Наследие Дурова продолжает путь метаморфозы от всеми знакомой социальной сети до чего-то большего. Большого и непонятного.
Mail.ru Group сначала похоронил игры Вконтакте (по которым новоиспечённые олдфаги 20+ лет уже сейчас способны пустить скупую слезу), потом убил оптимизацию своего официального приложения вместе с дизайном.
Но этого нашим мыльным друзьям недостаточно. Складывается такое ощущение, что у них запланировано ещё много изменений, сияющих лучами непоправимой пользы.
Наверное, каждому предпринимателю, продвигавшему свои услуги/товары/контент во Вконтакте, знаком интерфейс рекламного кабинета. Не очень удобный, но всё же, старый и родной кабинет, к которому так привыкли SMM-щики, маркетологи, и прочие лодыри и бездельники специалисты.
Для этого кабинета есть не менее (и не более) удобный API, который даже работает, и в котором достаточно легко можно разобраться, не применяя слишком много матерных заклинаний.
Предприятие, в котором я работаю, за пару лет успело охватить своими капиталистическими ручонками более 100 городов по всей России. Каждый город - это одна группа Вк. Для каждой группы Вк 1 раз в неделю нужно автоматически публиковать пост в рекламу. 100 городов = 100 рекламных объявлений.
Будучи программистом, я сделал так, чтобы этой скучной работой (и ещё много чем другим) занимались не условные Катя с Лерой, а наш сервер. Без напоминаний и (почти) без ошибок. А Катю с Лерой поставили на более важные задачи.
Ну и чо?
Примерно в начале марта 2023 года начал ползать слушок о том, что Вк собирается объединять рекламные кабинеты и переезжать на новую платформу.
Это значит, что для нашей компании вся автоматизация, которая у нас работает, с кучей настроек таргета, со всевозможными оптимизациями и экономичными моментами, должна быть переписана с нуля для работы с новым апи.
Судя по сплетням, эти замечательные люди не оставят никакой возможности работать в старом кабинете. Я уже представляю, как они дрессируют петухов клевать задницы всем сторонним разработчикам.
Делать нечего... Заходим на неизведанную территорию
Новый кабинет VK Рекламы выглядит достаточно приятно, и более удобно для простых смертных людишек. А чего же там по API?
При помощи гугла и яндекса я нашёл документацию, по которой должна работать автоматизация нового кабинета. Сама задумка неплохая: появилась стандартизация объектов, как ресурсов, каждый объект соответствует стандартам REST, и прикрутить их Апи к чему угодно стало в разы удобнее. Но есть один нюанс: Ничего не понятно.
Я пытался колдовать старым дедушкиным методом тыка, для того, чтобы создать кампанию. Кампанию я создал, но с одним нюансом:
Она не работает. В списке она появилась, но создать рекламную группу нельзя ни через апи, ни через интерфейс. Её даже настроить нельзя. Вообще ничего нельзя, кроме, как удалить.
Ну ладно. Не получилось через апи, ну и бог с ним. Создал я кампанию через интерфейс кабинета. Дай попробую через апи создать в ней рекламную группу. Написал запрос, указал параметры по документации, и о чудо! Рекламная группа создалась. С одним небольшим нюансом: Она не работает. Симптомы всё те же. Нельзя изменить ни в апи ни в интерфейсе. Нельзя в ней создать объявление, нельзя ничего. Можно только удалить её.
Ну ладно. Рекламную группу тоже создам через интерфейс кабинета. Теперь пришло время создать первое рекламное объявление.
Метод /api/v2/banners.json не позволяет создавать баннеры, но зато метод /api/v2/ad_groups/<ad_group_id>.json должен позволять это делать.
Захожу в документацию, и... теряюсь там на две-три недели.
Не буду расписывать в подробностях все приятности и неожиданные сюрпризы в структуре запросов и ответов. Напишу только про впечатления.
Мы собрали консилиум из трёх самых мудрых Backend-программистов нашего айти-отдела (нас всего трое) в надежде на то, что кому-нибудь удастся создать рекламное объявление через апи. Однако, желаемого результата достичь так и не удалось.
Я все пальцы переломал об небо.. Использовал все самые мощные матерные заклинания, которым меня в юном возрасте учил ещё прадед. Изучил все ссылки в Яндексе, даже зашёл пару раз на вторую страницу результатов поиска. Искал в киберфоруме, спрашивал в разных чатах программистов. Даже ChatGPT не помог. Все Вк-форумы официальных групп API вымерли ещё в 2022 году, и активности там ноль. Стучался в техподдержку Вк два раза, и один раз писал на электронную почту. Мне кидали всё те же ссылки на документацию, которую я уже раз 20 перечитал. А в конце мне дали понять, что я(мы) недостаточно умён и сообразителен для их гениальной интерактивной инновационной системы автоматизации продвижения.
Какой итог?
Итог такой. Я сижу, и ищу организации, которые в теории могли уже подружиться с этим апи, и надеюсь на то, что с нами поделятся мифическими сокровенными знаниями. Вместе с руководами мы сидим в лодке, и гребём от надвигающейся волны, которая в скором времени может похоронить всю нашу автоматизацию продвижения.
Если документация и апи VK Рекламы останутся в том же состоянии, что сейчас, то ей будут пользоваться только те избранные кибер-гении, которые выбрали красную таблетку. Ну или те кибер-гении, которые эту документацию API создавали. Что касается всей остальной челяди, то более низшие сословия специалистов (коим я являюсь) будут перебиваться Selenium`ом и прочими самыми разнообразными костылями.