Найти тему

Сокровища со всего света. Уникальная коллекция эмалей профессора Халили. Часть II

Оглавление

В этой статье мы продолжаем знакомиться с шедеврами эмальерного искусства из выдающейся коллекции профессора Халили. Первая часть тут.

Ларец. 1897

Германия

© Khalili Collections
© Khalili Collections

Этот чудесный ларец связан с интересной исторической личностью – первой королевой Румынии Елизаветой Нойвидской. Любопытно, как распорядилась судьба, королева Елизавета, как и ее преемница королева Мария, была абсолютным романтиком. С раннего детства принцесса Елизавета увлекалась поэзией и мечтала стать учительницей. Второе по понятным причинам было невозможно, а вот поэтессой и писательницей она стала и в конце XIX века была очень популярной. Елизавета публиковалась не под собственным именем, а взяла себе псевдоним Кармен Сильва – «Лесная песнь» (от латинских слов Sylva – лес и Carmen – песнь). Ее литературное наследие было велико, с 1880 по 1893 год она опубликовала 6 крупных эпических произведений, 5 лирических сборников, 6 драм, не говоря о сказках, либретто для опер, о многочисленных романах и повестях, многие из которых были переведены на французский, английский, русский и другие языки (ее роман «Из двух миров» был напечатан в России в журнале «Северный вестник»). А еще она сама переводила на немецкий язык румынский фольклор, желая познакомить Европу с культурой своей страны.

Елизавета Нойвидская, 1882. Королевская коллекция Великобритании
Елизавета Нойвидская, 1882. Королевская коллекция Великобритании

Румыны любили свою королеву, она же очень полюбила свою вторую родину. Елизавета окружила себя румынскими фрейлинами, которых опекала и поддерживала, помогая многим устроить свою жизнь, поощряла кустарную промышленность, открывала рукодельные школы, поддерживала художников, писателей и музыкантов, которые сформировали вокруг нее своеобразный богемный двор. Многих из них в знак уважения королева одаривала изысканными подарками. Одним из таких был художник Жан-Жюль Антуан Леконт дю Нуи.

Надар. Жан-Жюль Антуан Леконт дю Нуи. Конец XIX века
Надар. Жан-Жюль Антуан Леконт дю Нуи. Конец XIX века

Он был известным французским мастером исторической, мифологической, жанровой, религиозной и портретной живописи. В 1895 году Антуан приехал в Бухарест, где его брат Андре Леконт дю Нуи был придворным архитектором короля Кароля I. Во время своего пребывания в Румынии Антуан украсил восстановленные братом церкви фресками в неовизантийском стиле, а также создал немало портретов королевской четы.

© Khalili Collections
© Khalili Collections

Королева очень тепло относилась к художнику и заказала для него особенный подарок – серебряный ларец, богато украшенный эмалью. Ларец был создан придворным румынским ювелиром и серебряных дел мастером Паулем Тельге, фирма которого изготавливала для королевского двора самые разные ювелирные изделия.

© Khalili Collections
© Khalili Collections

Изображенные на ларце сцены и изречения, посвященные творческому гению, предложила сама королева, а кроме того она повелела ювелиру поместить на внутренней стороне надпись: «Елизавета. Кармен Сильва. Поэт по милости Божией, Королева по воле людей». Использование королевской и литературной рукописных подписей сделало это изделие очень личным подарком, которым она с одной стороны отмечала художественный талант мастера, а с другой – свое творческое родство с ним.

Веер. 1870

Швейцария

© Khalili Collections
© Khalili Collections

Этот веер (к сожалению, не удалось найти его полную фотографию) был создан для правителя Египта Исмаила-Паши в Швейцарии в 1870 году. Исмаил-паша был известен своими реформами, способствовавшими модернизации Египта. Получив образование во Франции, он мечтал сделать Египет «частью Европы».

Исмаил Паша. 1860-1890 годы. Библиотека конгресса США
Исмаил Паша. 1860-1890 годы. Библиотека конгресса США

С юности Исмаил-Паша много путешествовал и был неплохо знаком с европейским декоративно-прикладным искусством. Неизвестно по какому поводу был заказан этот веер, но то, что веер сочетает в себе элементы европейской и восточной культур было очень символично.

Форма веера была вдохновлена древними египетскими опахалами, тогда как в декоре основания использованы цветочные мотивы, свойственные для каджарского искусства эмали, которое в свою очередь развивалось под влиянием европейского. Передняя панель основания веера украшена написанным в европейском духе изображением военных трофеев под королевской короной и полумесяцем. В центре расположена картуш из полупрозрачной синей эмали с золотыми инициалами IP (Исмаил-Паша), написанными не арабским, а готическим шрифтом.

