В этой статье мы продолжаем знакомиться с шедеврами эмальерного искусства из выдающейся коллекции профессора Халили. Первая часть тут.
Ларец. 1897
Германия
Этот чудесный ларец связан с интересной исторической личностью – первой королевой Румынии Елизаветой Нойвидской. Любопытно, как распорядилась судьба, королева Елизавета, как и ее преемница королева Мария, была абсолютным романтиком. С раннего детства принцесса Елизавета увлекалась поэзией и мечтала стать учительницей. Второе по понятным причинам было невозможно, а вот поэтессой и писательницей она стала и в конце XIX века была очень популярной. Елизавета публиковалась не под собственным именем, а взяла себе псевдоним Кармен Сильва – «Лесная песнь» (от латинских слов Sylva – лес и Carmen – песнь). Ее литературное наследие было велико, с 1880 по 1893 год она опубликовала 6 крупных эпических произведений, 5 лирических сборников, 6 драм, не говоря о сказках, либретто для опер, о многочисленных романах и повестях, многие из которых были переведены на французский, английский, русский и другие языки (ее роман «Из двух миров» был напечатан в России в журнале «Северный вестник»). А еще она сама переводила на немецкий язык румынский фольклор, желая познакомить Европу с культурой своей страны.
Румыны любили свою королеву, она же очень полюбила свою вторую родину. Елизавета окружила себя румынскими фрейлинами, которых опекала и поддерживала, помогая многим устроить свою жизнь, поощряла кустарную промышленность, открывала рукодельные школы, поддерживала художников, писателей и музыкантов, которые сформировали вокруг нее своеобразный богемный двор. Многих из них в знак уважения королева одаривала изысканными подарками. Одним из таких был художник Жан-Жюль Антуан Леконт дю Нуи.
Он был известным французским мастером исторической, мифологической, жанровой, религиозной и портретной живописи. В 1895 году Антуан приехал в Бухарест, где его брат Андре Леконт дю Нуи был придворным архитектором короля Кароля I. Во время своего пребывания в Румынии Антуан украсил восстановленные братом церкви фресками в неовизантийском стиле, а также создал немало портретов королевской четы.
Королева очень тепло относилась к художнику и заказала для него особенный подарок – серебряный ларец, богато украшенный эмалью. Ларец был создан придворным румынским ювелиром и серебряных дел мастером Паулем Тельге, фирма которого изготавливала для королевского двора самые разные ювелирные изделия.
Изображенные на ларце сцены и изречения, посвященные творческому гению, предложила сама королева, а кроме того она повелела ювелиру поместить на внутренней стороне надпись: «Елизавета. Кармен Сильва. Поэт по милости Божией, Королева по воле людей». Использование королевской и литературной рукописных подписей сделало это изделие очень личным подарком, которым она с одной стороны отмечала художественный талант мастера, а с другой – свое творческое родство с ним.
Веер. 1870
Швейцария
Этот веер (к сожалению, не удалось найти его полную фотографию) был создан для правителя Египта Исмаила-Паши в Швейцарии в 1870 году. Исмаил-паша был известен своими реформами, способствовавшими модернизации Египта. Получив образование во Франции, он мечтал сделать Египет «частью Европы».
С юности Исмаил-Паша много путешествовал и был неплохо знаком с европейским декоративно-прикладным искусством. Неизвестно по какому поводу был заказан этот веер, но то, что веер сочетает в себе элементы европейской и восточной культур было очень символично.
Форма веера была вдохновлена древними египетскими опахалами, тогда как в декоре основания использованы цветочные мотивы, свойственные для каджарского искусства эмали, которое в свою очередь развивалось под влиянием европейского. Передняя панель основания веера украшена написанным в европейском духе изображением военных трофеев под королевской короной и полумесяцем. В центре расположена картуш из полупрозрачной синей эмали с золотыми инициалами IP (Исмаил-Паша), написанными не арабским, а готическим шрифтом.
В Швейцарии во второй половине XIX века производили множество предметов, экспортируемых на Восток, в связи с чем художественное качество продукции было невысоким. Но этот веер, заказанный для выдающегося правителя, значительно превосходит большинство швейцарских экспортных ювелирных изделий.
