«Под небом голубым есть город золотой…» - эта песня у крымчан прочно связана с Ялтой. Но для меня такой золотой город – Бакла, особенно весной, когда желтый кизил расцвечивает склоны, а яркое солнце золотит скалы.
Бакла – это гора и одноименный пещерный город, расположенный вблизи села Скалистого. Добраться туда можно несколькими дорогами, моя любимая – мимо озера, которое называют Марсианским за фантастические очертания и насыщенный бирюзовый цвет воды. Фантастики здесь, конечно нет: озеро техногенного происхождения. Тут добывали альминский камень, дошли до водоносного горизонта – и родниковая вода затопила карьер. Благодаря белым бортам и дну в солнечный день вода изумительно отражает цвет неба, а когда оно затянуто тучами, цвет озера вполне земной, сизый.
Когда-то Бакла была мало посещаемой, но после возникновения неподалеку монастыря, а потом и базы отдыха, туристов значительно прибавилось. И все-таки их здесь меньше, чем на Мангупе или в Чуфут-Кале. Словом, если вы любите тихие места, вам сюда: можно подняться на обрывы куэсты и сверху любоваться руинами пещерного города, широченными панорамами гор Внутренней и Главной гряды: на юге величественно возвышается шатер Чатырдага, на западе можно различить Чуфут-Кале, усеченный конус Тепе-Кермена.
Куэста. Это испанское слово должно приманить вас, если вы до сих пор не очарованы Баклой. Куэста – типичная для Крыма гора: с одной стороны имеет пологий склон, с другой оканчивается обрывом. На таких обрывах и строились пещерные города. В известняках карниза вырубались одно- и двухъярусные пещеры, которые служили для хозяйственных нужд и обороны, над ними из бута или самана возводились жилые дома. Это были крепости, созданные природой и дополнительно укрепленные горожанами.
Когда стала заселяться Бакла? Историки считают, что в V-VI веках: городище застраивалось, разрасталось вплоть до 1299 года, когда его захватили отряды золотоордынского хана Ногая.
Каким был город? Почему не сохранился? А вы посмотрите на современные дома, где никто не живет: пара десятков лет – и стены разъедает время, дом захватывают растения. А здесь семь веков пронеслось! Если скалы Баклы рушатся, оставляя огромные обломки на склонах, осыпаются гроты, то у саманных домов тем более не было шанса пережить века.
Но можно представить, как здесь все было.
Вот узкий проход в скалах – южные ворота. В стенах круглые подрубки: скорее всего, в них крепились лаги, а поверху был деревянный настил для пешеходов и повозок. В случае опасности его можно было быстро убрать и закрыть ворота. Над воротами скала, на которой, по-видимому, стояла дозорная башня. Но вряд ли жители города были воинственными: судя по большому количеству зерновых емкостей, вырубленных в скалах, они выращивали и продавали зерно. Круглые отверстия зернохранилищ встречаются в Бакле на каждом шагу, в некоторых из них поселились деревья. А две емкости, вырубленные на обрыве, частично обвалились, и если спуститься под них, можно увидеть «глаза Баклы» и ее «улыбку».
Наверняка в окрестностях были и виноградники. Здесь сохранились тарапаны – вырезанные в скалах прямоугольные углубления, в которых давили виноград. Держали жители и скот: в нижних пещерах есть кормушки вдоль стен. Были они христианами: сохранилась крошечная пещерная церковь и фундамент храма IX века.
Можно вообразить узкие улочки, дома с окнами на Чатырдаг – интересно, как он тогда назывался? Да и Бакла звалась иначе, мы уже не узнаем, как жители называли свой город.
Мне нравится бродить по заросшему кизилом и терном городу, представляя, какими были те люди. Может, кто-то из них встречал рассвет вон на том высоком мысу, откуда город как на ладони. Играл тихонечко на флейте, сидя на поляне сон-травы, в компании рыжего пса смотрел, как над Чатырдагом поднимается солнце, как тени облаков бегут по полю, слышал голос фазана – как мы сегодня. Потом шел домой, по пути касаясь рукой теплых скал, которые дожди и ветры превратили в настоящее кружево. Поднимал с земли «сокровища»: монетки нуммулитов – ископаемых останков древних одноклеточных, раковины моллюсков. И думал о том, как же оказались они здесь, высоко в горах…
Отцветает кизил, ему на смену приходит терновник – в эти выходные древний город будет утопать в белых облаках, у цветов терна медовый запах… Поезжайте на Баклу!