В Швейцарии во второй половине XIX века производили множество предметов, экспортируемых на Восток, в связи с чем художественное качество продукции было невысоким. Но этот веер, заказанный для выдающегося правителя, значительно превосходит большинство швейцарских экспортных ювелирных изделий.

Три зарфа. Середина XIX века

Швейцария

© Khalili Collections
© Khalili Collections

Традиционно в исламских странах кофе подавали в маленьких керамических или стеклянных чашечках филджанах, которые были вставлены в специальные подставки – зарфы. Они были предназначены для того, чтобы чашечка не обжигала руки пьющего.

В XIX веке зарфы превратились в очень изысканные произведения искусства. Часто их изготавливали из золота и богато украшали эмалью и драгоценными камнями. В коллекции Халили есть три чудесных зарфа, созданный в Женеве в середине XIX века предприимчивыми ювелирами, осознавшими весь потенциал восточного рынка, для которого они начали создавать традиционные восточные изделия.

И хотя эти изделия не являются вершиной мастерства швейцарских ювелиров, они все же очень интересны. Мастер использовал при создании подставок филигрань, сделав зарфы ажурными и дополнил их эмалевыми вставками с изображением музыкальных инструментов, а также рельефными изображениями виноградных листьев, к которым прикреплены жемчужины, имитирующие виноград.

Две вазы. Около 1910 года

Япония, Нагоя

© Khalili Collections
© Khalili Collections

В июне 1911 года в журнале Studio вышла статья Харада Дзиро о японских перегородчатых эмалях, которая была проиллюстрирована фотографией вазы работы Каваде Шибатаро, имеющей почти такую же роспись павлиньими перьями (роспись горлышка в вазе из журнала Studio иная), как и вазы Халили, и такую же форму, отличающуюся лишь наличием дополнительного декоративного кольца у основания вазы.

Страница из журнала Studio. Июнь, 1911 года
Страница из журнала Studio. Июнь, 1911 года

Учитывая, что на сегодняшний день известно несколько таких павлиньих ваз с разными основаниями, атрибутированных студии Шибатаро, можно предполагать, что и пара из коллекции Халили была создана там же.

Мотив павлиньего пера на ярко-бирюзовом фоне отчетливо напоминает европейский модерн, под влияние которого попали японские мастера, постоянно ориентируясь на экспортный рынок. Любопытно, как модерн, взращенный на традиционном японском искусстве в итоге начал его подавлять – японские эмальеры стремились создавать то, что, по их мнению, удовлетворит вкусы западных коллекционеров, в ущерб собственной уникальной эстетике. Но многие европеизированные японские произведения в итоге все же стали востребованными в Европе и вазы Шибатаро являются одними из таких.

Впервые они были созданы в самом конце XIX века, а затем продолжали изготавливаться и поставляться в Европу все следующее десятилетие. Сам же мастер известен тем, что представлял Японию практически на всех мировых выставках конца XIX века – начала XX века в Европе и Америке, а еще разработал множество технических новшеств в области эмали.

Рамка для фото. 1899 – 1903

Россия

© Khalili Collections
© Khalili Collections

Любая коллекция эмалей не будет полной без экземпляров, созданных фирмой Фаберже – выдающейся ювелирной компанией конца XIX – начала XX века. В коллекции Халили несколько предметов, но мне особенно нравится эта милая рамочка с круглым окном, желтым фоном и изображенными на нем нежными нарциссами.

Эта рамочка является одним из многих изделий, созданный в мастерской Михаила Перхина – ведущего ювелира фирмы Фаберже. Он пришел в фирму в 1886 году, а два года спустя с помощью Карла Фаберже получил разрешение на открытие собственной мастерской, которая в течение следующих 15 лет будет исполнять большинство заказов, в том числе 28 императорских пасхальных яиц. Согласно существующим данным мастерская Перхина изготовила не менее 20 тысяч ювелирных изделий.

Михаил Перхин. Конец XIX века
Михаил Перхин. Конец XIX века

Рамка с нарциссами интересна тем, что цветы созданы в японской технике мориаж, являющейся разновидностью перегородчатой эмали клуазоне, но отличающейся от нее тем, что рисунок получается не плоским, а рельефным. На рубеже XIX – ХХ веков в России эта техника была абсолютно новаторской и нет документальных сведений, подтверждающих, что мастера Фаберже ее разрабатывали. Однако, сам Фаберже интересовался японским искусством (у него была большая коллекция нэцке), а кроме того в Петербурге на Невском проспекте был известный магазин, торговавший японскими товарами, где Фаберже и Перхин вполне могли увидеть японские изделия в технике мориаж и вдохновиться на создание собственных изделий в этой технике.

Продолжение следует…

Дорогой читатель, я искренне благодарна Вам, что дочитали до конца эту статью. Если статья Вам понравилась, поддержите ее лайком и подписывайтесь на мой канал.

С уважением, искусствовед Екатерина Илюшкина!