Три зарфа. Середина XIX века
Швейцария
Традиционно в исламских странах кофе подавали в маленьких керамических или стеклянных чашечках филджанах, которые были вставлены в специальные подставки – зарфы. Они были предназначены для того, чтобы чашечка не обжигала руки пьющего.
В XIX веке зарфы превратились в очень изысканные произведения искусства. Часто их изготавливали из золота и богато украшали эмалью и драгоценными камнями. В коллекции Халили есть три чудесных зарфа, созданный в Женеве в середине XIX века предприимчивыми ювелирами, осознавшими весь потенциал восточного рынка, для которого они начали создавать традиционные восточные изделия.
И хотя эти изделия не являются вершиной мастерства швейцарских ювелиров, они все же очень интересны. Мастер использовал при создании подставок филигрань, сделав зарфы ажурными и дополнил их эмалевыми вставками с изображением музыкальных инструментов, а также рельефными изображениями виноградных листьев, к которым прикреплены жемчужины, имитирующие виноград.
Две вазы. Около 1910 года
Япония, Нагоя
В июне 1911 года в журнале Studio вышла статья Харада Дзиро о японских перегородчатых эмалях, которая была проиллюстрирована фотографией вазы работы Каваде Шибатаро, имеющей почти такую же роспись павлиньими перьями (роспись горлышка в вазе из журнала Studio иная), как и вазы Халили, и такую же форму, отличающуюся лишь наличием дополнительного декоративного кольца у основания вазы.
Учитывая, что на сегодняшний день известно несколько таких павлиньих ваз с разными основаниями, атрибутированных студии Шибатаро, можно предполагать, что и пара из коллекции Халили была создана там же.
Мотив павлиньего пера на ярко-бирюзовом фоне отчетливо напоминает европейский модерн, под влияние которого попали японские мастера, постоянно ориентируясь на экспортный рынок. Любопытно, как модерн, взращенный на традиционном японском искусстве в итоге начал его подавлять – японские эмальеры стремились создавать то, что, по их мнению, удовлетворит вкусы западных коллекционеров, в ущерб собственной уникальной эстетике. Но многие европеизированные японские произведения в итоге все же стали востребованными в Европе и вазы Шибатаро являются одними из таких.
Впервые они были созданы в самом конце XIX века, а затем продолжали изготавливаться и поставляться в Европу все следующее десятилетие. Сам же мастер известен тем, что представлял Японию практически на всех мировых выставках конца XIX века – начала XX века в Европе и Америке, а еще разработал множество технических новшеств в области эмали.
Рамка для фото. 1899 – 1903
Россия
Любая коллекция эмалей не будет полной без экземпляров, созданных фирмой Фаберже – выдающейся ювелирной компанией конца XIX – начала XX века. В коллекции Халили несколько предметов, но мне особенно нравится эта милая рамочка с круглым окном, желтым фоном и изображенными на нем нежными нарциссами.
Эта рамочка является одним из многих изделий, созданный в мастерской Михаила Перхина – ведущего ювелира фирмы Фаберже. Он пришел в фирму в 1886 году, а два года спустя с помощью Карла Фаберже получил разрешение на открытие собственной мастерской, которая в течение следующих 15 лет будет исполнять большинство заказов, в том числе 28 императорских пасхальных яиц. Согласно существующим данным мастерская Перхина изготовила не менее 20 тысяч ювелирных изделий.
Рамка с нарциссами интересна тем, что цветы созданы в японской технике мориаж, являющейся разновидностью перегородчатой эмали клуазоне, но отличающейся от нее тем, что рисунок получается не плоским, а рельефным. На рубеже XIX – ХХ веков в России эта техника была абсолютно новаторской и нет документальных сведений, подтверждающих, что мастера Фаберже ее разрабатывали. Однако, сам Фаберже интересовался японским искусством (у него была большая коллекция нэцке), а кроме того в Петербурге на Невском проспекте был известный магазин, торговавший японскими товарами, где Фаберже и Перхин вполне могли увидеть японские изделия в технике мориаж и вдохновиться на создание собственных изделий в этой технике.
Продолжение следует…
Дорогой читатель, я искренне благодарна Вам, что дочитали до конца эту статью. Если статья Вам понравилась, поддержите ее лайком и подписывайтесь на мой канал.
С уважением, искусствовед Екатерина Илюшкина!