Захотелось сказать несколько теплых слов о покойном протоиерее Димитрии Смирнове. Знаете, как всегда: "большое видится на расстоянье". При жизни отец Димитрий многих раздражал. Мне тоже далеко не все в нем нравилось. Скорее даже вообще ничего. Что уж греха таить... зато теперь стало ясно, что был он одним из крупнейших христианских мыслителей. Но – ирония судьбы – ясно это стало не из собственных писаний (или каких-то записей выступлений) отца Димитрия, а исключительно из устных воспоминаний журналиста Владимира Соловьева. Выступившего в роли своеобразного "евангелиста"... что ж, его нации не привыкать. И за века сформированы определенные стандарты, позволяющие мне, по крайней мере, относиться к воспоминаниям Соловьева с полным доверием.
Итак – что же сказал, согласно Соловьеву, отец Димитрий? "В нашей церкви антисемитизма быть не может. Посмотришь на первый ряд иконостаса, посмотришь на второй... и все станет ясно". Под "первым и вторым рядом" (если я правильно запомнил) отец Димитрий очевидно имел в виду то, что обычно (и неправильно) называют "пятым и четвертым рядом". К ним можно добавить еще и так называемый "деисусный ряд" – и все станет еще яснее.
Но неужели отец Димитрий сделал какое-то невероятное открытие? Неужели и до него это не было совершенно очевидно? Дело в том, что очевидные вещи становятся несколько менее очевидными, если их очень-очень не хочется замечать. Технически христианство – экспортный вариант иудаизма со всем полагающимся в таких случаях даунгрейдом; в этом нет ничего обидного – у экспортеров есть свои права, однако отсутствие обидного еще не означает того, что не будет обижающихся. Есть в православии уязвленное стремление сделать самим для себя вид, что христианство возникло как-то само по себе, вне всякой связи с иудаизмом. Даже вопреки ему. Вообще это ересь, давным-давно осужденная. Маркионитство. Но к своему большому удивлению не так давно я узнал, что маркионитство довольно популярно в современной России. То есть, популярна ересь.
Наиболее видный представитель — Олег Чекрыгин, бывший (естественно) священник, ведущий канал здесь, на Дзене. В остальном — информация анекдотическая, но устойчивая. То сельский батюшка что-то такое проповедовал без ведома начальства, то городской батюшка проповедовать остерегался, но кивал сочувственно; люди без сана так и вообще по уши в ереси ходят — вплоть до бабушки, упрямо отказывавшейся верить, что Иисус Христос был евреем. Хорошо это или плохо? С богословской точки зрения, понятно, плохо. А с этнической? А с этнической тоже плохо. Самообман вреден.
И, стало быть, большую пользу принес отец Димитрий русскому народу, точным словом разгромив самообман. Озвучив то, о чем веками безмолвно вещает православный иконостас. Давайте и мы к нему приглядимся. Хорошо ли мы его знаем? Вот самый верхний, «праотеческий» ряд. Почему он первый по мнению отца Димитрия? А вот смотрите, видите, кто в середине изображен?
Яхве. Не во всякой церкви его можно увидеть. Уже века длится в православии нешумная и в общем-то дружественная полемика об уместности изображений Яхве. Как можно изображать того, кого не существует? Это даже непочтительно. Для Каббалы наиболее уместное и тактичное обозначение Яхве — אינ («Ничто»; 61 по гематрии — эквивалент אדונ «Господин»). Изображения «Ничего» в духе приведенной здесь картинки могут показаться как минимум детски-наивными, почему иерархи, нацеленные, так сказать, больше на строгость, предпочитают видеть в средине праотеческого ряда изображение Троицы по рублевском чину (где три ангела как раз соответствуют трем буквам "Ничего" אינ). Но с другой стороны и детская наивность не противопоказана христианству – ведь это адаптация иудаизма для гоев, являющихся с иудейской точки зрения "младенцами по уму". А младенцам равно позволительно и "большиться", и "шалить" (по выражению Анненского) – и то, и другое вызовет только улыбку у снисходительного, хотя и неродного отца, коим является Яхве.
