(Фото не моё)
Приветствую, уважаемые подписчики, коллеги-моделисты и просто читатели! Отдельно хочу поприветствовать и ценителей МОДЕЛЬНОГО ТРЕША: проходите, устраивайтесь поудобнее, вам тут будет интересно. Это моя вторая работа подряд, попадающая в раздел карательного моделизма, но если Леклерк от MiniHobbyModels выглядел довольно прилично, а уж недоумение, гнев и матерные возгласы вызывал в процессе сборки, тот тут всё с точностью до наоборот. Эта модель делалась на заказ для одного знакомого моделиста, который временно не может заниматься хобби по причине травмы. Я легко согласился на забавный и вроде бы несложный опытный советский бипланчик, но когда заказчик принёс литники, сложенные в обычный файлик, я мысленно схватился за голову и назвал себя несколькими нехорошими словами за то, что подписался на эту аферу - так набор отвратительно выглядел! Но в процессе работы всё было не так уж и печально. Посмотрим поподробнее.
О наборе: Набор 1990-х годов (более точной инфы не нашёл) от украинской фирмы Amodel, выполненный по технологии литья под низким давлением (ЛНД). Мне набор достался без коробки, потому в файле лежат три литника из белого полистирола, крошечный литник из прозрачного пластика, декаль и инструкция. Ещё там были ксерокопии из журналов со статьями о прототипе и собственно о модели (из М-хобби), но эти бонусы были предоставлены заказчиком, а не производителем. В наборе 51 деталь, все будут использованы. Качество литья очень двоякое: с первого взгляда бросается в глаза множество облоя, каких-то артефактов литья на гранях и краях деталей, жуткая неаккуратность литников. Однако на самих деталях нет замыленности, утяжин и следов толкателей. Пластик очень своеобразный: мягкий, хрупкий, очень легко растворяется клеем. Детализация в целом средняя: выхлопные патрубки даны отдельными деталями, равно как и очень толстая антенна, средненько показан интерьер кабины, которого почти не будет видно; стойки шасси и колёса выглядят неплохо, а вот трубка Пито отлита вместе с фюзеляжем и смотрится жалко, весьма примитивны и бомбы, хотя их оперение и довольно тонкое. Расшивка - сильная сторона модели, которая вытягивает её зрелищность до весьма неплохого уровня. Тонкая, подробная, с минимумом упрощений, очень приятная в работе (главное её не повредить при сборке и зачистке). Стыкуемость, предсказуемо, так себе. Между половинками фюзеляжа получается щель, которую непросто зашпаклевать, шасси с винтомоторной группой собираются мучительно, горизонтальное оперение почему-то становится под углом... Порадовало, впрочем, что обе пары крыльев становятся нормально. Прозрачная деталь - тихий ужас, напомнила лучшие традиции ДЗИ и прочих советских производителей: толстая, мутная, кривая, почти без переплёта... Набор не имеет вариативности по сборке (как бы неудивительно, самолёт существовал в единственном экземпляре); бонусов нет. Инструкция - настоящий артефакт из истории моделизма. На чёрно-белом листочке А4 дана краткая история прототипа с характеристиками и картой литников (ибо на самих литниках номера деталей не указаны), сборочная инструкция не отпечатана на компьютере, а начерчена ОТ РУКИ со всеми подписями и обозначениями цветов, также между этапами сборки щедро добавлены небольшие фрагменты из заводских чертежей (я так подозреваю, исключительно в декоративных целях, иной смысловой нагрузки они не несут). Схема окраски на один вариант (само собой) чёрно-белая, самолёт показан с пяти проекций, хотя это несколько излишне для монотонно-серого окраса. Декаль среднего качества, но она абсолютно бессмысленна, ибо на ней есть только приборная панель, которую не будет видно после сборки. Дело в том, что машина была прототипом, и никаких обозначений и даже красных звёзд не несла. Цена набора мне неизвестна, я его не покупал, но полагаю, что она невысокая. Другое дело, что и в наличии такой модели может не быть, я не уверен, что она ещё выпускается. И альтернатив у неё, в целом, нет. Эту весьма специфичную машину (и то более раннюю, с неубираемым шасси) делали по вакуумной технологии когда-то давно на фирме с кричащим названием Каюк и в 2017 изготовили в смоле Prop&Jet, о других мне неизвестно. Хотя не думаю, что такой самолёт пользуется большой популярностью. В целом впечатления от набора двоякие: кое-что идёт очень плохо, а другое, наоборот легко и красиво. Набор требует доработок, опыта и терпения, потому не показан новичкам. А тем моделистам, кто не боится проблем и более-менее умеет их решать, однозначно рекомендую, получается как минимум нетипичная и неплохо выглядящая модель!
