Денис Родькин. tr.pinterest.com
Светлана Захарова и Денис Родькин. tr.pinterest.com

Честно говоря, я уже и не помню, когда в Большом театре последний раз что-то танцевали "на бис". Наверное, это было в балете "Дон Кихот" когда Галина Степаненко исполняла "на бис" 32 фуэте. И, кстати, это было, как мне кажется, не однажды. Но очень давно.

Однако вернемся к па-де-де. Па-де-де (pas de deux) в дословном переводе с французского означает танец двоих. Но не каждый танец для двоих - это па-де-де.

У классического па-де-де четкая структура, которая чаще всего состоит из 5 частей: антре, адажио, мужской и женской вариации и коды. Причем кода состоит из нескольких фрагментов.

Первый выход в паре называется антре. Дальше идет адажио. Затем идут вариации: его и ее. Заключительной частью па-де-де является когда и совместный финал.

Замечательным примером такого классического па-де-де, на мой взгляд, является так называемое "Вставное па-де-де" (в программке она указывается просто "Па-де-де") в балете "Жизель".

А вот в последнем акте "Дон Кихота" идет Grand Pas. Оно включает в себя еще и выход артистов кордебалета плюс две вариации солисток. И, по сути, является завершением всего балета.

Неожиданно нашла в интернете запись 1976 года. Нина Сорокина и Александр Годунов.

Еще один пример классического па-де-де в исполнении Марии Александровой и Николая Цискаридзе.

И, пожалуй, одно из моих самых любимых. Классическое па-де-де Баланчина.

Надеюсь было полезно и интересно.