Кто еще у нас в праотеческом ряду? Крайний справа – Моисей с каменной скрижалью Завета в руке. Вы не задумывались: а почему скрижали Завета каменные? По понятным причинам мобильные носители текста всегда старались делать максимально легкими. Древние евреи несомненно знали и про египетские папирусы, и про вавилонские глиняные таблички. Почему камень? Наверно, чтобы выразить весомость? Статус Торы, конечно, фундаментально отличается от статуса "пророческих книг", являющихся своего рода "упражнениями на тему" – почему пророки, как мы видим, изображены с более "легковесными" пергаментными свитками в руках. Но помимо этого очевидного и (поверхностного) смысла есть в материале скрижалей и смысл подлинно глубокий. О нем мы узнаем, когда перейдем к следующему ряду. Вот как много может нам поведать православный иконостас!
Но пока мы продолжаем изучать праотеческий ряд. Рядом с Моисеем – царь Давид. Как на многих поздних иконах он похож на Владимира Зеленского (хотя на Зеленского могут походить и другие святые – см. например, вот эту чудесную икону святого Христофора
Сходство с Зеленским, конечно, не означает, что иконописцы мистически предвидели возведение Зеленского на трон Давида (подробнее об этом здесь
Ну то есть, мы так думаем, что не означает. Должны так думать. Но на Украине (где православный обряд ничем не отличается от российского)) несомненно будут думать и, возможно, уже думают иначе. То, что православный обряд может укреплять украинцев в решимости следовать за Зеленским – фактор, который нам необходимо учитывать. Должна быть проведена серьезная богословская работа, которой пока и близко не наблюдается. Самое сильное, до чего пока смогли додуматься – указание на то, что Зеленский "некрещеный". Ну и что? Царь Давид тоже был некрещеный. Это не мешает ему находиться в каждой церкви и в самом почетном ряду иконостаса.
Ближайший к Яхве справа – пророк Самуил, тайно помазавший Давида на царство. Этот персонаж тоже более актуален для современной Украины – вспоминается, конечно же, Джозеф Байден, тайно (да не особо и тайно) помазавший на царство Зеленского
Отметим, что на Львовщине учрежден прямой религиозный культ Байдена (знаменитый рождественский вертеп в Нагуевичах), хотя удачной эту идею назвать нельзя. Сказывается характерная для униатства провинциальность, деградация канона, в чем-то даже просто неумелость... если униатство было бы выдвинуто в качестве идейного противника РПЦ, от него бы мокрого места не осталось. Патриарх Кирилл на одну ладонь положил бы униатство, а другой прихлопнул. Я это говорю не для того, чтобы польстить патриарху, а потому, что это действительно так. Но Зеленский не настолько глуп, чтобы опираться на униатство. Его опора — ПЦУ, а там с каноном все в порядке.
Mais revenons à nos icônes. Персонажи со свитками в руках, как я уже объяснил, — пророки. Собственно, они должны были бы быть во втором ряду, который так и называется — «пророческий». Но это не значит, что рассматриваемый нами иконостас какой-то «неправильный». Просто по чисто техническим причинам не всегда получается разместить в пророческом ряду всех шестнадцать полагающихся по чину пророков. Иногда и в двух рядах они не помещаются. Большой беды в этом, однако, нет, поскольку пророки практически ничем не отличаются друг от друга. “В тот день, когда все народы земли соберутся против него, я сделаю Иерусалим незыблемой скалой против всех народов». «Люди Иерусалима сильны, потому, что Яхве Цебаот — их бог». «В тот день я уничтожу все народы, нападающие на Иерусалим». «Иерусалим будет свят». «Тогда они узнают, что я, Яхве, их бог, с ними, и что они, израильтяне, — мой народ». «Ибо я, Яхве, — ваш бог, святой Израиля, ваш спаситель. Я отдам в выкуп за вас Египет, также Куш и Себу. Поскольку вы драгоценны для меня и почтенны, и потому, что я люблю вас, я обменяю на вас людей, обменяю народы на вашу жизнь» (это интересно — AG Condor). “ Вот, я дам знак гоям... и они принесут на руках ваших сыновей, а на плечах — ваших дочерей. Их цари будут вашими приемными отцами, а их царицы — вашими кормилицами. Они уткнутся перед вами лицом в землю, они будут лизать пыль у ваших ног». «Пробудись, пробудись, Сион, облекись силой! Облачись в великолепные одеяния, Иерусалим, святой город! Необрезанный и нечистый не войдут в тебя снова». «Твои врата будут всегда открыты, не закроются ни днем, ни ночью, чтобы