О создании: Сборка деталей на обычный и сверхтекучий модельный клей, с металлом работал цианоакрилатом-гелем. Обработка скальпелем, маникюрными пилками и фрезером. Окраска интерьера акрилами и эмалями аэрографом и кистью, никаких эффектов не делалось, посажена декаль приборки. После сборки видно её не будет.
Половины фюзеляжа склеиваются под давлением, и всё равно щели стыков внушительны.
Стволики пулемётов рассверливаем иглой инсулинки.
Шпаклёвка - Mr.White Putty.
Пока она подсыхает, изготовим из тянутого литника более аккуратную трубку Пито. Также из неиспользованных деталей от других строек подобрана тонкая антенна, на её конец приклеен обрезочек гитарной струны.
Окрасим мотор, шасси, переплёт фонаря кабины (он был замаскирован бумажной лентой).
Заканчиваем сборку (частично) и переходим к окраске. В качестве грунта и тёмного цвета прешейдинга надут серый Testors.
Высветления сделаны белой краской аэрографом H&S Infinity с соплом 0.15 мм на низком давлении. Свой крутой аэрограф я использую только для самых тонких работ, для остального вполне хватает двух Fengda.
И основной светло-серый цвет. Я использовал итальянский авиационный серый от Testors, он максимально похож.
Задуем модель глянцевым эмалевым лаком. Кистью окрашиваем элементы разных цветов (габариты, кожаную обивку кабины, стволы пулемётов и т.д.). Заказчик не хотел машину с бомбами, потому их не трогаем, а вот пилоны он попросил поставить. А жаль, с бомбами бы этот малыш смотрелся ещё забавнее, на мой взгляд.
Акриловая смывка Vallejo Wash чёрного и коричневого цветов. При удалении излишков я старался не оставлять разводов, ибо опытный самолёт не мог быть сильно грязным.
Финишный полуглянцевый лак Mr.Color. Почему-то на этой модели он получился почти матовым...
Для меня серьёзным челленджем было сделать стяжные кольца на капоте. Вариант просто покрасить я не рассматривал всерьёз - это бы выглядело недостоверно. Я думал вырезать полосочки из фольги или травления, но оба метода имели свои серьёзные недостатки. И тогда на помощь миру моделизма в очередной раз пришёл мир маникюра! За совершенно смешные деньги был куплен набор самоклеящихся декалей для нейл-дизайна. Они имеют небольшую толщину, но тем не менее выглядят объёмными, а клейкий слой даёт вполне надёжное сцепление. Материал эластичный, не ломкий, работать с ним приятно. Стоит только подрезать края острым скальпелем, ибо они не идеально ровные. А вот хромированный блеск выше всяческих похвал! Но мало сделать блестящие полосочки, нужно как-то имитировать их загнутые края, где собственно они стягивались. Я вырезал из травлёной рамочки две полосочки, согнул в виде буквы "П", приклеил и окрасил серебрянкой.
И финальный штрих - закопчения от выхлопных труб смесью чёрного и ржаво-коричневого акрилов. Главное не перестараться!
После снятия масок с фонаря и выделения габаритных огоньков глянцем, получаем такого малыша-толстячка.
А так мы выглядим под естественным освещением.
На этом пока всё, статья об этом не пошедшем в серию биплане выйдет в ближайшее время! Потому подписывайтесь, а также заходите в мою группу Вконтакте, где можно обсудить лично всякие вопросы и даже заказать изготовление модели (https://vk.com/warminiarts), а также подписывайтесь в Инстаграмме, где много фото, и ничего лишнего (https://www.instagram.com/warminiarts_lugansk/). А сейчас - благодарю за внимание и хорошего времени суток!