Ушедшие из России зарубежные компании потеряли около $50 млрд, однако эти потери они смогут восстановить за полгода. Об этом "Российской газете" рассказал директор центра конъюнктурных исследований ВШЭ Георгий Остапкович.
Ранее СМИ сообщали, что зарубежные компании после ухода с российского рынка потеряли $2 млрд. По мнению Остапковича, потери гораздо значительнее.
"Нефтегазовая компания BP списала из-за потери активов $26 млрд, а это одна компания. Я бы оценил потери в диапазоне $50-60 млрд. Конечно, это большие потери. Но Россия занимает менее 2% в мировом ВВП, поэтому западные бренды потеряют около 2-3% от общего товарооборота. Они переведут свои предприятия, которые были в Москве, условно, в Польшу, Венгрию, Африку, Латинскую Америку и за полгода все восстановят", - рассказал экономист.
Сейчас около 1500 компаний стоит на очереди, чтобы уйти из России. Они собираются получить разрешения от Минфина и ЦБ, чтобы вывести средства, заработанные в России, поскольку стало сложно работать в условиях ограничений, отметил Остапкович. Эксперт подчеркнул, что зарубежные бренды самостоятельно решили покинуть российский рынок. "Никаких санкций не накладывали ни на McDonald's , ни на Renault", - уточнил экономист.
Отраслевые вопросы
В приостановке работы западных компаний есть как плюсы, так и минусы. Но негативных последствий больше, поскольку уходят бренды, которые производили товары народного потребления, а также производственные и инвестиционные компании. По этой же причине пострадали инвестиционные товары, объяснил Остапкович.
Из России ушли организации, которые производили большую часть продуктов для грудничков, например Nestlé и Danone. По мнению экономиста, в этом сегменте нужно поменять технологическую базу и нарастить долю отечественных товаров до 60-70%. Сейчас она составляет около 20%.
Проблемы с импортозамещением касаются также сельского хозяйства. Например, 95% семян сахарной свеклы закупается в Нидерландах. Индустриальное производство картофеля состоит из импорта на 80-85%. Российские семена тоже есть на рынке, но они менее производительные, рассказал директор центра конъюнктурных исследований.
"Для того, чтобы сажать наши семена и получать тот же объем, условно, сахарной свеклы, нам нужно в 1,5 раза увеличить количество полей, увеличивать механизацию обработки этих полей, увеличивать численность занятых. Это все издержки, которые в конечном итоге повлияют на цены", - пояснил Остапкович.
После ухода автомобильных брендов, продажи в отрасли упали на 60% и значительно сократился объем производства, добавил экономист.
Кроме того, обострилась ситуация с оборудованием, которое на 45-50% состояло из импорта. "Это значит, наши предприятия не могут модернизироваться, не могут делать инновационные шаги. И естественно, из-за этого может упасть объем производства", - предупредил Остапкович.
Специалист отметил, что сроки импортозамещения зависят не столько от финансирования отраслей, сколько от квалификации кадров. Чтобы начать выпускать технологически сложную продукцию, нужно развивать экономику знаний. Например, ни Airbus, ни Boeing не полетят без квалифицированных сотрудников.
Экономист также отметил, что в России нет специалистов, которые бы могли создать чипы размером 5-10 нанометров, поэтому их приходится закупать в Тайване. В России производятся чипы в 100 нанометров, их можно использовать для проездных билетов, банковских карт и утюгов. Для выпуска более сложных конструкций, нужно завозить схемы из Китая, а также подключать параллельный импорт. Например, чтобы технологичная продукция закупалась через Казахстан, Армению и Турцию.
Преимущества
После ухода иностранных брендов россияне заместили рабочие места, из-за чего существенно сократилась безработица. Сегодня она на самом низком уровне за все время существования Новой России - 3-5%. Кроме того, освободились ниши для отечественных производителей, поэтому фундаментальных потерь для населения не будет.
"Дефицит кадров можно покрыть, наладив процесс обучения. Главное, что создаются рабочие места, падает безработица и растут реально располагаемые денежные доходы", - подытожил Остапкович.
Развитие экономики зависит от того, насколько быстро бизнес поменяет логистику поставок сырья, оборудования и материалов. Западные поставки занимали набольшую долю импорта. Возможно, на первом этапе получится заменить продукцию ушедших брендов на более низкую по качеству. Однако через 2-3 года российские компании смогут производить аналогичные товары. При этом крайне нежелательно терять коммуникацию с Западом и входить в автаркию, чтобы не стать технологически отсталой страной, заключил директор центра конъюнктурных исследований ВШЭ.