Найти в Дзене
Мысли, Кофе и Гитара

Пугающее превращение

Представим себе ситуацию – одним не очень добрым утром некий человек просыпается в своей кровати и вдруг понимает, что он – больше не он, а огромное неприятное насекомое. При этом внутренне он особо не изменился, у него все те же воспоминания, мысли и опасения, только теперь заключенные в непривычной внешней оболочке. Он понимает других, но сказанные им слова - хотя ему они и кажутся вполне четкими и ясными – другими не воспринимаются. Что же будет дальше? Как отреагируют его близкие на такое необычное и жутковатое превращение, смогут ли они установить контакт с этим человеком, какая судьба ждет его в новом обличье? Невероятное количество вопросов вызывает развитие сюжета знаменитой повести Франца Кафки «Превращение», что также порождает значительное количество разнообразных трактовок. Конечно, художественное произведение на то и художественное, чтобы не давать никаких конкретных ответов, так что каждый способен увидеть в нем что-то свое. Для меня эта повесть – одно из наиболее пугающи

Представим себе ситуацию – одним не очень добрым утром некий человек просыпается в своей кровати и вдруг понимает, что он – больше не он, а огромное неприятное насекомое. При этом внутренне он особо не изменился, у него все те же воспоминания, мысли и опасения, только теперь заключенные в непривычной внешней оболочке. Он понимает других, но сказанные им слова - хотя ему они и кажутся вполне четкими и ясными – другими не воспринимаются. Что же будет дальше? Как отреагируют его близкие на такое необычное и жутковатое превращение, смогут ли они установить контакт с этим человеком, какая судьба ждет его в новом обличье?

Невероятное количество вопросов вызывает развитие сюжета знаменитой повести Франца Кафки «Превращение», что также порождает значительное количество разнообразных трактовок. Конечно, художественное произведение на то и художественное, чтобы не давать никаких конкретных ответов, так что каждый способен увидеть в нем что-то свое.

Для меня эта повесть – одно из наиболее пугающих, леденящих кровь литературных творений, пусть повествование в нем и ведется самым безэмоциональным образом, а преображенный в гигантское насекомое главный герой ведет себя совсем смирно, ни на кого не набрасывается и не причиняет никому вреда (ну, разве что себе самому).

Здесь страшны не свирепые монстры и не какие-либо безумные действия, а изображенная автором во всей своей отталкивающей открытости суть многих человеческих взаимоотношений (по крайней мере, это мое понимание произведения).

Как ведут себя близкие человека-насекомого, когда узнают о превращении? Если поначалу они еще как-то пытаются поддерживать его существование, то со временем их отношение к нему становится все хуже и хуже. Но, самое главное, никто даже не пытается хоть сколько-либо войти в его положение, наладить с ним связь, и между ним и семьей очень быстро вырастает стена полнейшего отчуждения (хотя, судя по всему, она существовала еще задолго до превращения, просто потом стала гораздо более явной). Происходит то, что можно назвать дегуманизацией – отрицание родственниками человеческой сути их все еще сына и брата, отождествление его с чем-то низшим и недостойным любви и принятия.

Но если поведение близких героя пугает, то не менее пугает и его собственное поведение. Так, обнаружив, что он вдруг так странно преобразился, Грегор (так зовут героя) первым делом думает не о последствиях этого события для себя, а о том, успеет ли он теперь на работу и как отреагирует начальник на его опоздание. Вероятнее всего, Грегор из тех людей, чья самооценка полностью строится на полезности их действий с точки зрения окружающих. Превратившись в насекомое, герой перестает быть полезным, прежнее устройство его мира – того мира, где он содержал семью, а потому мог рассчитывать на хоть какие-то ответные теплые чувства - рушится, а новый мир на таком фундаменте он построить не может (кто-то упрекает его в слабости, но откуда взяться силе при таком подходе к жизни, очевидно, усвоенном с раннего детства?). Так что он практически не предпринимает каких-либо попыток прояснить свое настоящее положение и безмолвно чахнет за завесой отчуждения. Мучительно грустная и жуткая история разворачивается перед глазами читателей…

Да, в реальности люди вроде как не превращаются в гигантских насекомых, и однако сущность каждого отдельного человека весьма хрупка. И физически, и ментально любой может претерпеть непредвиденное и нежелательное преображение – и остаться после этого преображения одиноким, отделенным от других. А иногда и превращения никакого не требуется – люди зачастую настолько мало пытаются понять и услышать друг друга, что ведут себя не более разумно и доброжелательно, чем герои этой повести, выстраивая высокие стены неодобрения и отторжения буквально на ровном месте.

Но мне хочется все же закончить свои рассуждения на позитивной ноте и пожелать всем и каждому светлых и теплых взаимоотношений, основанных на уважении и принятии.

А если вы читали эту повесть, то очень интересно было бы увидеть ваш взгляд на ситуацию.