вносились в них богатства гоев, вводились их цари, взятые в плен. Ибо народ или царство, не пожелавшие служить тебе, погибнут. Будут уничтожены полностью... презирающие тебя падут к твоим ногам и назовут тебя городом Яхве, Сионом Святого Израиля». «Чужеземцы будут пасти ваши стада, иноземцы будут возделывать ваши поля и виноградники, и вас назовут жрецами Яхве, священниками нашего бога. Вы будете питаться богатством гоев, хвастаться их сокровищами». «Слуги Яхве узнают его руку, враги Яхве узнают его ярость... многих убьет Яхве». «Пой, о дочь Сиона! Кричи, о Израиль! Радуйся и ликуй от всего сердца, о дочь Иерусалима!» Как видим, содержание пророческих книг Танаха — это даже не вариации на тему. Тема просто повторяется снова и снова с завораживающей монотонностью. И кажется довольно нехитрой в философском плане. Но это впечатление обманчиво. Хрестоматийное «волк будет жить вместе с ягненком, и барс будет лежать вместе с козленком» звучит неправдоподобно-идиллически только пока мы не сопоставим этот пассаж из Исайи со следующим местом у Даниила: «Ты, о царь, видел огромную статую. Могучая статуя, великолепно сияющая, стояла перед тобой, и вид ее вызывал страх. Голова ее была из чистого золота, грудь и руки из серебра, живот и бедра из меди, ноги из железа, ступни — отчасти из железа, отчасти из глины. И видел ты, как камень был вытесан без помощи рук, и ударил камень в ступни статуи из железа и глины и разбил их, и тогда рухнуло все вместе, и железо, и глина, и медь, и серебро, и золото, и ветер унес все это, как мякину летом на току. И камень, поразивший статую, стал великой горой и заполнил всю землю». Для дофизического уровня это весьма неплохое описание заветной цели эзотерического иудаизма — возвращения актуальной вселенной (с разнообразием энергий) в сверхплотное состояние (подробно см.
Там, в сверхплотном, понятно, что «волк будет жить вместе с ягненком, а барс лежать вместе с козленком». Противоположности схлопнутся, а потом дочь Иерусалима будет «радоваться и ликовать от всего сердца». «А теперь танцы», как говорится. И в напоминание об этом радостном идеале пророк Даниил в пророческом ряду нередко изображается с камнем в руке.
Никому не навязываю своего мнения, но это моя любимая православная икона. Приятно также и то, что пророческий ряд хронологически предшествует праотеческому. Да, пророки вторичны, но иногда начинать обучение лучше именно со вторичного. Именно Даниил позволяет нам по-настоящему почувствовать вес Торы. Знаменательно в этом смысле, что первый пророческий ряд в истории русской православной церкви принадлежал кисти чуть ли не самого Андрея Рублева! Правда, дошла нас только одна икона – пророка Софонии (точнее, дошло две, но вторая записана). Так что можно сказать, что пророку Софонии повезло.
Подлинный шедевр! Немного огорчает только, что текст свитка неканоничен. Духовноначалие Рублева проявило осторожность, возможно, излишнюю. Канонический текст выглядит так
"Радуйся, дщерь Сионова". ךני, употребленное в оригинале, может означать и "пой", и "ликуй" одновременно. И на этой ликующей ноте мы и завершаем наше рассмотрение верхних рядов православного иконостаса, наглядно продемонстрировав полнейшую правоту отца Димитрия Смирнова.
А критические замечания? Ни малейших! Ну разве что поддержать старую академическую традицию... диссертация написана блестяще, придраться не к чему, но чисто проформы ради пару-тройку замечаний на полях... А я так, пожалуй, и одним замечанием ограничусь. А оно нам надо? Вот это все – "лизать пыль у ног" и прочее? Это, между прочим, и к нам, русичам, относится. У еврейского народа любимчиков нет (вернее, есть один, но это точно не мы). Сказано "гои", значит, "гои". Конечно, полное подчинение русской истории интересам еврейского народа – вещь, с христианской точки зрения вполне полезная, поскольку является проявлением смирения (и еще какого!) Полезным этот навык, веками прививавшийся с помощью наглядной агитации, оказался и в 1917 году; "евреи знают лучше", "евреи поведут куда надо" – эти настроения сыграли огромную и далеко не оцененную пока по достоинству роль в успехе "большевистского" переворота. Что в итоге? Господин Абрамович действительно "питается богатством гоев и хвастается их сокровищами". В полном соответствии с пророчествами. А мы получаем интеллектуальное удовлетворение. И это все, что нам нужно?