Я уже давно хотел пробежаться по дискографии группы Тату, и теперь у меня есть подходящая для этого рубрика с музыкальными флэшбэками, и на этой неделе приглашаю обсудить культовый 200 по Встречной. Пластинку целиком от начала до конца я, кажется, не слушал ни разу до этого месяца, поэтому мои восторги будут весьма свежими.
Эту пластинку можно обсуждать в разных контекстах. Можно размещать в учебниках по маркетингу или на её примере страдать о том, как мы пролежали Россию будущего и разные свободы. Можно рассуждать о том, насколько иронична ситуация, что 20 лет назад песни с этого альбома крутили по радио и центральным каналам, а теперь группу с этих каналов обвиняют даже в том, что они держались за руки. Наверно, кто с кем держался за руки 20 лет назад намного важнее, чем экономика, образование и культура сегодня. В любом случае, все эти социальные аспекты я обсуждать не хочу (хотя я и так уже всё сказал), а вместо этого хочу обратить внимание на музыку.
Хотя рассматривать музыку отдельно от этого проекта тяжело. Многие люди вообще сводят всю группу Тату до выходки с лесбиянками. И очень зря – они упускают неплохие треки. Но всё же понятно, почему этот имидж надёжно закрепился за девушками и преследует с тех пор: продюсеры удостоверились, что даже дурак поймёт, о чём речь. Тема лесбиянок в текстах, в клипах, в одежде, в фотосессиях, даже в самом названии группы. И дуэт действительно мог превратиться в комичный скетч о жизни подростков-лесбиянок, который забыли бы после одного хита, но что-то пошло не так.
Наверно, дело в том, каким убедительным вышел образ девушек. Такое случается нечасто, но бывает. У Ланы Дель Рей получилось с её пристрастием к смерти и старым мужчинам, у Мадонны – с её необъяснимым желанием оголяться на публике, у Леди Гаги – со странными нарядами. Вот и Тату удалось убедить зрителя в правдивости – в таком случае даже обман меня не отталкивает. Можно списать это на сценический образ и лишь похвалить девушек ещё и за актёрское мастерство. И в итоге у них получилось зацепить очень много людей: для сплетников и моралистов была история с поцелуями под дождём, а для любителей поп-музыки – очень сильный альбом (по меркам русской попсы уж точно).
Песни на пластинке затрагивают тему дружбы, подростковой любви (неважно, к какому полу), показывают ситуацию, в которой подросток может быть не понят даже самыми близкими (а для этого совсем не нужно быть лесбиянкой, знаете ли) – проблемы близкие многим во все времена, а детям поздних 80-х и 90-х уж подавно. Этот альбом – протест и изливание души в форме отчаянной танцевальной музыки.
Выбор в сторону танцевальной музыки был обусловлен популярностью европопа в России. Зарубежные продюсеры на англоязычной версии альбома потом больше подчеркнули сторону рока, но на оригинальной пластинке получился интересный баланс весьма ниочёмных битов, которые звучали тогда отовсюду, узнаваемых голосов (контраст экстремального и технически совсем не правильного вокала Юли и ангельского голоска Лены) и панкового желания быть против всех.
И хотя проект весьма продюсерский, отсутствие опыта у авторов и участниц группы как-то повлияло на качество. Тексты, мне кажется, получились из-за этого более искренними и надрывными, а не просто набором клише от опытного Крутого или Фадеева. Продакшн, наверно, именно из-за этого местами напоминает какие-то незавершённые демки, но в этом и есть шарм. Опять получается очень правдоподобно: как-то не ожидаешь от страдающих 16-летних девочек первоклассную дорогую запись – в итоге такое качество сделало их будто бы ближе к народу.
Худшей песней на альбоме можно смело считать Робот. Она напоминает мне Влюблённый самолёт или что-нибудь в таком стиле – уже устаревшее звучание для 2001-го, обработка голоса ужасная, словно это саундтрек для невинного мультика. Слишком много повторов, которые понижают планку до уровня примитивной дискотеки.
Не очень далеко ушла единственная песня «извне» Я твой враг, которую написал участник Технологии (даже понятия не имею, что они поют, но по музыке в треке всё понятно в общем-то). Хотя, пока пишу это, борюсь с ностальгией... если не считать некоторых моментов в продакшне (доминации весёлых синтезаторов), то, в принципе, можно считать за хороший трек. Ещё одна сомнительная песня Мальчик гей тоже могла бы из-за простого танцевального бита попасть в ту же категорию, но цепляющий припев, ожидаемая тематика и шаловливость авторов спасла песню и сделала её одной из самых известных хитов группы.
Выбрать лучший трек я не могу. Я сошла с ума, конечно же, главный хит, который потом ещё и попал в мировые чарты, поэтому сложно оценивать эту песню непредвзято. Наверно, её успех скажет о ней больше, чем смогу я. Отмечу только, что мне нравится, как за очевидной темой кроется драма: намёки на убеждение, что гомосексуальность – это болезнь. Но это довольно нишевая проблема, а вот дети, которых не любят собственные родители и которые из-за этого чувствуют себя очень виноватыми – это проблема более общая.
Нас не догонят вообще с тех пор использовалась в куче ситуаций. Это не только песня о том, как не обращать внимания на ненавистников, но и просто вдохновляющий, бодрящий трек. Даже патриотичный немного. Мол, мы самые молодцы, а что там они думают – какая разница? Конечно, если учитывать, что это поют несовершеннолетние девушки, которые хотят сбежать, то получается драматично (а когда Юля крикнет – так вообще за душу берёт). А когда пел хор армии – было патриотично. Ну и трилогию я бы закрыл несостоявшимся мировым хитом – Я твоя не первая.
Зачем я напоминает мне группу Пропаганда из-за вставок с рэпом. К нему я всё никак не могу привыкнуть. Он тоже весьма агрессивный, как и большинство партий Юли, и ещё больше отсылает меня к любительским записям из разных городов. Тогда, наверно, в каждом регионе была своя рэп-группа с сомнительными хитами. Этот же трек спасает невероятный припев и проигрыш будто с альбома Mr Credo. Необычный и успешный микс.
30 Минут девушки поют очень лениво – это самый тихий трек на альбоме. Но это не значит, что он скучный. Наоборот, он завораживает и создаёт зловещую атмосферу. Будто кто-то взял песню из светлого и доброго советского фильма и перезаписал её в реалиях поздних 90-х. Безысходностью веет.
200 по встречной не просто напоминает мне детство и будто бы лучшие времена, это в принципе очень солидный альбом, который собрал в себе тренды русской музыки начала нулевых. Некоторых из них уже канули в лету и теперь эти песни звучат несколько примитивно, другие же остаются актуальными до сих пор. Главное, что кроме модного продакшна авторы попытались окутать проект тайной, создать интригу, но и не забыли добавить к этому всему отличное исполнение от вокалисток и тексты о проблемах подростков.
______________________
Читайте также на моём канале:
______________________
Ещё больше статей о музыке и не только на моём персональном сайте или телеграм-канале. Поддержите меня напрямую!